Вопрос.Объект и предмет социологии.

Вопрос.Объект и предмет социологии.

Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.

Ее объектом выступает общество современного типа.

Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки, т.е. предмет социологии - это повседневная жизнь обычных людей

Вопрос. Место социологии в системе общественных наук.

Социология – это наука о законах функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Место социологии в системе наук: а) в отличие от других общественных наук социология изучает общество в целом; б) социология выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками. Но социология не может развиваться без взаимодействия с общественными науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой. Место социологии в других науках. * Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает общественное бытие, а социология только общество, социология не ищет смысла жизни. * Социология и история. История изучает общество в пространстве и во времени, изучает общество преимущественно здесь и теперь, старается понять общую логику соц. движения. * Социология и психология. Психология изучает индивидуальность личности (темперамент, характер и др.). А социология изучает личность в обществе. * Социология и политология. Политология одна из наук, которая специализируется на отдельных отраслях. Социология изучает общество целиком. Функции социологии:

1. Познавательная.

2. Прогностическая.

3. Управленческая.

4.Ценностно_ориентирующая человека.

5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирование

Вопрос. Предпосылки зарождения социологической науки. Первый этап развития социологии. Учение О. Конта.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О. Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Вопрос. Понятие социологического исследования и его виды.

Социологическоеисследование- представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации ; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Различают три основных вида социологического исследования:
1) пилотажное (разведывательное);
2) описательное;
3) аналитическое.

Вопрос. Типология обществ.

В 1950—1960-е гг. в зарубежной социологии сформи­ровались новые принципы типологии обществ (позиция технологического детерминизма). Они разрабаты­вались в рамках теории стадий экономического роста инду­стриального и постиндустриального общества (Д. Бэлл, Р. Арон). Уолт Уитмен Ростоу выделяет пять стадий в раз­витии общества: традиционное общество; стадия создания предпосылок для подъема; стадия сдвига; стадия роста; период высокого уровня массового потребления.

Критерии типологии обществ в теории технологиче­ского детерминизма обусловлены развитием науки, техники и технологий, их дополняют социокультурными и по­литическим критериями. На основе этих критериев выделя­ют три типа обществ: традиционное, индустриальное и по­стиндустриальное.

История существования человеческого общества — это в основном история традиционного общества. Традиции и обычаи играют решающую роль в воспро­изводстве устойчивых норм поведения людей, передающих­ся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Личная связь — это связь, базирующая­ся на личном доверии. Доверие людей друг к другу высту­пает как источник легитимности общества. Традиционное общество — это, например, крестьянская община.

Индустриальное общество основано на машинной технике, широком развитии науки, рыночных отноше­ниях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Этот термин был введен Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, выделявшими следующие черты об­ществ этого типа: высокая техническая оснащенность сферы матери­ального производства; разрешение социальных конфликтов путем исполь­зования экономических рычагов и дипломатии; повышение общественной значимости социального планирования и регулирования.

Переход от индустриального общества к постинду­стриальному обусловлен изменением роли науки в развитии социума. Знания превращаются в главную социальную ценность; приоритетными становятся фундамен­тальные исследования, составляющие теоретическую осно­ву научно-технического и социального развития.

Особенности постиндустриального общества: улучшение социально-экономического благососто­яния граждан; повышение роли таких направлений социальной по­литики, как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение; повышение роли образования, которое становится определяющим признаком социального статуса, зна­ний, информации, творческого потенциала.

Такое общество социологи называют также информаци­онным.

Вопрос. Типология культур.

Типология культуры - как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жёсткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Массовая культура — термин, который относится к таким результатам духовно-практической деятельности людей, которые доступны широкому кругу «потребителей».

Вопрос25.

Типология семейных структур

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.Моногамное супружество

- это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия- брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния- брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия

- брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Экзогамные

браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы,фратрии. Напротив, эндогамные

браки заключаются исключительно внутри данной фратрии. Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.По критерию власти различаютпатриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях(эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).Выделяется еще так называемая партнерская семьясовместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов -автономные семьи

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношении среди двоих детей недостаточно, двое - лишь пара. Двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) - чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть - трехдетных, 20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных.

Вопрос

Исторические типы семьи в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);
2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному; работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));
3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).

Исторические типы семьи, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:
1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);
2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);
3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Гражданство

Государственные символы.

Форма правления

Виды государств

Функции государства

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Вопрос

Оценка глобализации.

- Одни видят в глобализации только выражение прогресса общественного разделения труда .

- Другие видят то, что, будучи выражением и следствием углубления общественного разделения труда, глобализация неизбежно ведет к появлению на общественной сцене новых действующих лиц, которые так или иначе, но обязательно заявляют о себе, как о социальных субъектах, обладающих собственными интересами и целями.

- Третьи видят в глобализации только происки США, промышленных корпораций, грабительски относящихся к общественным ресурсам и т.п.

57 вопрос. Теории глобального развития: мир-системная и теория пределов роста.Специфика, эволюция и типология мир-систем. Оригинальность подхода И. Валлерстайна состоит в том, что он предлагает принципиально новую исследовательскую перспективу анализа социальных, экономических и политических процессов, - мир-системную перспективу, в которой мир выступает как определенное системное и структурное целое, законы развития которого определяют траектории движения всех отдельных национальных обществ и государств. Непосредственное появление мир-системной теории относится к началу 70-х, когда рождался замысел и создавался первый том “Современной мир-системы” - главного произведения И. Валлерстайна (опубликован в 1974 [9]). Каковы же непосредственные концептуальные истоки концепции мир-систем, какие школы и направления в наибольшей степени повлияли на ее зарождение и развитие? Скорее всего, этот теоретический подход явился синтезом сразу нескольких теоретических традиций:

-- во, первых, геоистории Ф. Броделяи, шире, всего наследия школы “Анналов”,

-- во-вторых, “теории зависимости” в версии А.Г. Франка (которая, в свою очередь, восходит к марксистским теориям империализма), -- в-третьих, неклассической экономической теории (включая концепции экономических циклов. Вообще, ключевое для И. Валлерстайна понятие “мир-системы” восходит к соответствующим идеям Ф. Броделя, а именно, концепции “мир-экономики”. По Ф. Броделю, последняя представляет из себя “экономически самостоятельный кусок планеты, способный быть в основном самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство”. Мир-экономики, по Броделю, существуют поверх политических, культурных и религиозных границ характеризуясь тремя признаками: 1) они занимают определенное географическое пространство, границы которого могут колебаться; 2) в них всегда присутствует некий полюс, центр тяготения или экономическая столица; 3) вокруг этого центра образуются концентрические зоны: вокруг центра (или ядра) располагаются области “срединной зоны” полупериферийного типа, далее ближняя и дальняя периферия и, наконец, внешнее пространство. Классическими примерами устойчивых мир-экономик является Средиземноморье, Индия, Россия, Китай.Развивая концепцию Ф. Броделя дальше, И. Валлерстайн предлагает использовать более широкое понятие “мир-системы”, при этом мир-экономика является лишь одним ее вариантом, наряду с мир-империями. Первый вариант исторических систем, мини-системы, представляют из себя пространственно небольшие, относительно кратковременные и культурно-однородные локальные образования, господствующей логикой развития которых является реципрокный (взаимный) обмен различными благами. Мини-системы основывались на присваивающей экономике и были очень неустойчивой формой развития, постоянная гибель которых, возможно, была следствием экологических бедствий или демографического роста. После перехода к производящей экономике в ходе сельскохозяйственной революции появилась возможность возникновения более значительных и устойчивых образований, - мир-систем, которые охватывали более широкие пространственно-временные границы. Наиболее общим и распространенным вариантом мир-систем в докапиталистическую и раннесовременную эпоху являлись мир-империи - широкие политические образования, которые отличались многообразием культурных кодов и которые в периоды экспансии разрушали и/или поглощали более слабые мини-системы и мир-экономики, и “высвобождали” их в периоды “сжатия” или упадка. Основной логикой системы являлось взимание военно-политическим центром ренты-налога (или дани) с локальных непосредственных производителей (в основном сельских общин) и его последующая административно-бюрократическая редистрибуция (перераспределение). Очевидно, что понятие мир-империи И. Валлерстайна близка различным “расширенным” версиям азиатского способа производства (трибутарного С. Амина, рентного В.П. Илюшечкина), в которых он рассматривается в качестве общего принципа развития всей докапиталистической формации, а не ее отдельного этапа (наряду с античным/рабовладельческим и феодальным). Мир-экономики, в отличие от мир-империй, представляют из себя прежде всего объединенные экономические цепи производства, которые существуют поверх многочисленных политических границ. Мир-экономики интегрируются скорее экономически, чем политически: в отсутствие централизованного контроля экономические агенты обладали большей свободой в накоплении богатств. А политические образования внутри мир-экономики способствовали разделению труда и неравному распределению в масштабах всей системы. Основная логика мир-экономики заключается в том, что аккумулируемая прибыль распределяется неравномерным образом в пользу центра, а не периферии системы, т.е. тех, кто способен достигнуть различных видов временных монополий в рыночных сетях. И. Валлерстайн подчеркивает, что мир-экономики были всегда неустойчивыми и хрупкими образованиями, которые в докапиталистическую эпоху, как правило, поглощались или трансформировались в мир-империи. Скорее всего, наступление и откат как мир-империй, как и альтернативных им мир-экономик, носило циклический характер и тенденция к политической централизации (и административно-бюрократической редистрибуции) сменялась обратной тенденцией к децентрализации (и подъему приватных, частнохозяйственных сетей рыночного обмена). Главная особенность валлерстайновской трактовки генезиса капитализма состоит в том, что он отрицает все “цивилизационистские” объяснения происхождения этих процессов (через исключительность, “эксепционализм” европейской культуры, уникальные особенности экономических и/или политических структур и т.д.) которые, по его мнению, откровенно телеологичны и строятся на принципе Никаких особых “цивилизационных” предпосылок появления капитализма именно в Европе, считает И. Валлерстайн, не существовало: происхождение “европейского чуда” не запрограммировано внутренней имманентной “логикой” развития европейского общества. Теория пределов роста - теория приближения "естественных пределов экономического роста" и ожидания глобальной катастрофы при сохранении:
- существующих тенденций роста мирового населения;
- промышленного и сельскохозяйственного производства;
- загрязнения окружающей среды; и
- истощения природных ресурсов.
Выход из сложившейся ситуации состоит в переходе к "нулевому росту":
- простое воспроизводство населения;
- перевод промышленных предприятий на замкнутый цикл производства;
- отказ от строительства новых предприятий;
- максимальное использование вторичного сырья и т.д

Вопрос.Объект и предмет социологии.

Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.

Ее объектом выступает общество современного типа.

Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки, т.е. предмет социологии - это повседневная жизнь обычных людей

Наши рекомендации