Типы социальной стратификации, теории стратификации.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.

Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации.

Стратификация – такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые – меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.

С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социальных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.

Основоположник теории стратификации Макс Вебер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии.

Основополагающим для современных стратификационных концепций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.

  Типы стратификации
Есть два типа обществ, в основе выделения которых лежат разные типы стратификации: 1. Общество с предписанной стратификацией. Человек по рождению принадлежит к определенному социальному слою. Или, другими словами, человек приобретает статус по рождению – это предписанный (аскриптивнй) статус. Например, в современном нам мире это – Индия, где человек от рождения принадлежит к определенной касте; обладает предписанными каждой касте правами и обязанностями и не может изменить свое социальное положение в течение всей жизни. До начала ХIХ века, практически все общества имели предписанный тип стратификации – сословное деление обществ (сословия – это замкнутые общественные группы с наследственными правами и обязанностями). Пример сословного общества в чистом виде это – Франция до 1789 г., где существовало четкое деление общества на три сословия 1) духо-венство; 2) дворянство; 3) все категории населения, не относящиеся к первым двум). 2. Общество равных возможностей или общество с достигнутой стратификацией, где человек достигает определенного статуса в обществе благодаря собственным усилиям. Это индустриальный и постиндустриальный уровень развития общества (на сегодняшний день это практически все современные нам общества, и прежде всего те общества, которые имеют в основе своей культуры положения христианской религии). Господствующим типом стратификации в этих обществах является классовый тип стратификации.  
     

Наши рекомендации