Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.

Ролевое напряжение может повышаться, в связи с неадекватной ролевой подготовкой, ролевым конфликтом или неудачами, возникающими при выполнении данной роли. Обучение выполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовки к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Это достигается непрерывной социализацией через опыт, путём обучения навыкам, мастерству и установкам в определённый период жизни, для того что бы использовать их впоследствии в следующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему (Пример: полный служебный путь от лейтенанта до генерала или от менеджера до генерального директора).

Но в нашем сложном социальном обществе это не всеобщее явление. Сложное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает опыт полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих периодов. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает кем он будет, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а так же со слабой подготовкой к ней, и как следствие, со слабым её исполнением. Таких критических точек в жизни каждого человека современного общества может оказаться несколько.

Другим источником социального напряжения в процессе социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя, в основном, формальные правила социального поведения. А обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в мире, часто игнорируется. Поэтому обучающиеся определённым ролям индивиды, как правило, усваивают идеальную картину действительности, а не реальную картину и взаимоотношения людей. (Пример: воспитание выпускника школы на справедливости социального окружения, на равенстве возможностей в проявлении сил и способностей, а в итоге всё сводится к знакомствам родителей, их положения и денег. При этом у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, переходящее в последствии к цинизму, отрицающему нравственные и институциональные нормы общества).

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт. Чаще всего это сопровождает жизнь взрослого человека. В самом общем виде можно выделить 2 типа ролевых конфликтов:

· между ролями (работающая жена и выполнение домашних обязанностей; арест милиционером своего друга):

· в пределах одной роли (провозглашение руководителем или политиком одной точки зрения публично, а другой в узком кругу).

Во многих исполняемых индивидами ролях существуют конфликты интересов (обязанность быть честным и желание «сделать деньги»). Опыт показывает, что очень не многие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, то это приводит к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу о данной роли, к внутреннему стрессу.

Для снижения ролевой напряжённости существуют определённые виды действий:

Неосознанные защитные механизмы (личность использует их чисто инстинктивно):

· рационализация ролей – это способ защиты с помощью понятий, которые для

личности социально и персонально желательны (Пример: - девушка отказывает обеим женихам и убеждает себя, что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. При этом скрывается реальность ролевого конфликта, путём бессознательного поиска неприятных сторон желаемой но не достижимой роли; - евангелическая заповедь «не убий» для католиков средних веков была справедлива только в отношении людей «истинной» веры, неверные же не считались людьми и их можно было уничтожать. Здесь при рационализации исчезает ролевой конфликт и ролевая напряжённость);

· разделение ролей – снижает ролевую напряжённость путём временного изъятия

из жизни одной из ролей и выключения её из сознания, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли (Пример: - полное разделение основной деятельности жестоких правителей, палачей и убийц и их семейных ролей заботливых мужей и отцов; - торговый работник нарушающий закон днём, а вечером ратует за его ужесточение. Они переключают свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия).

Разделению ролей помогает униформа. Многие не могут полностью отойти от роли пока не снимут униформы (милиционер, военный).Образно говоря, каждый член общества будет успешно социализироваться расширяя т.н. «гардероб» ролевых личин и надевая то одну, то другую, из них в зависимости от ситуации (на работе жёсток, дома – мягок). Такой процесс ролевого перерождения создаёт возможность снятия эмоциональной напряжённости, всякий раз когда установки присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путём разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Регулирование ролей – этот способ используется осознано и рационально. Это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально не одобряемые роли берут на себя общественные организации и ассоциации. (Пример:оправдание мужа перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа). Как только у индивида появляется напряжённость и ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации где он выполняет конфликтную роль.

Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а так же постоянно происходящих культурных изменений и множества играемых ею ролей, испытывает ролевое напряжение и ролевой конфликт.

**************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. Что такое личность?

2. Что такое социализация и каковы её институты?

3. Какие типы факторов оказывают влияние на формирование и развитие личности?

4. Что такое модальная личность?

5. Каковы наиболее известные научные теории процесса формирования личности в ходе группового общения?

6. Что такое социальный статус и какие существуют разновидности статусов?

7. Что такое социальная роль и ролевое напряжение?

8. Что такое ролевой конфликт и каковы его типы?

9. Какие виды действий существуют для снижения ролевой напряжённости?

**************************************************************************

Наши рекомендации