Формирование социологической мысли в России XIX – начала XX веков.
Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории.
Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения.
Уже на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были:
-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);
-- органическое (Стронин, Лилиенфельд);
-- субъективистское (Лавров, Михайловский);
-- психологическое (Петражицкий, Кареев);
-- многофакторное (Ковалевский);
-- марксистское (Плеханов, Ленин).
Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс. Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени между биологией и социологией, как подлинной основы последней. Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к изучению общества. Главные труды Ковалевского:
-- "Современная социология"; -- "Очерк развития социологических учений"; -- "Социология" (2 тома).
Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные закономерности и общественный прогресс.
9)Макросоциологические теории (структурный функционализм, теория социальных изменений, теория социального конфликта, теории «технологического детерминизма»).Макросоциологические теории (структурный функционализм, теория социальных изменений, теория социального конфликта, теории «технологического детерминизма»). Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода? Структурный функционализм - методологический подход в социологии социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций. Теория социального конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф) основывается на том, что основным источником социальных изменений являются напряженные ситуации между конкурирующими группами. По мнению К. Маркса (2.2), источник изменения – классовая борьба, которая начинается в результате возникающих между социальными классами противоречий и в ходе их разрешения приводит к социальным изменениям. Р. Дарендорф (17.5) утверждает, что 1) любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения; 2) любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты; 3) любой элемент общества причастен к изменению; 4) любое общество основано на принуждении одних своих членов другими Теория социального изменения - под понятием соц. изменения обозначают различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в группах, институтах, общественных организациях и обществах в их взаимосвязи между собой, а также с индивидами. Виды социальных изменений: 1)структурные, протекают в семье, во властной структуре, включая и малые группы; соц. процессы, они протекают между различными общностями, институтами, организациями; 2)функциональные изменения, изменения функций власти; изменение в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности. Основные макросоциологические теории социальных изменений:Социокультурные теории. Изменения в обществе связаны с ценностями, культурой, являются основой всех других изменений; Индустриально-технологическая теория. Изменений в обществе связаны с изменением технологий производства, теория индустриального и постиндустриального общества; Социально-экономическая теория. Связана с решающим фактором – экономикой (марксистская теория).