Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения

С V в. берет начало эпоха Средневековья, в которой выделяется три периода: раннее Средневековье (V - XV вв.), период развитого феодализма (XI - XV вв.), позднее Средневековье (конец XV - середина XVII вв.). Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром - шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знаний незаслуженно занижена. Стремление к возрождению научного поиска на основе античного наследия жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения о социологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось под покровительством христианского богословия, основывающегося на христианской философии, рассматривающий человека как продукт божьего творения.

Видный и достаточно известный религиозный мыслитель Средневековья Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 гг.) в трудах "О граде божьем", "Земной град" и др. противопоставляет государству мистически понимаемый "Божий град" - церковь, рассматривает человека как посредника между вечным царством духа и земным царством материи…. В истории человека Августин выделяет шесть периодов, символизирующих шесть дней творения Богом мира: первый - младенчество - от Адама и Евы до потопа; второй - детство - от потопа до Авраама; третий - от Авраама до Давида; четвертый - юность - от Давида до вавилонского плена, когда в 597 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил в Вавилон всех иудеев, кроме бедноты; пятый - зрелость - от вавилонского плена до рождения Иисуса Христа, шестой - старость - от пришествия Иисуса Христа, возникновения христианства и до страшного суда, который нельзя предвидеть. Модель теократического государства, созданная Августином, предполагает абсолютное подчинение светской власти авторитету церкви.

Синтезом наследия двух источников - античности и Средневековья - стала оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрождения…. Гуманизм - светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связанное с изучением вновь открытых произведений античности. Наступившая эпоха разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV - начале XVII вв. названа эпохой Возрождения, когда философские и социологические учения, развившиеся в Европе и ранее всего в Италии, выражали уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных условий общественной жизни, возобновление античного философского учения. Гуманистическое понимание мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, требовало полноты чувственной и рациональной жизни, выдвигало личность, ее достоинства и честьВ эпоху Возрождения в философии и социологической мысли выделяется три этапа: гуманистический (середина XIV - середина XV в), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром; неоплатоновский (середина XV - первая треть XVI в) связанный с возникновением проблем бытия; натуралистический (середина XVI - начало XVII в), связанный со стремлением применять законы природы к познанию социальной действительности, реальности в обществе. Великие гуманисты наступившей эпохи Возрождения Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховную телесную природу человека

Выдающийся историк эпохи Возрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино) (1370 - 1444 г), основатель гуманистической историографии, в трудах "Данте", "Жизнь Петраки", "История Флоринтийского народа" и "Записки о событиях моего времени" ищет способы раскрытия сущности исторических явлений и событий, определения их места в развитии человеческого общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого человека.

Одной из заслуг мыслителей эпохи Возрождения есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики и т.п., подготовка почвы политико-правового мировоззрения. Они считали, что основу комплексно-правового мировоззрения составляли положения о том, что божественное право заменяется человеческим, а государство заменяет в сознании людей церковь. Для юридического мировоззрения обязательна идея равенства всех перед законом, естественное право и договорное происхождение государства

Качество жизни

«Ка́чество жи́зни» человека - понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность (см. уровень жизни). Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, здравоохранения и политологии.

Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё бо́льшим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества.

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП — индексу развития человеческого потенциала, который приводит в своем ежегодном Отчет о развитии человечества [1]. По итогам 2009 г. Беларусь — на 61 месте, Россия — на 65 месте, Украина — на 69, США — на 4. На 1-м месте в 2009 г Норвегия. На 2-м — Австралия, на 3-м — Новая Зеландия. [2] [3]

Качество населения

Духовное развитие. Образование, культура, желание и возможность это повышать.

Эффективность правовых норм

эффективность правовых норм — свойство их действия;цели правовых норм — критерий оценки их эффективности;без информации о результатах действия правовых

норм и соотнесения их с целью определение эффективности невозможно; юридическую эффективность правовых норм следует отличать от их социальной эффективности; эффективность правовых норм может приобретать самые различные значения; эффективность правовых норм необходимо отграничивать от иных свойств их действия.

Именно эти ключевые вопросы теории эффективности правовых норм наиболее часто дебатируются в юридической литературе. Сближение различных позиций по названным проблемам будет способствовать дальнейшему развитию общей теории права и повышению качества конкретных прикладных исследований эффективности правовых норм.

Так, в социологии права правовое воздействие рассматривается как взятое в единстве формирование и функционирование права (социальный механизм действия права). Такой подход предполагает исследование как социальной обусловленности, так и действия, эффективности права, раскрытие влияния права на общественные отношения и обратного воздействия социальных факторов на право. В рамках такого подхода возможно выделение и отдельных сторон или элементов социального действия права, например, выделяют следующие его элементы:

1) уровень и характер правовой информации. Функционирование права во многом зависит от знания и понимания субъектами правовых предписаний и, следовательно, от того, в какой мере и как правовые предписания доводятся до всеобщего сведения. Отсюда важное значение приобретает вопрос о роли в обеспечении знания и понимания права средств массовой информации, других ее источников;

2) правовая установка и ориентация субъектов. Функционирование права зависит не только от того, в какой мере субъекты информированы о действующих правовых нормах, но и от того, в какой степени сформирована установка личности на неукоснительное соблюдение и исполнение правовых предписаний, в какой степени она сориентирована на достижение правовых задач, целей, идеалов;

3) социальные последствия действия права. Последствия действия юридических норм - это не только конечный результат реализации правовых предписаний, но и начальный пункт последующих циклов действия права. Сами социальные последствия действия права выступают в качестве фактора, влияющего на процесс правового регулирования, корректирующего и направляющего его;

4) социальная сфера. Функционирование права происходит в определенной социальной среде, в которой формируется отношение к праву и законности. Одной из важных сторон социальной среды, в пределах которой функционирует право, является " правовой климат "- общая атмосфера состояния законности и правопорядка.

[1] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 16.

[2] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 20.

[3] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 58.

[4] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 60.

[5] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 214.

Наши рекомендации