Контрольная работа «социальные статусы и социальные роли»

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

Санкт-Петербург

 
  контрольная работа «социальные статусы и социальные роли» - student2.ru

УДК 316 (075.8)

Ежов, С.П., Социология: Методические указания / Ежов С.П., Халлисте О.В. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2011.- 32с.

В методических указаниях содержатся задания по выполнению трех контрольных работ. Две работы в форме эссе с методическими рекомендациями и примерами по их выполнению. Одна работа в форме ответов на тесты по ключевым темам учебного курса.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения изучающих дисциплину «Социология».

Методические указания составлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Социология».

Выполнение контрольных работ способствует формированию у студента следующих общекультурных компетенций (ОК):

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, политической организации общества (ОК-1);

- знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-3).

Утверждено на заседании учебно-методического совета

гуманитарного отделения 22 марта 2011 года.

Рекомендовано к изданию

РИСо СПбГТИ (ТУ)

контрольная работа «социальные статусы и социальные роли» - student2.ru © Ежов С.П., Халлисте О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Социальные статусы и социальные роли». 5

2 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Ответы на тесты по ключевым темам учебного курса» 13

3 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Механизм формирования голоса избирателя» 29


Введение

Учебная дисциплина «Социология» относится к блоку социально-экономических и гуманитарных дисциплин.

Вам, в ходе ее изучения, необходимо выполнить три контрольные работы.

Помощь в этой работе Вам окажут наши методические указания и базовый учебник – Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов – СПб: Питер, 2010. – 432 с.

Электронный учебник: https://err.technolog.edu.ru/Reader/Book/-159

Перваяконтрольная работа выполняется в форме эссе на тему: «Социальные статусы и социальные роли».

Эссе – это литературный жанр, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением проблемы. В конце работы делаются авторские выводы.

Вы пишете эссе на основе изучения предложенного материала и собственного жизненного опыта.

В качестве примера Вам предлагается приложение «Социальная роль – студент».

Эссе печатается на листах бумаги формата А4 на одной стороне листа. Шрифт 14 кегля. Размер полей: сверху – 25 мм, снизу – 30 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм. Объем эссе 2-3 компьютерных страницы.

Вторая контрольная работа – это ответы на представленные тестовые задания. В каждой теме 10 заданий. Номер темы студент выбирает по последней цифре зачетной книжки (от 1 до 0).

Оформляется работа в форме ключа к соответствующему варианту на отдельном листе формата А4.

Третья контрольная работа – это еще одно эссе на тему «Механизм формирования голоса избирателя (т.е. моего голоса)».

Его Вы пишете на основе изучения предложенного материала.

Вам надо «пропустить» себя через «воронку причинности», определив и ранжировав значимые лично для Вас факторы, которые в совокупности приводят Вас к решению идти на выборы и голосовать или стать абсентеистом (абсентеизм – неучастие).

В основании любого Вашего решения лежат причинно-следственные связи. Вот их и надо показать.

Требования к оформлению и объему третьей контрольной работы такие же, как и к первой.

контрольная работа «СоциальныЕ статусЫ и социальнЫЕ ролИ»

Элементами любых социальных систем являются люди. Включение каждого отдельного человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и т.д. Для обозначения человека как социального существа в социологии употребляется несколько понятий. Так, понятием индивид обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Личность - конкретное выражение сущности человека; определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Для выражения отличия одного человека от других употребляется понятие индивидуальность.

Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием «статус». Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном, а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон. Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также на положение в социальной иерархии. Каждый человек обладает целым набором статусов. Например, одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, программистом, членом профсоюза, избирателем…

Таким образом, каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (термин введен Робертом Мертоном). Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

В статусном наборе всегда находится ключевой или главный статус. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Часто (но не всегда) главный статус определен должностью. Социальный статус отражается как во внутренней позиции человека (установках, мотивах, ценностных ориентациях), так и во внешнем поведении (одежда, жаргон).

Несмотря на все многообразие статусов, их можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения независимо от своей воли. Пол, расовая принадлежность, фамилия индивида относятся к статусу предписанному. Достигаемый статус приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. В современных обществах большинство главных статусов являются достигаемыми, так как они все более и более связываются со способностями человека. Так, при приеме на работу учитываются не столько знатность происхождения, пол или национальность, сколько уровень профессиональной подготовки, творческие способности, умение самостоятельно принимать решения, инициативность и т.п.

В некоторых случаях статусы могут быть смешанными. К примеру, статус наследника крупнейшей корпорации является аскриптивным. Но когда наследник вступает в свои права и становится владельцем корпорации, его статус становится достигаемым. Однако достигнутый статус здесь явно тесно связан с предписанным (достиг занимаемого положения, благодаря рождению в семье владельца корпорации). Различают также временные и постоянные статусы. Временные статусы преходящи и четко не определены. Человек лишается статуса молодого в период вступления в зрелый возраст жизни. Заказывая путевки в туристический тур, индивид обретает временный статус клиента, но лишается его, как только прекращаются его связи с туристическим агентством. Выпускник вуза, получивший диплом об образовании теряет статус студента. Но взамен он получает постоянный статус инженера, который будет определять его дальнейшую жизнь.

С понятием "статус" тесно связано другая категория -"роль". Впервые она была использована Дж. Мидом в 1934 г., а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Мид определял роль как систему предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса. Линтон несколько изменил трактовку роли. Под ролью он понимал предписанные ожидания (экспектакции) поведения, в соответствии с занимаемым статусом.

Т.е. социальная роль это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Одна из первых попыток систематизации ролей была сделана Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, а другие раскованности; 2) способом получения – одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом – часть ролей строго ограничена, другая размыта; 4) формализацией – действие в строго установленных правилах или произвольно; 5) мотивацией – на личную прибыль или на общее благо. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Социальную роль рассматривают в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Наши роли определяются, прежде всего, тем, что ожидают от нас другие. А эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данный человек. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашими ожиданиями, то возникает определенный конфликт.

В структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением); 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут быть как моральными, так и экономическими, юридическими… Смысл санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения.

В заключении отметим, что любая роль не является чистой моделью поведения. Следующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым исполнением служит характер и темперамент человека.

Таким образом, каждый человек выполняет соответствующие своему статусу социальные роли. Совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором или ролевым репертуаром. Его существование связано с тем, что в реальной жизни индивид вступает во взаимодействие с лицами, наделенными разнообразными статусами. Так, например, начальник маркетингового отдела будет играть совершенно разные роли, вступая во взаимоотношения с агентами по рекламе и с руководством своей кампании. При этом каждая роль предполагает свой стиль поведения и свой эталон социальных взаимодействий.

Приложение«Социальная роль – студент» (дается в качестве примера написания эссе)

Наши рекомендации