Сущность общественного мнения и ею основные характеристики
Феномен «общественное мнение» принадлежит к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Проблема определения и интерпретации общественного мнения впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен «публичное мнение» как мнение большинства населения. По Платону, «публичное мнение» — это мнение аристократа. Макиавелли в своем «Государстве» указывал на исключительную значимость этого феномена. Гегель в работе «Философия права» выделяет в нем целый ряд структурных элементов: первый — условия существования общественного мнения, второй — объект (содержание) общественного мнения, третий — носитель общественного мнения, четвертый — характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый — соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.
В ХУП-ХУШ вв. общественное мнение используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Среди современных трактовок общественного мнения можно выделить концепции Тарда, Лумана, Хабермаса, Ноэль-Ноймана.
Отечественная школа изучения общественного мнения фактически насчитывает не более 30—35 лет, так как имел место глубокий кризис, что было связано с тогдашней общественно-политической ситуацией в стране. Интересен подход по поводу роли, функций, субъекта общественного мнения, представленный в работах мыслителей начала века — В. Соловьева, Г. Плеханова, В. Ленина, В. Хвостова.
Новый рост внимания обществознания к социологической проблематике, в том числе и к теоретико-прикладным разработкам общественного мнения, наметился в России с середины б0-х гг. В это время широко развернулись конкретные социологические исследования, направленные на анализ духовных процессов, протекающих в обществе.
В рассматриваемый период, особенно в конце 70-х — начале 80-х гг. в работах по изучению общественного мнения имели место перекосы в сторону разработки прикладных аспектов проблемы: во многих случаях их результаты подстраивались к идеологическим заказам. В 90-е гг. наблюдается ускорение развития теории и методологии изучения общественного мнения.
Анализ исследования общественного мнения показывает, что ни западная, ни российская модели не получили своего завершенного теоретического решения. Те схемы и модели, которые сейчас используются, обладают рядом существенных недостатков, не дающих возможность оставлять их в качестве базисных:
а) многие теоретические положения не отвечают современным субъективным условиям;
б) модели, отражающие социологический подход к общественному мнению, не обладают свойством комплексности;
в) большинство теоретических разработок не учитывают в существенной мере динамические стороны бытия общественного мнения в различных социальных системах;
г) требует своего нового, опирающегося на современные реалии решения вопрос о режимах взаимодействия власти и общественного мнения, фактах и механизмах, обеспечивающих их сотрудничество или, напротив, противостояние или конфликт. При выявлении сущности общественного мнения используются дедуктивный и индуктивный подходы.
Дедуктивный — это выяснение сущности феномена, путем перехода от более общих суждений к конкретным.
Индуктивный — напротив, путем перехода от менее общих, посредством генерализации, к более общим.
Оба этих подхода к определению сущности общественного мнения дают возможность рассмотреть последнее как способ бытия общественного сознания и как совокупное оценочное суждение социального субъекта.
Рассмотрим данный феномен, исходя из понятия «мнение вообще».По И. Канту, «мнение есть сознательное признание чего-то истинным». Стержнем мнения является оценочное отношение социального субъекта к событиям и явлениям, затрагивающим его интерес.
Как оценочное суждение, мнение опирается на процесс социального оценивания (полезности, целесообразности, справедливости, истины, добра, красоты). Исходным при формировании оценки выступают системы интересов и ценностей субъекта и их взаимодействие с социальным и ценностным содержанием объекта. Именно интерес к объекту определяет само начало процесса возникновения мнения, а социальный интерес субъекта, совместно с его системой ценностей, определяет направленность мнения. Таким образом, будучи оценочным по содержанию, по природе своей мнение является заинтересованно-ценностным суждением.
Объектом «мнения вообще» может быть какое-либо событие, явление, процесс, либо просто социальный факт, отвечающий определенным критериям.
Первым критерием отнесения явлений к числу объектов является их взаимодействие с интересами субъекта мнения (социальный факт, событие, затрагивающие интерес индивида или социальной группы, способные оказать влияние на его материальное положение, социальный статус или место в системе распределения власти).
Вторым критерием является факт, когда объектом мнения может выступать то, что допускает многозначность своего толкования и небезусловность оценочных суждений.
Третий критерий — компетентность мнения, т. е. степень знакомства (незнакомства) людей с предметом обсуждения, степень их осведомленности (информированности). Объектом общественного мнения могут быть те объекты, которые доступны знанию и пониманию общественности.
Анализируя сущность мнения, нельзя обойти вниманием проблему сопряжения сформированного мнения с практической деятельностью субъекта, равно как и проблему способов существования мнения. Зарождаясь как духовное отношение, мнение в своем развитом виде обладает потенциалом практических действий. Таким образом, общественное мнение имеет две стороны, двойственную природу. С одной стороны, оно является духовным, а с другой — духовно-практическим феноменом. Мнение может существовать в любой их этих форм. В качестве исходной формы выступает мнение — оценочное суждение, мнение — духовный феномен. При определенных условиях оно может переходить во мнение — поведенческий акт (электоральное поведение, участие в акциях политического протеста и т. д.). Это своеобразный, имеющий двойственную природу, способ бытия сознания субъекта.
Субъект общественного мнения. Границы субъекта общественного мнения относительны. Единый общественный организм представляет сложную систему, в состав которой входит множество структур и подсистем. В качестве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня — от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом. Направленность, действенность и характер реализации функций общественного мнения формирует такая количественная определенность субъекта, как «большинство». Сам субъект имеет внутреннюю структуру. Важнейшие показатели структурности:
• по направленности (полярности) мнения;
• по социально-демографическим параметрам;
• по уровням;
• по территориально-пространственному уровню.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы и настроения классов и социальных групп общества. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения — показатель группы отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.
Методологическая традиция выводит сущность общественного мнения из категориального ряда общественного сознания. В чем природа и структура общественного сознания?
Общественное сознание — система духовных (рационально-логических, эмоциональных, иррациональных и др.) способов отношения людей к миру и к себе, возникающая в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и «обслуживающая» эту жизнедеятельность.
Существуют различные уровни срезов общественного сознания:
а) обыденный — продукт повседневного социального опыта, эмпирического освоения и осмысления действительности (политическое, моральное сознание и правосознание);
б) теоретический — специфическая форма отражения действительности, связанная с производством научных идей и теорий (философия, наука, искусство).
Анализ литературы, связанной с изучением сущности «общественного мнения», показывает совокупность взглядов на соотношение общественного сознания и общественного мнения, причем общественное сознание в целом выступает в качестве исходной категории для понимания сущности общественного мнения.
Общественное мнение можно определить как одинизспособов бытия общественного сознания, имеющий особые свойства, структуру и функции. Независимо от того, выявлено общественное мнение или нет, имеет оно место в явном или латентном виде, находится в фазе зарождения или зрелого функционирования, через него и посредствомнего существует, проявляется общественное сознание.
Таким образом, общественное мнениеесть определенное проявление общественного сознания.
Природа общественного мнения двойственна:
1) это форма духовного освоения окружающей действительности
2) способ преобразования мира. Таким образом, общественное мнение не только отражает происходящие в обществе процессы, но и способно оказывать на них существенное воздействие, выступая в социологическом отношении одним из компонентов самой ситуации. Вне зависимости от характера субъекта, мнение может существовать как в форме оценочного суждения, так и в форме побудительного мотива, готовностй, установки, некоего промежуточного состояния между социальной оценкой и социальным действием. Наконец, оно способно перейти и в форму социального действия.
Общественное мнение способно выступать созидательной или разрушительной социальной силой, могущественным партнером или оппонентом государственных и иных социально-политических институтов. Это определяется структурой общественного мнения, наличием в ней элементов, относящихся к общественной оценке и к общественной воле.
Социологический аспект анализа общественного мнения связан не столько с рассмотрением его места в структуре общественного сознания, сколько в структуре общественных отношений. Он ориентирует на понимание общественного мнения как социального явления, формируемого активностью субъектов и обратно воздействующего на них. Эта специфика общественного мнения заключается в том, что оно связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. Таким образом, общественное мнение связано с общественными отношениями. Это дает основание анализировать его не только в структуре общественного сознания, но и в системе общественных отношений. В качестве базовых (при определении общественного мнения в рамках социологического подхода) целесообразно применять категории социальной деятельности и социального института.
О возможности латентного существования общественного мнения писал еще декабрист М. С. Лунин: «Народ мыслит, несмотря на глубокое молчание. Доказательством, что он мыслит, служат миллионы, тратимые с целью послушать мнения, которые мешают ему выразить».
Таким образом, общественное мнение является сложным, неоднозначным феноменом, для изучения которого следует применять комплексный познавательный подход, объединяющий в себе гносеологический, социологический, онтологический аспекты анализа. Оно имеет две стороны, обладает двойственной природой. С одной стороны, оно является духовным, а с другой — духовно-практическим образованием.
В качестве субъектов общественного мнения можно назвать многообразные социальные группы и слои, формирующие и выражающие свои оценочные суждения по поводу объектов, затрагивающих их интересы.
Общественное мнение способно существовать как в выраженном (явном, актуализированном) виде, так и в неявной, латентной форме.
2. ЭТАПЫ формирования ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА
Существуют три этапа формирования общественного мнения.
Первый — этап зарождения.
На данном этапе происходит становление индивидуально-группового типа общественного мнения. Он характеризуется следующими признаками:
а) возникает личностный и групповой интерес к какому-либо факту, явлению или процессу;
б) осуществляется индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего данный интерес;
в) наблюдается стремление субъекта к различного рода источникам информации, касающихся объекта, причем первоначально здесь могут преобладать неофициальные источники (слухи, домыслы). На первом этапе формируется индивидуально-групповое суждение (мнения-оценки). Это объясняется разным уровнем осведомленности субъекта, действием широкого спектра источников информации, влиянием индивидуально-групповых мнений друг на друга. На этом же этапе у субъекта возникает потребность обмена имеющимися ценностно-оценочными мнениями. Если такая потребность не возникает, а интерес к проблеме утрачивает силу, то процесс формирования общественного мнения прекращается.