Социальные статусы и роли личности

Остановимся более подробно на уже упоминавшейся выше ролевой тео-рии личности, описывающей еѐ социальное поведение двумя основными поня-

тиями: «социальный статус» и «социальная роль». Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные по-ложения этой теории.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каж-дой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким стату-сом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях и занимать не-сколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определѐнные пра-ва и обязанности, называется статусом.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен должностью индивида (напри-мер, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем по-ведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессио-

нальной принадлежности), так и во внутренней позиции (в нравственных, поли-тических и идеологических установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретѐнные статусы. Пред-

писанный статус обусловлен обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он определяется этническим происхождением человека, местом его рождения, социальным положением семьи. Приобретѐнный (достигнутый) ста-тус определяется усилиями самого человека. Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы.Естественный статус личности пред-полагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, ребѐнка или юноши и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нѐм фиксируется социаль-ное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает ин-дивид в данной социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ро-

лей. Социальная роль–это соответствующий принятым нормам способ

поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль-это ожидаемое по-

ведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» че-ловека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваива-ет социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осу-ществлять самоконтроль.

Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Сово-купность ролей называется ролевой системой, или «ролевым набором» (по оп-ределению Р. Мертона). Многообразие статусов человека, а также многообра-зие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Иногда это приводит к ролевому конфликту. Такой конфликт может возникнуть между ролями в результате их несовместимости в данной конкрет-ной ситуации. Конфликт может возникнуть также в связи с различными требо-ваниями к выполнению одной и той же роли.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожи-дания и ролевого исполнения.Между этими двумя аспектами никогда не быва-ет полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная лич-ность.

В структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписание (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) социальные санкции ― социальные последствия того или иного действия в рамках требований норм социальной системы.

Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (например, мно-гие моральные нормы поведения).

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведе-ния. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым по-ведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, развитая личность может ис-пользовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным со-циальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, не исключая определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Наши рекомендации