Структура общественного мнения
Являясь сложным многозначным феноменом, общественное мнение допускает варианты структуризации, построенные на основании отличающихся критериев. Рассмотрим данную структуру с позиций содержательной, базисной (сущности), динамической, субъективной и объективной структуры общественного мнения.
Исходной структурой общественного мнения являетсяего строение по направленности (полярности). Эта структура называется содержательной и фиксирует наиболее важные свойства изучаемого феномена — тип отношения субъекта к объекту. Это отношение, существующее как заинтересованное оценочно-ценностное общественное суждение или обусловленное им волевое проявление (т. е. мнение), может быть позитивным, негативным, нейтральным и отсутствовать вообще.
Содержательная структура присутствует всегда, когда имеет место общественное мнение, и является первичной информативной характеристикой этого явления.
Базисная структура должна основываться на его (мнения) природе и сущностных характеристиках. Для ее выявления следует обратиться к пониманию общественного мнения, обоснованному выше. Исходя из соотношения категорий «мнение» и «сознание» и основываясь на принятых в науке представлениях о структуре последних, можно выделить три компонента базисной структуры:
• рациональный;
• эмоциональный;
• волевой.
Следует помнить, что базисное отношение, которое лежит в основе образования и функционирования мнения, — это отношение субъекта к объекту. Данное отношение может быть чисто духовным или духовно-практическим. В этом заключается наиболее общее основание для выделения в общественном мнении двух составляющих:
® общественного суждения (общественной оценки);
в общественной воли.
Общественное суждение и общественная воля представляют собой компоненты первичной базисной структуры общественного мнения (схема 2).
Динамическая структура — это внутреннее строение жизненного цикла общественного мнения по поводу единого объекта (схема 3). Выделяются три его элемента:
в зарождение;
• формирование;
• функционирование.
Общественное мнение имеет следующие свойства:
• масштабность (сфера охвата);
• субъектная распространенность;
• определенность;
• полярность (направленность);
в поляризованность;
• распространенность (социальный и географический ареал);
• интенсивность;
• устойчивость;
» скорость формирования;
» связность (непротиворечивость) и др. К числу институциональных свойств общественного мнения следует отнести:
в зрелость;
в функциональную наполненность;
в функциональную ориентированность;
• действенность.
Таким образом, говоря об этапах развития и структуре общественного мнения, можно отметить, что в содержание и интенсивность протекания этого процесса вмешиваются все массовые духовно-психологические образования, функционирующие в обществе. И если охватить всю совокупность известных нам порождающих и детерминирующих динамику общественного мнения факторов (экономических, политических, социальных и т. д.), то придем к выводу, что нет таких базисных и надстроечных явлений, которые бы остались безучастными к его зарождению и формированию.