Типы социальной стратификации
ü рабство
ü касты закрытые общества
ü сословия
ü классы открытые.
Рабство
· патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи
· классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).
Каста - социальная группа, членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз
Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные.
Класс - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и феодально?зависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) так называемый средний класс.
элементы:
§ этническая структура (род, племя, народность, нация);
§ демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
§ поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
§ классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
§ профессионально?образовательная структура.
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.
Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком?либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.
Социальная мобильность
Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г.
Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение.
Восхождение -индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы.
Нисхождение - всё наоборот.
Каналы социальной циркуляции:
ü Армия
ü Церковь
ü Образование
ü Брак
ü Политические и профессиональные организации.
Факторы социальной мобильности -условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне.
Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс.
Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.
16. Динамические процессы в социальной группе
Групповая динамика– взаимодействие членов социальных групп между собой.
процессам групповой динамики:
руководство и лидерство,
формирование группового мнения,
сплоченность группы,
конфликты,
групповое давление и др
Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процессе управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группах бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным;
группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность;
атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
Цель изучения групповой динамики – помощь организациям в решении проблем управления процессами в группах.
Динамические процессы:
давление на членов группы;
формирование социальных и распределение групповых ролей;
изменение активности членов группы: возможны феномены фасилитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и ингибиции (торможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди);
изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нормы);
групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое индивидуально);
подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственности, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.
17. Понятие личности, факторы развития личности.
Личность- это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.
Структура личности:
v направленность -проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях; знания, умения и навыки;
v индивидуально-типологические особенности - проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.
два подхода к пониманию сущности развития личности:
биологический - этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
социологический - этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Развитие личности- это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Основные направления развития личности:
физическое развитие
ü морфологические (рост, вес, объем),
ü биохимические (состав крови, костей, мышц)
ü физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;
социальное развитие
o психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера),
o духовными (нравственное становление),
o интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
18 Социализация: сущность и основные черты.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
основные задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.
Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.
19. Причины и типы девиантного поведения
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Виды девиантного поведения
преступность,
алкоголизм и наркомания,
самоубийства и т.д .
Первичная девиация - на определенные отклонения окружающие смотрят «сквозь пальцы», а человек, игнорирующие некие правила, не считает себя нарушителем.
Вторичная девиация окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
формы девиации
Индивидуальные - нарушения требований морали
коллективные - отражением деятельности некой социальной группы
20. Понятие социальной нормы и социального контроля.
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Индивидуумы (индивидуальное действие)и социальная группа(социальное действие) — таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся: а) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и социальной группы); б)восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная перцепция),присущие как индивиду, так и социальной группе.
Социальные нормы —это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные нормы в силу этого становятся — на стороне индивида — мерой его поведения, и на стороне общества -масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функция социальных норм:мерой поведения руководствуется индивидуум, а оценка принадлежит обществу.Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп.Именно здесь, в сфере сущего, слитно с ним воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающе; отражение в сознании людей.
21. Понятие социального института, институциональные функции.
Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. 4 сферы жизнедеятельности общества
Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция.
Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ.
Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность.
22. Социальный институт семьи
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей
Типы семейной структуры:
ü Неклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят.
ü Расширенная семья включает неклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
Функции
o Репродуктивная функция призвана обеспечивать воспроизводство новых членов общества.
o Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.
o Рекреационная функция.Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.
o Экономическая функцияохватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. . Ведение членами семьи общего хозяй-ства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.
Форма брака
- моногамия
- виды полигамии
Выбор предположительного партнера
- экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)
- эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)
23. Общество: структуры и типы
Социальная структура общества – это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.
Социальная структура общества состоит из этнической, демографической, поселенческой, классовой и профессионально-образовательной структур общества
В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.).
-по типу общественно-экономических формаций: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические
-по числу уровней управления и степени социальной дифференциации:
Простое общество -это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться.
Сложное общество -общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
По отношению социального контроля и свободы индивида:
Для закрытого обществахарактерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. Открытое обществохарактеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.
Другая классификация:
Традиционное (доиндустриальное) общество -общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне.
Индустриальное общество -это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество- общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп..
24. Общественное мнение: определение, теории, структура.
Общественное мнение – 1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной соц. группы и субкультуры в данном обществе; 2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности
Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).
Основными механизмамиобщественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.
В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:
1.РациональныйОснову составляют знания об объекте. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация
2.Эмоциональный Основу составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных чувствах и настроениях. Они могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях
3.Волевой Основа - общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
25. Социалистические исследования: классификация и функции
Методологическая часть исследования
Теоретическое обоснование
Классификация социологических исследований
Социологическое исследование - это система теоретических эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания обобъекте исследования
По видам исследования:
§ Социально-экономические
§ Социально-политические
§ Этно-социальные
Агент социализации – механизм, через который осуществляется процесс социализации. В результате неуспешной социализации возникает девиантная личность
Методика социологического исследования - тактик исследования, то есть систему операций, процедур, приемов становления социальных фактов, их систематизации и средств анализа.
Методические инструменты
способы сбора первичных данных
правила осуществления выборочных исследований
способы построения социальных показателей и др.
Специализированные процедуры социологического исследования
методы количественного анализа.
Процедура социологического исследования - определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной
социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить методологические, методические и организационно-технические процедуры, общей целью которых является получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе
26 Методы социологического исследования.
Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами.
Методы выборочного исследования.
Историко-социологическое исследование.
Анализ документов.
Эксперимент.
Скрытое наблюдение.
Включенное наблюдение.
Полевые исследования.
Развитие социальных отношений, их переход в ту или иную стадию зависит от множества внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов. Их анализ может носить как институциональный, так и конкретно ситуативный характер. Отсюда вытекает необходимость комплексного, многоуровневого подхода к формированию программ и методического инструментария социального мониторинга. Понятие социальный процесс отражает последовательную смену состояний или движение социальных отношений, других элементов социальной системы. Социальный процесс совершается под влиянием внутренних и внешних факторов, обладает относительной устойчивостью, определенным порядком взаимодействия элементов, продолжительностью, направленностью к определенной цели совместной деятельности субъектов. К социальным показателям в социологии и социальной статистике относят качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных отношений и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности. Показатели различаются по степени абстрагирования отражаемых ими признаков и свойств изучаемого объекта. Если последние доступны прямому наблюдению и измерению, они носят название эмпирических индикаторов. В случаях выражения в показателях более глубоких сущностных характеристик объекта исследования, такие показатели называют теоретическими, интегрированными. Если показатели выражают соотношения разноименных первичных показателей либо их соотнесенность с базовыми величинами, они называются аналитическими. Особый род показателей - нормативных - используется в качестве ориентиров в оценке социальных явлений, планировании, управлении.
27 Опрос как метод сбора социальной информации
Опрос – предмет сбора данных при личном контакте с респондентом
Опрос представляет информацию видов:
o о фактах
o о знаниях
o Мнения
o Поведенческие отчеты
o стереотипы
Виды опросов
ü письменные (анкеты, тесты)
ü устные (интервью)
ü экспертный
ü фокус группа
формы опроса:
личный индивидуальный опрос
+можно разъяснить непонятные вопросы
+можно проводить опрос по чувствительным темам
-Долго проходит исследование
- Затрачиваем много усилий
личная групповая
+ есть возможность разъяснить вопросы
+ Более оперативная форма
- более дорогая
- требуется специальная подготовка для тех, кто опрашивает
по телефону
+ немного по времени
+ Можно уточнить непонятные вопросы
- Возможен только там, где есть 50% охват телефонизации
- вопросы для вариантов ответа должны быть упрощены
- по времени тел. Опрос ограничен (15-20мин)
опрос через почту или газету
+ огромное количество людей
- возврат максим 5%
28 Виды и особенности интервьюирования
Интервью является одним из видов опроса.
Особенности
Интервьюирования связано с наличием непосредственного вербального контакта интервьюера с респондентом:
1) требует больше времени, финансовых затрат на привлечение к опросам и обучение интервьюеров;
2) обеспечивает более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы;
3) вербальная информация дополняется визуальной поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем;
4) интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента.
Виды интервью в зависимости от степени формализации:
§ Свободное(или Клиническое) интервью. Заранее определяется только тема беседы. Применяется на подготовительном этапе исследования, когда необходимо сориентироваться в проблемах, целях и гипотезах исследования, для разработки его программы, анкеты.
§ Фокусированное(направленное) интервью организуется по поводу конкретного факта, события, его последствий и причин. Респонденты заранее знакомятся со статьей, статистическими материалами, или отбираются из числа участников события
§ Интервью с открытымивопросами предполагает строго предопределенную последовательность вопросов и их формулировки . Ответы на вопросы записываются дословно или кодируются сразу по заранее предусмотренной схеме (таблице).
§ Формализованное (стандартизированное) интервью – самый распространенный вид. Беседа при этом регламентируется вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера. Вопросы, как правило, – закрытые
29 Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок - в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
Экспертная оценка — компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции.
Основные отличия экспертного опроса от массового состоят в следующем:
ü количество респондентов в массовом опросе значительно больше, чем в экспертном;
ü экспертный опрос не является анонимным;
ü экспертный опрос отличается более сложным инструментарием;
ü труд экспертов, в отличие от труда респондентов всегда оплачивается