Вопрос. Сущность второго этапа развития социологии. Вклад в социологию Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Классический тип социологической научности - то есть представлений о том, что такое, собственно, социология и что и как она может и должна изучать - восходит к О. Конту, Г. Спенсеру и приобретает завершенный вид в работах французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1918). Основные принципы классического подхода были сформулированы Дюркгеймом в работе "Правила социологического метода" (1895г.):
- социальные явления подчиняются универсальным законам действительности; никаких специфических социальных законов не существует;
- как следствие, социология должна строиться по принципу естественных "позитивных" наук;
- методы социологического исследования должны быть такими же точными, как и методы естественных наук; социальные явления должны быть описаны количественно;
- важнейшим критерием научности является объективность знания - его соответствие объективной реальности.

Дюркгейм вводит понятие социальный факт, которое стало фундаментом всей его социологической концепции. Социальный факт - это и есть единственный возможный предмет социологического исследования, а их совокупность и есть общество. Социальный факт - это объединенные действия индивидов, и его источник находится в коллективном сознании.

5 вопрос.Особенности развития социологии после 1920-х гг. Социологические школы и направления ХХ в: функционализм, бихевиоризм, символический интеракционизм.

В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии . Уже в начале 20-х годов Коммунистической партией и Советским государством была создана система новых научных учреждений, с помощью которых они организовали решительное наступление на “реакционную буржуазную идеологию". Созданные учреждения помогли начать планомерное изучение проблем марксистской философии, социологии , политической экономии, приступить к широкой подготовке молодых ученых и преподавателей-марксистов для высшей школы. В 1921 г. в Москве также по инициативе В.И. Ленина был создан Институт красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В декабре 1919 г. на базе рабфака в Петроградском университете была создана первая в России общественная организация ученых марксистского направления - Научное общество марксистов (НОМ). Основной задачей общества являлись разработка идей марксизма и распространение марксистского мировоззрения.

В это время перестали издаваться журналы “Мысль”, “Экономист", “Утренник", “Начала", “Литературные записки" и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и социологов.

В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии . Начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы, с полным на это правом, могут быть названыпериодом становления конкретных социологических исследований в СССР.

Значительное число социологических исследований было проведено в сфере труда. Особое внимание уделялось исследованию проблем молодежи. Уделялось внимание и изучению условий жизни, материального положенияразличных категорий населения в послереволюционный период. Конкретные социологические исследования проводились по проблемам брака и семьи. Было проведено большое количество исследований, направленных наизучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания.

Но уже в конце 20-х - начале 30-х гг. социологические исследования начинают свертываться. Тоталитарная система не считала нужным их изучать. Социология объявляется буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а термин “ социология " полностью изымается из употребления.

В конце 30-х годов на судьбу социологии сильно повлияла канонизации выдвинутых И.В. Сталиным различных теоретических положений.

Социология была запрещена, но это не означало, что она полностью и бесповоротно умерла. Просто социология в это время находилась как бы в “коматозном состоянии". Во-первых, объявленный запрет сбора разного рода социальных данных распространялся исключительно на открытое использование полученной информации в печати и научной работе. Во-вторых, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 года , в Институте философии Академии наук был создан социологический сектор, под руководством М.П. Баскина.

Структурный функционализм - социолог Толкотт, Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Роберт Мертон - внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация,реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Символический Интеракционизм– теоретический подход в американской социологии по объяснению деятельности и интеракции с точки зрения результата значений, которые акторы вкладывают в вещи и в социальные действия, включая себя. Термин был внедрен в 1937 г. X. Блумером, который суммирует главные принципы подхода с точки зрения трех суждений (Блу-мер, 1969): (а) “люди поступают с вещами на основе тех значений, которые имеют для них эти вещи”; (б) значения “возникают вне социальной интеракции”; (в) социальная деятельность вытекает из “всеобщего удовлетворения индивидуальных линий деятельности”. Теоретиками, чьи работы находятся преимущественно в русле этой традиции, являются Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули и Говард С. Беккер. Видным социологом, чьи труды близки к символическо-интеракционистской традиции, выступает Эрвин Гофман.

6 Вопрос. Особенности развития социологии в России и СССР.(всё что нашлось)Эволюция форм преподавания и изучения социологии в России на рубеже XIX—XX вв. может быть представлена следующим образом:

Конец 70-х — начало 80-х гг. XX в. — насыщение социологическим материалом других предметов (юриспруденции, истории и т.д.), читаемых в университетах (Московский университет — М.М.Ковалевский; Петербургский университет — Н.М.Коркунов).

1877 год — чтение курса лекций об О.Конте и Г.Спенсере на дому (профессором Киевского университета И.В.Лучицким).

С 1895 года — оживление внимания общественности к вопросам разработки системы самообразования и начало составления и издания первых программ для самообразования по социологии (Н.И.Кареев, С.Н.Южаков).

1890-е годы — чтение для желающих факультативных курсов по социологии в высших учебных заведениях.

С 1899 года — появляется разрешение открывать в государственных университетах разного рода студенческие кружки, на которых начали рассматриваться проблемы социологии (Петербургский университет — кружок философии права — руководитель проф. Л.И.Петражицкий; исторический кружок — профессора А.С.Лаппо-Данилевского и др.).

С 1901 по 1905 годы — создание М.М.Ковалевским совместно с Ю.С.Гамбаровым и Е.В. Де Роберти Высшей школы общественных наук в Париже, в которой социология была обязательным курсом, и ее читали русские профессора.

С 1908 года — чтение лекций по социологии в негосударственных учебных заведениях (Психоневрологический институт. Высшие Курсы при лаборатории П.Ф.Лесгафта и др.). В том же 1908 году создается кафедра социологии в негосударственном учебном заведении — Психоневрологическом институте.

1917 год — снятие запрета чтения социологии в государственных высших учебных заведениях и школах после Февральской революции.

1918 год — реорганизация системы высшего образования после Октябрьской революции — введение социологии в качестве обязательного предмета преподавания в университеты и школы 11-й ступени.

1918 — 1919 учебный год — начало реорганизации гуманитарных факультетов и создания факультетов общественных наук (ФОНов) в Петроградском университете.

1918—1919 годы — создание Социобиблиологического института (с 1919 г. — Социологический институт), проводившего публичные лекции и чтения с целью популяризации социологических знаний среди населения.

1919—1921 годы — учреждение Социологического института, организовавшего проведение ряда лекций (Н.И.Кареева, П.А.Сорокина и др.) для всех желающих получить социологическое образование, а также чтение ряда самостоятельных систематических курсов (П.А.Сорокина, Н.А.Гредескула, К.М.Тахтарева и др.) по социологии.

1919 год — проведение Наркомпросом по инициативе Социологического института социологических курсов для подготовки преподавателей социологии в средних школах; создание кафедры социологии на Общеобразовательном факультете 11—го Петроградского государственного университета при Психо—Неврологическом институте.

1921 год — подписание В.И.Лениным постановления Совнаркома "О плане организации факультетов общественных наук российских университетов" и начало реорганизации ФОНа Петроградского университета.

1922 год — начало гонений — высылка за границу ведущих русских ученых, закрытие во всех центральных университетах кафедр по социологии.

1922—1923 годы — ликвидация научно—исследовательских институтов — прекращение разработки фундаментальных основ социологии.

1925 год — закрытие ФОНа в Ленинградском университете.

Процесс институционализации социологии как учебной дисциплины в рассмотренный период носил во многом нестабильный характер и, в конце концов, был фактически прерван. Основным социальным институтом, в рамках которого особенно проявила себя в период становления и развития академическая социология, явилась сфера образования. Социология в нашей стране входила в высшее звено образования и превращалась в этом смысле в академическую дисциплину не только сложнее, но и позднее, чем на Западе. Что касается институционализации социологии как научной дисциплины, то это происходило в еще более затяжном варианте — она заняла свое место в научной структуре РАН лишь после крутых переломов в истории нашей страны, т.е. во втором десятилетии XX века, чтобы вскоре быть ликвидированной и вновь появиться уже в 60-е гг

Наши рекомендации