Позитивистская перспектива в русской социологической мысли второй половины XIX - начала XX вв.

Основные черты и этапы развития позитивистской социологии в России. Специфика содержательной интерпретации идейного наследия О. Конта на русской почве.

Идеи 'однофакторных школ' в русской социологической литературе второй половины XIX в. Формы натуралистического редукционизма: вульгарный механицизм и вульгарный органицизм (А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд).

Развитие идей географического направления в социологии на русской почве: Л.И. Мечников и его версия географического детерминизма (гидрологический фактор как лейтмотив социально-эволюционного процесса).

'Историческая социология' В.О. Ключевского.

Методологические штудии Е.В. Де Роберти. Надорганические психические явления и их специфика Поведение и взаимодействие человеческих индивидуумов как продукт онтологически двойственной (биосоциальной) детерминации. Спекулятивно-эпистемологический 'крен' социологической теории Де Роберти.

Социология М.М. Ковалевского. Продолжение традиций классического позитивизма в творчестве Ковалевского. Определение целей и задач социологии. Социология в ее отношении к другим общественным наукам. Критика социологического монизма ('однофакторных' социологических теорий) Обоснование методологических позиций социологического плюрализма Генетическая социология как особый раздел социологической науки (как учение об исходных моментах в развитии человеческого общества). Учение о социальном порядке и социальной солидарности. Солидарность как критерий общественного прогресса. Прогресс и регресс солидарности. Государство как средство примирения классовых интересов и как фактор роста солидарности. Характеристика отношения Ковалевского к марксистской теории общества. Ковалевский как критик классических (западных) социологических теорий. Общая оценка идейного наследия М.М. Ковалевского.

Социологический компонент в правовых теориях начала XX века. Социология и юриспруденция: возможности конструктивного диалога Провозглашение необходимости изучения права как социального явления. Позитивизм в 'социологически ориентированной' теории права: В.И. Сергеевич. С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов.

5.Неопозитивизм в русской социологии начала XX века

Основные методологические установки социологического неопозитивизма.

А.С. Звоницкая: концепция 'социальной связи'. В.М. Бехтерев: основные идеи его 'коллективной рефлексологии'. Базовые принципы социологической теории К.М. Тахтарева и их характеристика.

П.А. Сорокин (российский период творчества). Истоки и основные компоненты общесоциологических взглядов Сорокина: 'Преступление и кара, подвиг и награда'. Теория нормативной регуляции общественной жизни. Разновидности социальных норм. Формы и механизмы социальной регламентации человеческого поведения. Мораль и право как институты (и инструменты) социального контроля.

Цели и задачи социологической науки по Сорокину. Основные разделы социологии (социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика). Социальное взаимодействие как элементарная структурная составляющая предмета социологического анализа. Теория проводников взаимодействия. Социальная механика как физиология общества. Описание и классификация основных факторов, определяющих логику протекания социальных процессов (космические, биологические и социально-психические факторы социальной детерминации).

Социология революции' Сорокина. Характеристика причин, вызывающих революционный взрыв'. Описание 'технологии' (механики) протекания революционного процесса. Последствия и результаты социальных трансформаций революционного типа. Голод и идеология общества. Отношение Сорокина к большевистской революции

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление -неопозитивизм. Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению. Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.

Наиболее ярким из социологов этого направления следует признать Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) русско-американского социолога, автора многих работ, в том числе двухтомной `Системы социологии` русского периода (1920) и всемирно известной четырехтомной `Социальной и культурной динамики` (1946) американского периода творчества. Сорокин был не только теоретиком науки, он был ее организатором. В Петербургском университете в 1919-1921 годах он собрал вокруг себя студентов и организовал широкомасштабные социологические исследования, результаты которых легли в его последующие научные труды: `Голод как фактор` (1922), `Социология революции`(1928) и другие. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр.

Понятие "социальное взаимодействие" использовалось многими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Роберти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит концептуальную базу под его собственно социологические интерпретации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни, которая представляет собой "системные комбинации взаимо-действий разного толка". Именно это факт позволил П. Сорокину считать социальное взаимодействие универсальной моделью группы и общества в целом.

Оценка индивидов дается Сорокиным с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулы-раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты, и т.п. Так как в социальной жизни людей существует бесчисленное множество различных взаимодействий, то встает вопрос их классификации, необходимой для их изучения.

Эти теоретико-методологические идеи были изложены в двух томах "Системы социологии", которые являлись начальным этапом задуманной Сорокиным многотомной работы. Он предполагал написать еще шесть томов, посвященных внутригрупповой дифференциации и расслоению социального пространства, т.е. стратификации и мобильности в процессе революций, когда структура общества серьезно перестраивается. К сожалению, эти тома появились за границей, так как П. Сорокин был изгнан из России. Эти работы принесли русскому ученому ми-ровую известность и долгое время служили учебниками, прежде всего в американских университетах, были переведены на многие языки мира и способствовали оформлению и развитию социологии в разных странах.

Активное развитие неокантианство получает в начале XX века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов Л.И.Петражицкий. Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемах культурных ценностей, а не на развитии и смене цивилизаций, значительное место уделялось критике социологии в том ее виде, который выработался в недрах предшествовавшей методологии. Интересно, что в критике понятий социологии неокантианцы шли вместе с религиозными философами, фундаментальный и знаковый сборник `Проблемы идеализма` (1902) содержал работы как первых, так и вторых. Также отличительной чертой неокантианцев было обращение их к правовым аспектам социального общежития, так ряд фундаментальных трудов Л.И.Петражицкого и П.И.Новгородцева носят сугубо правовую направленность.

Тема 8.

1. В XX в. во многом благодаря уже наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу», в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма – это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; это определенное научное направление в социологической науке.

Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

Структурный функционализм основывается на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем (см. вопрос 5).

Конфликтологическая парадигма исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп (см. вопрос 6).

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – одно из ведущих направлений в американской социологии – наука о поведении. В его основе лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны такими учеными как Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.

Символический интеракционализм (от англ. interaction – взаимодействие) – одно из направлений, суть которого заключается в том, что в методах исследования социального поведения учитываются как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение придается языковой символике.

Теория социального обмена – одно из направлений в социологии, представители которого рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории, обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность – на благосостояние, оказываемая услуга – на предполагаемую в будущем услугу и т. д.

В основе социального обмена лежит концепция социального взаимодействия. При этом, понятие социального обмена относится к добровольным социальным действиям, которые, как правило, обусловлены ожидаемым ответным вознаграждением. Если ответного вознаграждения не следует, то взаимодействие прекращается (см. вопрос 20).

Этнометодология – теоретическое и методологическое направление в американской социологии, возникшее после Второй мировой войны. Ее основателем является американский социолог Гарольд Гарфинкель, выпустивший в 1967 г. книгу «Исследования по этно-методологии». К сторонникам этнометодологии также причисляют А. Сикурела, Д. Циммермана, М. Полнера, С. Вулгара и др.

Идейными истоками этнометодологии являются: экзистенционализм, феноменологическая социология, социальная и культурная антропология. Свое предназначение этнометодология видит в том, чтобы повседневными обыденными методами (чувствами, ощущениями, обыденным сознанием, здравым смыслом, речевыми коммуникациями, субъективными представлениями и др.) объяснять окружающий мир и способствовать самосознанию человека.

3. Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех». В конце XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную проблему. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе.

Различия в теориях, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом, указывают на решающее влияние исходных единиц анализа на ход исследования. Тогда как экономические классы прежде всего являлись единицами анализа у Маркса, Гоббс и Спенсер уделяли больше внимания отношениям между индивидами и обществом. Однако конфликтная парадигма не ограничивается экономическим анализом. Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он замечал, что конфликты среди членов одной тесно связанной группы имеют тенденцию быть более интенсивными нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе.

Концепции Л. Козера

§ обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

§ социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

§ социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

[Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

§ постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;

§ любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;

§ разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

Наши рекомендации