Вопрос 3. Структура социологического знания (эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное) и методы социологии. Виды социологических теорий.

Вопрос 1.

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в 5в. до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом !Контом (1798-1857). Уже в 17в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных Наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В 18в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен. Мыслители 19в. стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке. Экономический уклад капитализма требовал освобождения основной производительной силы - рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограничений. Эти изменения происходили постепенно и часто болезненно, что определялось традициями и укладом каждой страны, порождая социальные конфликты. С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В 19в. социология развивалась, переплетаясь с социальной философией. Немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Г. Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - были и философами, и социологами,. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.

Вопрос 2. Объект и предмет социологии. Отличие социологии от других наук, изучающих общество.

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии является общество.Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки. Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д. Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей. Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком

смысле предмет социологии — закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типаю

Макросоциологические теории

В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. На протяжении большого периода времени был создан ряд теорий, среди которых следует отметить теории Герберта Спенсера (1820— 1903) и Карла Маркса (1818— 1883). П Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биоло­гическим организмом. Общество тоже является еди­ным целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимо­связаны органы и их системы, которые функционируют сла­женно.

Сравнивая исторические события разных эпох и просле­живая этапы развития общества, Спенсер уподоблял обще­ство организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процес­се эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).

Спенсер считал естественным существующий ход раз­вития и потому не считал нужным

вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, ре­форм, государственной поддержки общества, так как не ви­дел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции.

Карл Маркс проанализировал современное ему со­стояние общества. Он впервые рассмотрел обще­ственное развитие как результат длительного истори­ческого процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, опреде­ляются способом общественного производства. Для измене­ния этой ситуации необходимы радикальные преобразова­ния общества. На определенной стадии общественного развития воз­никает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна про­изойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами.

Следует отметить, что для своего времени теория Маркса была применима, но на современном этапе предпринята по­пытка разрешить это противоречие с помощью создания та­ких структур, которые позволяют одновременно быть соб­ственником средств производства и наемным работником (акционерные общества).

Эти две наиболее значимые теории и сейчас имеют своих последователей. Зародившись в Европе, они — получили дальнейшее развитие на американском кон­тиненте, но в США социология имеет, можно сказать, прак­тическую направленность. Каждый год проводилось и про­водится большое количество конкретных исследований, благодаря чему социология получила импульс к развитию.

Микросоциологические теории

Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.

Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.

Главной проблемой микросоциологии, таким образом, можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами.

Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований — поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.

Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы, обусловливающие эти значения.

Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.

Теории обмена. «Назад к человеку» - таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил примат психического над социальным.

Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца (1899 – 1959 гг.). В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.

Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».

13. общество как объект научного познания. Походы к изучению

Социологические подходы к изучению общества
Каким образом социология изучает общество? Обычно мы разделяем мир на три различные группы фактов. Есть биологические факты: дыхание, питание, сон и т.д. Психологические факты, например, эмоции любви, ненависти, или же восприятия, скажем, доставляющие удовольствие от созерцания красивых природных пейзажей. И социологические факты, связанные с социальными отношениями и обществом. Мы с кем-то дружим, сотрудничаем на работе, входим в различные группы. Если смотреть на мир таким образом, то по логике вещей каждая область науки должна изучать определенную группу фактов и не касаться других. Но в действительности этого не происходит. Один и тот же факт может представлять интерес для целого ряда наук. Рассмотрим простой пример поведения: женщина покупает четыре туристические путевки в Южную Корею, где она и ее семья проведут летний отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно Южную Корею. Экономист рассмотрел бы покупку билетов в отношении к тому, как эта женщина могла бы по другому потратить деньги. Социолог же заметил бы, что три других пассажира – это муж и дети женщины, купившей путевки. Он задался бы вопросом, каким образом они могли оказать влияние на ее решение. То есть разные научные дисциплины по разному объясняют один и тот же элемент поведения. Следующий этап анализа – выявление именно социологического, а не психологического, экономического или какого-нибудь иного характера интерпретации действительности. Профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер определил пять основных подходов используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов: Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население). Второй подход – психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Третий подход – коллективистический. Он применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию. Например, этот подход можно использовать при изучении таких групп, как семья, армия, спортивная команда, поскольку они являются коллективами индивидов. Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей. Пятый, последний подход – культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.
3. Предмет и объект социологии
Таким образом, при анализе различных общественных явлений социологи используют пять подходов. То есть социологи изучают общие родовые свойства общественных явлений. Эти наиболее общие свойства и закономерности, характерные для всех социальных явлений, являются одним изобъектов социологии. Непосредственный же объект социологии – общество, но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т.п. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняются действиям определенных закономерностей или тенденций. Таким образом, мы можем сказать, что предметом социологиивыступают общие и специфические законы, закономерности и тенденции развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих законов в деятельности отдельных индивидов, социальных общностей и социальных групп и организаций.

Вопроы 36

Вопрос 38

Урбанизация

ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ, ЕГО ЭТАПЫ МИГРАЦИИ

Урбанизация представляет собой исторически определенный этап развития отношений между городом и деревней, включающий в себя преобразование последней, качественное и количественное преобразование социальных общностей по формам поселения и отношений между ними, меняющий всю поселенческую структуру общества.

Процесс урбанизации имеет вполне конкретные социально-экономические предпосылки, из которых главными являются широкое разделение труда и формирование крупной промышленности. Этот период связан с переходом от мануфактурного к машинному производству, с формированием промышленного капитала и системы наемного труда.

Предпосылками для развития городов и расширения сети городского расселения в эпоху машинного производства стали особенности промышленного капитала – беспрерывное стремление капитала к самовозрастанию и его централизующий характер. Прежде рассеянные, раздробленные и мелкие средства производства капитал объединяет и концентрирует.

Развитие промышленности приходит в противоречие с деконцентрированной формой расселения.

На базе этих предпосылок формируются и новая форма расселения, и новая форма социально поселенческой структуры общества.

Система расселения, оставшаяся в наследство от докапиталистических формаций, представляла собой систему чрезвычайно рассеянных в пространстве поселений, которая стала исходным пунктом движения общества к современной урбанизированной структуре расселения. Поэтому в исторической ретроспективе процесс урбанизации можно разделить на два этапа развития:

1) первый этап – период, протекающий в рамках сохранения точечной структуры расселения (XVIII в. – первая половина XX в.);

2) второй этап начинается с переходом от точечной к «ареальной» структуре (с середины XX в.). Сложный комплекс социального пространства города, включающий город, пригороды, населенные пункты, получил название агломерации. (Еще более сложный тип урбанизированного пространства – мегаполис, представляющий совокупность двух и более агломераций, имеющих тенденцию к слиянию.) Агломерация становится основным элементом «ареаль-ного» расселения, население ее представляет собой социально-территориальную общность, объединяемую отношением к хозяйственно освоенной территории. В то же время агломерация является как бы моделью урбанизации, моделью социально-поселенческой структуры общества.

Необходимость обеспечения рабочей силой производств обуславливает усиление территориальной и социальной подвижности населения. На этой основе возникает новое явление в социально-демографической структуре ареала – маятниковая миграция населения, которая обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов города и периферийного окружения.

Миграция – смена места жительства, перемещение людей на иную территорию.

В миграции обычно выделяются четыре вида: эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная. Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Миграция населения может рассматриваться в двух разрезах: межтерриториальном и межпоселенческом.

ВОПРОС

Вопрос

Вопрос

Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Социальная депривация.

Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.

Этическая депривация.

Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами.

Психическая депривация.

Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.

Вопрос

44.

46.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

§ горизонтальным, которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;

§ вертикальным, которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы стратификации являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Социализация личности

 
 
 

Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Вопрос 1.

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в 5в. до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом !Контом (1798-1857). Уже в 17в. в теориях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений своего времени о природе. Известные к тому времени законы естественных Наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализации общественных закономерностей. В 18в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен. Мыслители 19в. стараются рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Причинами становления социологии были также переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы: остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке. Экономический уклад капитализма требовал освобождения основной производительной силы - рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограничений. Эти изменения происходили постепенно и часто болезненно, что определялось традициями и укладом каждой страны, порождая социальные конфликты. С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В 19в. социология развивалась, переплетаясь с социальной философией. Немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Г. Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - были и философами, и социологами,. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.

Вопрос 2. Объект и предмет социологии. Отличие социологии от других наук, изучающих общество.

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии является общество.Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки. Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д. Немецкий социолог Макс Вебер предмет <

Наши рекомендации