Социальное развитие и общественный прогресс
При всем многообразии обществ, различий их исторического прошлого, обусловленных им норм и традиций, главное и определяющее для всех них является общим. Каждое из них является определенной системой, имеет одни и те же функции и развивается по одним и тем же главным закономерностям.
Под социальным прогрессом понимается поступательное развитие человечества и его отдельных отрядов (обществ и народов) от низших и менее совершенных форм организации производства, распределения, потребления, а также ступеней развития человеческой личности, к более высоким и совершенным. Французский философ, один из родоначальников теории общественного прогресса, ЗК. Кондорсэ олицетворял прогресс с состоянием, «когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума; когда тираны и рабы, священники и их глупые или лицемерные орудия будут существовать только в истории и на театральных сценах...».
В каждой из сфер общественной жизни прогресс имеет свои конкретное содержание и формы проявления. Поэтому наряду с социальным прогрессом говорят и об экономическом, политическом, духовном и т. д. прогрессе. Каждый из них имеет свои собственные критерии: формы организации общественного труда и способы производства, производительность труда, степень демократизации политического строя и реализации прав человека, образовательный и культурный уровень, доступность знаний и информации и т. д.
Актуальным для социологов является вопрос о критериях прогресса общества в целом, поскольку общество представляет из себя целостный социальный организм, и ему, как таковому, должен соответствовать основной критерий социального прогресса.
Господствующей точкой зрения среди обществоведов было мнение о том, что главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое в конечном счете предопределяется изменением всех других сторон и сфер жизни общества. Эта точка зрения на общественный прогресс наиболее полно была разработана марксистами и стала господствующей в. XIX и первой половине XX века и в западной, немарксистской социологии.
В настоящее время эта точка зрения на общественный прогресс подвергается сомнению. Развитие производительных сил не выводит этот критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной — экономической — сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным критерием, то есть пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения во всех сферах жизни общества. Выходит так, что целью развития общества в данном случае является развитие производительных сил, а не человек? Выяснилось, что дальнейший рост производства ведет к разрушению среды обитания человека, к экологической катастрофе. Таким образом, ставка на расширение производства и потребления не оправдывает себя в нынешних условиях. Возникло противоречие между экономикой и экологией. Экстенсивное развитие промышленности подорвало индивидуальные основы человеческого бытия. Возник антропологический кризис.
Итак, реалии второй половины XX века поставили под сомнение марксистскую прогрессистскую концепцию. Сегодня нужна новая концепция общественного прогресса. Нужно заменить установки на безудержный рост производства и потребления новыми установками. Какими?
Большинство ученых склоняются к мнению, что интегральным критерием общественного прогресса выступает уровень гуманизации общества, положение в нем личности; степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.
Уровень гуманизации общества как интегративный критерий, вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей.
Таким образом, критерий общественного прогресса состоит не в развитии производительных сил, не в накоплении капиталов, не в расширенном воспроизводстве, а в развитии самого человека как родовой сущности, т. е. в развитии человека, который овладел общественной сущностью.
А как быть с природой? Она цель или средство общественного прогресса? Нужно подходить к этому вопросу с позиций оптимума, чтобы человек сам жил и развивался, и природа от этого не страдала. Если с этих позиций подходить к критерию общественного прогресса, то критерий общественного прогресса будет состоять в достижении оптимума в отношениях между саморазвивающейся личностью, обществом и природой. Такой критерий снимает крайности технократического отношения к миру.
Социальное развитие человечества можно сравнивать образно с многополосной транспортной магистралью, по которой с разными скоростями двигаются транспортные средства разных моделей, годов изготовления, мощностей. И начало, и конец у разных участников движения различны. А сама магистраль имеет как подъемы, так и спуски, на которых меняется скорость двигающихся по ней транспортных средств. Некоторые из них вынужденно замедляют движение, останавливаются и даже сходят с пути. Так и социальное развитие человечества многополосно! и разновременно для разных обществ
' Так, на линии времени (Т1те1те) истории электронной энциклопедии Энкарта количество параллельных полос движения постоянно меняется. Начинается она около 50 тысячелетия до н. э. с использования человеком огня и заканчивается 1998-м г. и клонированном животных. Примерно до 10 тысячелетия до нашей эры развитие человечества характеризуется полным «бездорожьем». В эпоху неолитической революции в этой линии только одна полоса, с 3200 г. до н. э. — 2, с 3000 г. до н. э. — 3, через тысячелетие их становится 7, к XII в. до н. э. — 10 полос. В начале I тысячелетия нашей эры их число уменьшается до 6. В VI и XIV веках их опять становится 11, XIX веке — 9 в XI, XVII и в XX веках — 8 полос. Ни одно из обществ, начинавших свой путь по магистрали, до наших дней не сохранилось. Ныне по самым скоростным полосам движутся общества, вступившие на эту магистраль позже всех (США) и оказавшиеся на какое-то время в кювете в результате социальных и политических катастроф (Германия, Япония). В конце XX века в кювете магистрали истории оказалось российское общество. Повторит ли оно опыт Германии и Японии?
и народов. В нем были, есть и будут как ускоренное развитие, так застой и регресс.
Прогресс — это развитие по восходящей линии, здесь результативность деятельности со знаком «плюс» превалирует над результативностью со знаками «ноль» или «минус». Прогресс — это значит, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет еще лучше, чем сегодня. Застой означает продолжительное движение на одном и том же уровне, а регресс — это развитие по нисходящей линии, откат назад.
Общественное развитие включает в себя как эволюционный, так и революционный процессы. Жизнь развивается эволюционным путем, когда производительные силы и производственные отношения развиваются без искусственных препятствий и сопротивления со стороны общества и его образующих, постепенно и мирно переходят из одного качественного состояния в другое. Эволюционный путь является доминирующим в природе.
Человек является частью природы. На заре человечества он еще не выделяет себя из нее, потребляет только то, что дает природа, занимается собирательством и охотой. Если для собирательства достаточно простой заостренной палочки, то для охоты, разделывания добычи, шитья одежды из шкур убитых животных требуются более сложные, рукотворные орудия. В течение тысячелетий собирательства и охоты человек постепенно учится выращивать необходимые для жизни культуры (огородничество и земледелие}, приручать диких животных и разводить их в домашних условиях (скотоводство}. Со временем земледелие отделяется от скотоводства, появляется ремесло, призванное обеспечивать орудиями труда и скотоводов, и земледельцев. Город отделяется от села.
Общее владение и пользование землей, ее плодами, природными ресурсами, средствами производства — естественное и наиболее гармоничное состояние существования человека. Из примерно 200 тысяч лет предполагаемой жизни разумного человека 195-198 тысяч лет люди не знали, что такое частная собственность. Все находилось в общем пользовании, за исключением нескольких предметов личного обихода, изготовленных собственными руками и для собственных нужд — оружие, предметы семейного обихода. Постепенно складывается понятие «наше» и «чужое». «Наше» — это ареал обитания и сфера жизнедеятельности (собирательства, охоты) конкретных рода, племени, этноса: земля, все имеющееся на ней и под ней. Это — общая собственность всего племени, всего народа. Общество могло распределять и землю, и виды деятельности между родами, а те, в свою очередь, — между семьями на правах пользования. Люди выработали четкие нормы, что должно и может принадлежать лично им с правом свободного распоряжения, и что — только всем (Богу, обществу, государству).
Изготовление орудий труда, изобретение одежды, приручение животных и их воспроизводство, религия, образование государства, создание оросительных систем, письменности, нормативное регулирование общественных отношений — таковы важнейшие вехи на пути зарождениячеловечества и его развития в доклассовом обществе.
Общая (родовая, племенная) собственность постепенно превращается в индивидуальную, частную, а затем монополистическую и государственно-монополистическую формы собственности. III тысячелетие до нашей эры — I тысячелетие нашей эры были для человечества периодом приватизации и индивидуализации средств производства и общественных отношений, а XVIII -XIX века — эпохой их капитализации и монополизации.
С дифференциации населения по имущественному положению, расслоения общества, на классы и образования государства начинается период классового общества.. Если до этого субъектами социальных процессов являлись индивиды и их группы (этнические, религиозные, половозрастные, профессиональные), то теперь к ним прибавляются общественные классы, государства, экономические и социально-политические институты разных уровней (национальные, региональные и глобальные). В общественном развитии возрастает роль новых, антагонистических противоречий и интересов. Это ведет социального прогресса. Эволюционное развитие, свойственное доклассовому обществу, дополняется революционным развитием со взрывами, насилием, ожесточенными столкновениями между сторонниками и противниками тех или иных социальных процессов.
Первую революцию в жизни человечества называют неолитической революцией. В результате этой революции осуществился переход от доклассового общества к классовому со всеми вытекающими отсюда последствиями. Развитие классового общества сопровождается множеством революций (экономическими — промышленными и аграрными — социальными, политическими, культурными, научно-техническими и т. д.).
Некоторые из основателей США связывали с революцией реализацию социальной справедливости и создание совершенного союза людей. Известный немецкий государственный деятель и ученый К. В. Гумбольдт связывал все важные революции в истории с революциями в умах людей. «Революции нельзя избежать», — считал один из лидеров английских консерваторов XIX века Б. Дизраэли. По мнению английского писателя и философа Р. Эмерсона, революция — это период, когда старое и новое стоят бок о бок, когда энергия людей испытывается страхом и надеждой, когда историческая слава старых эпох может быть компенсирована богатейшими возможностями новой эпохи. В. Гюго называл революцию жестокостью прогресса, а К. Маркс — локомотивом истории. То есть революции объективны и неотделимы от прогресса, их нельзя ни вызывать по заказу, ни отменять.
Часто эволюционные процессы перерастают в революционные, а революционные процессы переходят в эволюционные. Американский философ XX в. Э. Хоффер правильно заметил, что не революции являются причиной перемен, а, напротив, перемены готовят почву для революций. Это относится ко всем с4>ерам общественной жизни. Иногда сдвиг или крупное открытие в какой-либо одной области жизни, обусловленные реальными потребностями людей и к которым они шли столетиями, ведут к революционным изменениям во всех областях. Наиболее важными революционными открытиями и изобретениями последнего тысячелетия считаются изобретение компаса, механических часов, стеклянных линз, печатного станка, парового двигателя, телеграфа, открытие электрической энергии, беспроводной связи, антибиотиков, ядерной энергии и транзисторов. Каждая из этих новаций помогала преодолению отчуждения между людьми, народами, странами и континентами, интернационализации общественной жизни, распространению знаний и информации. Они способствовали невиданному росту производительности труда, совершенствованию форм организации общественного труда, обмена и распределения, росту жизненного уровня людей1 и продолжительности их жизни, мобильности населения. XX и XXI века по праву могут считаться эпохой социализации (обобществления) средств производства и общественных отношений. Этот процесс происходит и будет продолжаться сознательно и целенаправленно.
По своей результативности и социальным последствиям деятельности человечества один год конца XX столетия эквивалентен нескольким векам и даже тысячелетиям предшествующих эпох. Надо полагать, что социальный прогресс продолжится и впредь нарастающими темпами.
Итак, главным субъектом общества и всех общественных отношений является человек, действия которого детерминированы его потребностями. Реализуя свои интересы, человек постепенно совершенствует формы общественного производства, организации труда и отношения между самими участниками социального процесса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое общество?
2. Каковы основные элементы общества как системы?
3. Назовите специфические черты общества.
' По данным Международной организации труда, во второй половине XX века бедность уменьшилась больше, чем за все предыдущие 50 веков предшествующей истории (1п<,егпа11опа1 ЬаЬог Неу1еу/. 1998. № 4. Р. 528. Ыр1.оп М. Яиссевв № Ап11роуег1у. Сепёуа, 1998).
4. Назовите основные сферы общественной жизни и объясните, чем они обусловлены.
о. Определите специфику социальной сферы жизни общества.
6. Установите соотношение общества и власти.
7. Каковы критерии дифференциации обществ?
8. Какие типы обществ вы знаете?
9. Какие общества считаются «открытыми», а какие — «закрытыми » ?
10. Определите критерии социального прогресса.
11. Покажите общее и особенное в эволюционном и в революционном развитии общества.
ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль.М., 1996.
Арефьева Г. С. Общество как объект социально-философского анализа. М.,1995.
Василысова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной организации. СПб., 1999. Гражданское общество в России: Структура и сознание / Отв. ред.
К. Г. Холодковский. М., 1998.
Красников Б. Я. Новый взгляд на эволюцию общества. Киев, 1995. Кузьмин С. А. Социальная система: Опыт структурного анализа. М.
1996. '
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. Современные социологические теории общества. М., 1996. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Оси-пова, Л. Н. Москвичева. М., 1996.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Общество — это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.
Субъектами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нация и искусственные: политические партии и движения, профсоюзы и др.) и их институты.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА:
• Носит всеохватывающийхарактер, включает в себя все социальные группы.
• Выражает и согласовывает социальные интересы всех членов.
• Осуществляет социализацию членов общества.
• Регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение.
• Является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципыи нормы своего функционирования.
• Общество многослойно и многосферно.
Социальный прогресс — поступательное развитие человечества и его отдельных отрядов (обществ, народов) от низших и менее совершенных форм организации производства, распределения, потребления, а также ступеней развития человеческой личности, к более высоким исовершенным.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИСХОДИТ КАК:
Эволюционный процесс. Естественное развитие без искусственных препятствий и сопротивления со стороны общества и его составляющих, постепенный переход от одного качественного состояния к другому.
Революционный процесс. Развитие, связанное с конфликтами, насилием, ожесточенным противостоянием между сторонниками и противниками тех или иных социальных изменений.