Прогресс и регресс в развитии общества. Общественный прогресс и его критерии

В связи с возникновением постиндустриального общества в обществоведческой литературе вновь поднимается проблема направленности социального развития. На вопрос: «Откуда и куда движется человеческое общество?» представители различных направлений социальной мысли отвечали и отвечают по-разному.

Во-первых, существует теория «исторического круговорота», согласно которой общество движется по замкнутому кругу, проходя определённые этапы и возвращаясь к исходному состоянию. Эта теория зародилась ещё в античной философии и продолжает в тех или иных вариантах излагаться мыслителями Нового и Новейшего времени. Так, русский историк, социолог и публицист Н. Я. Данилевский (1822—1885) создал концепцию «культурно-исторических типов» или «самобытных цивилизаций». Каждый культурно-исторический тип проходит четыре основные фазы своего развития: 1 фаза — процесс этногенеза народа; 2 фаза —период становления основных социальных институтов и организаций, прежде всего, государства; 3 фаза — период расцвета цивилизации; 4 фаза — период упадка цивилизации. Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) выделял в истории общества, по аналогии с процессом развития биологических организмов, три стадии: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и смерть. Возникнув, социальный организм переходит от дикости и варварства к культуре. Культура — это высшая ценность социума, зрелое его состояние. Постепенно культура умирает, вырождается, превращается в цивилизацию. На стадии цивилизации господствует техника, экономика, политика. Цивилизация — закат, смерть социума. Немецкий социолог А. Вебер (1868—1958) стадии в развитии каждой цивилизации так и назвал: молодость, зрелость, упадок. Теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций создал английский историк и социолог А. Тойнби (1889—1975): каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет.

Во-вторых, существуют линейные, прогрессистские концепции направления общественного развития. Идея общественного прогресса (лат. progressus — движение вперёд) вошла в науку из христианского вероучения о развитии человечества, ведомого Богом к лучшему общественному устройству. Перед мыслителями, разделяющими идею общественного прогресса, возникает проблема его критериев. Мыслители-идеалисты критерий прогресса ищут в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм критерием общественного прогресса считали степень сложности внутренней организации социальной системы. Другие сторонники теории общественного прогресса (марксисты, авторы теорий индустриального, постиндустриального общества, трёх стадий общественного развития) его критерием полагают уровень развития материальной культуры, прежде всего, техники, производства, экономики. Большинство современных социальных мыслителей придерживаются поликритериальной теории общественного прогресса и судят о прогрессивности той или иной социальной системы по тому:

1) как система работает на человека;

2) с какой эффективностью используется духовный и интеллектуальный потенциал людей;

3) как система относится к природным ресурсам, к среде обитания человека;

4) как система заботится о своём будущем;

5) ускоряет или замедляет система экономический и научно-технический прогресс.

Таким образом, уровень гуманизации общества, то есть положение в нём личности, выступает интегративным, наиболее важным критерием прогресса. Индикаторами положения личности в обществе являются: а) степень её экономической, политической и социальной свободы; б) уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей; в) состояние её психофизического и социального здоровья.

В-третьих, существуют регрессистские концепции направления общественного развития, утверждающие, что общество движется по пути регресса (лат. regressus — движение вспять), прежде всего, социо-гуманитарного регресса. В конце XIX в. Ф. Ницше утверждал, что человек эпохи Возрождения был гораздо человечнее, духовно богаче чем человек XIX в. Идею прогресса критиковал русский религиозный философ Л. П. Карсавин (1882—1952). По его мнению, совершенствование техники сопровождается упадком культуры, искусства, умственной и нравственной деградацией человека. Современный российский философ И. Малмыгин называет человека «больной живой клеткой организма Планеты», которая «разрушает этот организм». «Болезнь человека, — пишет Малмыгин, —называется сознанием, разумом, творчеством, научно-техническим прогрессом, созидательной деятельностью» (См.: Малмыгин И. Земля болеет человеком? // Диалог. 1991. № 9. С. 31—36). Такое умонастроение — ожидание гибели — вызвано реальными угрозами со стороны могучих и страшных сил, порождённых самим человеком. Этой проблеме посвящена следующая тема курса.

Тесты по теме 4 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

а) формы развития общества; б) эволюция; в) революция; г) социальный эволюционизм; д) революционаризм; е) социальная революция; ж) политическая революция; з) экономическая революция; и) культурная революция; к) революционная ситуация; л) революция «сверху»; м) революция «снизу»; н) научно-техническая революция; о) научно-технический прогресс; п) дигитализация; р) миниатюризация; с) «зелёная революция»; т) направления развития общества; у) прогресс; ф) регресс.

1. Качественные изменения в обществе, затрагивающие все стороны общественной жизни.

2. Эволюция и революция.

3. Социальный взрыв, проявляющийся в восстаниях, бунтах, гражданских войнах и других формах острой классовой борьбы.

4. Резкое повышение продуктивности сельскохозяйственного производства на основе применения новой техники, удобрений, средств борьбы с вредителями, выведения новых сортов растений и пород животных, улучшения способов хранения и переработки продукции.

5. Развитие, генезис, закономерное изменение чего-либо.

6. Учение, которое единственной формой развития общества считает эволюцию.

7. Дискретная передача информации посредством кодов.

8. Смена политической надстройки общества, смена власти.

9. Учение, считающее революцию основной формой развития общества.

10. Положение в обществе, характеризующееся тремя признаками: 1) кризис «верхов» — «верхи» не могут управлять обществом по-старому; 2) кризис «низов» — «низы» общества не хотят жить по-старому; 3) усиление социальной напряжённости в обществе и обострение выше обычного классовой борьбы.

11. Качественный скачок в развитии производительных сил, во всём ходе научно-технического прогресса.

12. Качественные преобразования экономического базиса общества, замена одного способа производства материальных благ другим.

13. Качественные преобразования, переход из одного качественного состояния в другое.

14. Реформы, приводящие общество в иное качественное состояние.

15. Уменьшение в размерах конструкционных элементов.

16. Движение вперёд, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

17. Процесс непрерывного развития техники, технологии, науки.

18. Качественные изменения в духовной жизни общества: преобразование культуры, идеологическая и психологическая перестройка общества.

19. Движение вспять, переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному.

20. Прогресс и регресс.

II.Выберите верные ответы:

1. Главный критерий общественного прогресса:

а) улучшение нравов;

б) развитие религии;

в) усложнение социального организма;

г) степень улучшения экономических и социально-политических условий существования человека;

д) прогресс науки и техники.

2. Качественные преобразования в способе производства материальных благ:

а) социальная революция;

б) политическая революция;

в) экономическая революция;

г) культурная революция.

3. Формы развития общества:

а) прогресс;

б) эволюция;

в) регресс;

г) революция.

4. Для постиндустриального общества характерно:

а) резкое социальное расслоение;

б) возрастание числа занятых в сфере услуг;

в) частная собственность на средства производства;

г) высокий уровень жизни и потребления.

5. К какой модели общества можно отнести суждение Л. Фейербаха: «Периоды человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии»:

а) материалистической;

б) натуралистической;

в) формационной;

г) идеалистической.

6. Направления развития общества:

а) революция;

б) эволюция;

в) прогресс;

г) регресс.

7. Категория «социальная революция» используется в теории общества:

а) цивилизационной;

б) стадийной;

в) формационной;

г) культурологической.

8. Для социальной структуры постиндустриального общества характерно:

а) социальная дифференциация и поляризация;

б) преобладание среднего класса;

в) аграрная перенаселённость.

9. Представители социального эволюционизма:

а) О. Конт;

б) К. Маркс;

в) Г. Спенсер;

г) Р. Дарендорф.

10. Теории индустриального и постиндустриального общества являются эволюционистскими:

а) верно;

б) неверно.

11. Представители революционаризма:

а) Э. Дюркгейм;

б) К. Маркс;

в) М. Вебер;

г) В. И. Ленин.

12. С позиций теории «исторического круговорота» выступали:

а) Н. Я. Данилевский;

б) Г. Спенсер;

в) Р. Арон;

г) О. Шпенглер.

13. «Культурно-исторический тип» — основная категория социологической теории:

а) К. Маркса;

б) А. Тойнби;

в) Н. Я. Данилевского;

г) А. Вебера.

14. «Цивилизация — закат, смерть социума», — утверждал:

а) К. Ясперс;

б) А. Тойнби;

в) О. Шпенглер;

г) Г. Спенсер.

15. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм критерием общественного прогресса считали:

а) уровень развития техники, производства, экономики;

б) степень сложности внутренней организации социальной системы;

в) уровень развития общественного сознания;

г) уровень гуманизации общества.

16. Прогрессистами были:

а) Н. Я. Данилевский;

б) Ф. Ницше;

в) О. Конт;

г) К. Маркс.

Тема 5

Наши рекомендации