Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий

Цель данного компонента методологического разде­ла программы — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под важнейшими термина­ми или понятиями. Нужны их определения и выявле­ние структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как гово­рят в социологии, операционального изучения.

Содержание понятия может быть раскрыто должным образом в том случае, если его интерпретация идет в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация по­нятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпири­ческая интерпретация понятия). В первом случае рас­крывается теоретическое содержание понятия, во вто­ром — эмпирическое. Таким образом, эмпирическая интерпретация — это специфическая процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов, кото­рые могут быть выражены через эмпирические показа­тели и индикаторы. В результате в социологическом ис­следовании наблюдение и измерение осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют сопоставить теоретичес­кие положения с эмпирическими данными.

Операционализация понятий. Операционализация понятий — это специфическая научная процедура, не сводимая ни к какой другой. Она связывает в единое целое проблемы образования понятий, техники изменения и построения показателей. Проводя процедуру опе-рационализации понятий, социолог осуществляет следу­ющие операции: перевод понятий в показатели; перевод показателей в переменные (выбираются типы шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод перемен­ных в индексы (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индек­сов на надежность и обоснованность).

Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза в социо­логическом исследовании — это научно обоснованное предложение о структуре социальных объектов, о харак­тере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в резуль­тате предварительного анализа изучаемого объекта.

Гипотеза задает направление исследования. Она дол­жна быть сформулирована лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования и использования утвер­ждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Гипотеза должна быть ясной, непротиворечи­вой и проверяемой.

Процесс установления истинности или ложности ги­потезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В ре­зультате такого исследования гипотезы либо опроверга­ются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых доказана.

Гипотезы крайне важны для подготовки инструмен­тария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствую­щим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы — задачами и системным описанием объектов. По существу, они представляют со­бой предположительные ответы на поставленные в зада­чах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта.

Гипотезы могут быть научными и рабочими, первич­ными (выдвигаемыми до полевого исследования) и вто­ричными (выдвигаемыми после его проведения). Могут быть также гипотезы-основания и гипотезы-следствия. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предложения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предложения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (пред­ложения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встречаются и смешанные типы гипотез. Выдвижение гипотез — зак­лючительный элемент методологического раздела про­граммы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу.

Методический раздел программы

Методический (методико-организационный) раздел программы состоит из следующих компонентов — раз­работка стратегического плана исследования; выбор ис­следовательской стратегии; обоснование и формирование выборки; разработка методического инструментария ис­следования; формирование организационного плана.

Разработка стратегического плана исследования.В зависимости от целей и задач исследования, состоя­ния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов, в каждом конкретном случае разрабатывает­ся своя собственная стратегия поиска (стратегический план), определяющая последовательность операций, осу­ществляемых социологом.

Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный или экспе­риментальный.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследова­ния. В той области, где еще мало соответствующей науч­ной литературы или ее вовсе нет, исследование начинает­ся с общего поиска. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор средств — методик исследования, порядок их применения, очередность подлежащих решению задач с точки зрения опроса, статистический анализ полученных данных и др.

Исследование по описательному плану помогает упо­рядочению известных факторов, установлению соотно­шения между ними — иногда в количественной форме.

Экспериментальный план социологического иссле­дования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следствен­ные связи объекта, раскрыть не только структуру после­днего, но и причины, обусловливающие его функциони­рование или развитие. Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Работа по описательному плану завершается формули­ровкой более четких и ясных объяснительных гипотез.

В реальной практике социологических исследований редко один из трех типов стратегического плана суще­ствует в чистом виде. Иногда в одном исследовании со­четаются все три плана: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования.

Выбор исследовательской стратегии. Помимо назван­ных выше стратегических планов, социологи использу­ют ряд специфических исследовательских стратегий.

Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на од­ном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов. Сравнение и сопоставление явлений и процессов — один из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако в ряде случаев сравнение выступает как специ­альная задача, и тогда выделяют два основных вида срав­нительных исследований — территориальные и времен­ные.

Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития и процессов во времени. Здесь сле­дует различать три главные стратегии.

При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т. п.).

Трендовые (или повторные) исследования ориенти­рованы на изучение изменений данной социальной груп­пы как определенной целостности. В отличие от панель­ного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов изучае­мой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их при­надлежность к одной социальной группе.

НЕТ СТРАНИЦЫ _________ НЕТ СТРАНИЦЫ __________ НЕТ СТРАНИЦЫ ___________ НЕТ СТРАНИЦЫ ________

План обработки первичного материала предусмат­ривает выбор соответствующих математических мето­дов ее обработки, технических средств и места обра­ботки.

Организационный (рабочий) план исследования —это документ, в котором в строгой хронологической пос­ледовательности расписывается перечень необходимых работ по видам, указывается, что, кому и когда делать:

размножать анкеты, договариваться о сроках и услови­ях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, где оно будет проводить­ся; организовывать сеть анкетеров и интервьюеров; зак­лючать соглашения с центрами компьютерной обработ­ки данных; готовить отчет и т. д., и т. п.

С разработкой программы в составе методологичес­кого и методико-организационного разделов подготови­тельный этап социологического исследования заканчи­вается, и начинается следующий — основной этап. Данный этап включает в себя проведение пилотажного исследования; полевой этап (сбор данных); подготовку данных к обработке, ввод и компьютерную обработку;

интерпретацию полученных результатов; подготовку от­чета.

Наши рекомендации