Социальные статусы и роли. Ролевое поведение, проявление и разрешение ролевых конфликтов.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным.Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).
Социологи отличают предписанныеи приобретенныестатусы. Предписанный— это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый)статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественныйи профессионально-должностнойстатусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.
Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.Однако поскольку вреальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли).
Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.
Социально-ролевой конфликт — это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.
В сложно дифференцированном обществе индивид выполняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений становится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самой роли. Наряду с подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для характеристики общества имеют структурно-обусловленные межролевые конфликты,самые острые из которых принимают форму классовой борьбы.
В системе формальных социальных ролейпрежде всего находят свое воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное взаимодействие индивидов в рамках общества и государства. Здесь взаимодействия индивидов заранее предопределены такой системой.
Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная система неформальных ролей,основанных на отношениях родства, участия в общих социальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных взаимодействий.
Отсюда видно, что если система формальных социальных ролей существует по необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия. В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по указанным выше параметрам дополнительности и взаимности. По мере нарушения этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.
Социальная адаптация— вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой в процессе
которого происходит согласие их взаимных требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды. Социальная адаптация может быть двух видов: активная — когда индивид стремится воздействовать на социальную среду с целью ее изменения, и пассивная — когда индивид не стремится к такому воздействию.
Социальная адаптация — объективный процесс, обусловленный механизмом внутренней саморегуляции и общества, и коллектива, и личности. Пассивная форма социальной адаптации, как правило, осуществляется на индивидуально-психологическом уровне, носит пассивный характер. Однако пассивная форма социальной адаптации осуществляется и под влиянием социальных факторов, через воздействие соответствующих мотивационных механизмов. Активная форма социальной адаптации характеризуется тем, что общество, социальная группа (коллектив) и индивид стремятся целенаправленно изменить свое сознание и социально-экономическое положение для того, чтобы соответствовать меняющимся условиям, прежде всего экономическим. И в этом случае речь может идти о сознательном формировании адаптационного механизма. Поэтому под механизмом социальной адаптации следует понимать всю совокупность форм и методов воздействия как в целом на общество, так и на составляющие егЪ социальной группы и индивидов, определяющих их приспособление к изменяющимся условиям.
На макроуровне процесс представляет собой, в настоящее время, существенное изменение и усложнение всей социальной структуры, усиление ее динамики. Причем позитивными признаками социальной адаптации в данном аспекте можно назвать появление класса собственников и наемных работников, повышение социального статуса и денежных доходов некоторых профессиональных групп: менеджеры, финансовые работники, государственные чиновники.
Признаками же, отражающими болезненность и противоречивость социальной адаптации, выступают падение жизненного уровня большинства населения, рост социальной поляризации, усиление социальной напряженности и конфликтности обществе.
Принято выделять критерии социальной адаптирован-ности индивидов или социальных групп к новым социально-экономическими условиям: 1) лица с высокой степенью социальной адаптированности, считающие реформы необходимыми и полезными, и испытавшие в сегодняшних условиях состояние психологического комфорта; 2) лица со средней степенью социальной адаптации, состояние которых характеризуется озабоченностью, тревогой, большей критичностью в оценке влияния реформ на их жизнь; 3) лица с низкой степенью социальной адаптации, пессимистично воспринимающие экономические преобразования, с доминированием негативного в эмоциональных переживаниях, что нередко приводит к безысходности и отчаянию.
Заслуживает особого внимания также апробированный подход к изучению социальной адаптации как к виду отношений между индивидом (группой) и социальной средой (прежде всего власть имущими группами как побудителями и проводниками нынешних реформ). В связи с чем принято дифференцировать социальную адаптацию на добровольную и враждебную. При таком подходе очень тонко отслеживается процесс соотнесения новых ценностей и способов действия, которые стали предлагаться социальной средой, с которыми, в той или иной степени, группы и индивиды уже не могут не считаться и не способствовать их реализации, дабы удовлетворить свои жизненно важные цели, и ранее сформировавшихся у этих индивидов и социальных групп представлений, установок, ценностных ориентации.