Вопрос.Объект и предмет социологии

Вопрос.Объект и предмет социологии

Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, шел сложный процесс углубления и определения ее предмета. Чем это обусловлено?

Дело в том, что мы живем в эпоху интенсивных и глубоких перемен, в эпоху становления новой цивилизации и новых взаимоотношений между людьми. Сегодня человечество мучительно ищет ответы на многие глобальные вопросы: что есть общество? как оно функционирует? куда мы идем? Ответы на них должны быть только конкретными, только по существу, конструктивными. Более того, необходимо единое социологическое знание, так как речь идет о судьбе всей цивилизации.

Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.

Ее объектом выступает общество современного типа.

Вместе с тем целостное изучение объекта (общества) не дает возможности охватить все его свойства, грани и отношения. Рано или поздно у ученых появляется необходимость сосредоточиться на рассмотрении лишь отдельных его сторон, которые и составляют предмет социологической науки, т.е. предмет социологии - это повседневная жизнь обычных людей

Вопрос№10

общество– это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество– это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Признаки характерные для любого общества

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

В современном мире можно выделить 2 основные тенденции развития обществ:

1. проявляется ярко, усиливаются интеграционные процессы. Мир становится «деревней». Все явления и процессы тесно взаимосвязаны.

2. проявляется менее заметно. Общества пытаются сохранить свою уникальность ( например, страны западной Европы объединились, вместе с тем вносят запреты на въезд граждан из других стран).

Данные тенденции, взаимодействуя, зачастую ведут к конфликтам.

Существует масса концепций общества. Современные социологи выделяют 3 типа обществ: традиционное; индустриальное – характерен высокий уровень промышленного производства, рост интересов и потребностей людей; постиндустриальное (60-е гг 20 века) – его отождествляют с инновационным, информационным обществом – характерно первенство знаний и образования, большая часть граждан занимается производством и воспроизводством информации.

В современной литературе существует множество концепций, объясняющих социальную природу и будущность обществ. Все концепции развития обществ можно подразделить на 2 группы:

1. эволюционные – базируются на положении о том, что путем медленных естественных изменений (с помощью реформ) можно добиться значительного прогресса общества

2. революционные – качественные изменения в обществе м/б достигнуты через конфликты, кризисы, революции

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

4. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

5. периферия – модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

6. полупериферия – это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Вопрос.

В 1950—1960-е гг. в зарубежной социологии сформи­ровались новые принципы типологии обществ (позиция технологического детерминизма). Они разрабаты­вались в рамках теории стадий экономического роста инду­стриального и постиндустриального общества (Д. Бэлл, Р. Арон). Уолт Уитмен Ростоу выделяет пять стадий в раз­витии общества: традиционное общество; стадия создания предпосылок для подъема; стадия сдвига; стадия роста; период высокого уровня массового потребления.

Критерии типологии обществ в теории технологиче­ского детерминизма обусловлены развитием науки, техники и технологий, их дополняют социокультурными и по­литическим критериями. На основе этих критериев выделя­ют три типа обществ: традиционное, индустриальное и по­стиндустриальное.

История существования человеческого общества — это в основном история традиционного общества. Традиции и обычаи играют решающую роль в воспро­изводстве устойчивых норм поведения людей, передающих­ся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Личная связь — это связь, базирующая­ся на личном доверии. Доверие людей друг к другу высту­пает как источник легитимности общества. Традиционное общество — это, например, крестьянская община.

Индустриальное общество основано на машинной технике, широком развитии науки, рыночных отноше­ниях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Этот термин был введен Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, выделявшими следующие черты об­ществ этого типа: высокая техническая оснащенность сферы матери­ального производства; разрешение социальных конфликтов путем исполь­зования экономических рычагов и дипломатии; повышение общественной значимости социального планирования и регулирования.

Переход от индустриального общества к постинду­стриальному обусловлен изменением роли науки в развитии социума. Знания превращаются в главную социальную ценность; приоритетными становятся фундамен­тальные исследования, составляющие теоретическую осно­ву научно-технического и социального развития.

Особенности постиндустриального общества: улучшение социально-экономического благососто­яния граждан; повышение роли таких направлений социальной по­литики, как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение; повышение роли образования, которое становится определяющим признаком социального статуса, зна­ний, информации, творческого потенциала.

Такое общество социологи называют также информаци­онным.

Вопрос

Понятие культуры

Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных

ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства

производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные

ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и

неформальные), мифы и религия, искусство.

Основные формы культуры.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она

адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство,

серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура

(народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура.

Разновидности культуры:

1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества

(русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным

социальным группам, отражает особые ценности данной части общества).

3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим

ценностям).

Культура состоит из различных элементов.

Среди наиболее ярких можно обозначить язык, ценности, нормы.

I. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

II. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

· терминальные (ценности цели)

· инструментальные (ценности средства)

III. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Другими словами, моральная норма - одна из наиболее простых форм нравственного требования, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки (от латинского norma - правило, образец).

Вопрос

Типология культуры - как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жёсткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Массовая культура — термин, который относится к таким результатам духовно-практической деятельности людей, которые доступны широкому кругу «потребителей». Появление данного понятия является результатом существенных изменений в современной культуре: развития средств массовой коммуникации; становления индустриально-коммерческого производства; стандартизации духовных благ: повышения уровня образования масс и увеличения времени на досуг. Зарождение массовой культуры связывают с результатами научно-технического прогресса. В современном обществе массовая культура, по существу, подчиняет все стороны жизни, используя систему массовой коммуникации и единый механизм моды, а также рыночные отношения в экономике.

Вопрос

Социальная структура - общества складывается на основе процессов социальной стратификации и социализации личности, то есть в ее основе лежат отличия (отличительные социальные качества) личностей, составляющих классы, страты (слои), социальные общности, группы. Например, выделяя в обществе мужчин и женщин, в социальном плане рассматриваются не физиологические особенности, а социальные качества в соответствии с которыми индивид соотносится с данной социальной общностью, то есть как он усвоил те нормы, ценности, социокультурные образцы, манеры поведения, исполняет в соответствии с ними социальные роли и т.п., присущие мужскому или женскому населению.

Социальный статус- обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающиесоциальные связи между субъектами общественных отношений.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношении.

15 вопрос.) Социальная структура - как проблема социологической науки. Социальная стратификация как важнейший компонент социальной структуры. Понятие социальной структуры. Системное представление об обществе как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Параметры социальной стратификации: неравномерное распределение прав, привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Понятие «социально-стратификационная структура общества» как многомерного, иерархически организованного социального пространства. Социальный статус. Социальное неравенство людей. Различные способы организации неравенства: у К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, П. Бурдье и др. Социальная стратификация. Современная парадигма изучения социальной стратификации. Основные критерии стратификации. Основные классы и социальные группы.

Социальные общности, принципы и проблемы их формирования. Статусы, социальные роли, этнические признаки и т. д. Роль солидарности в формировании, эффективности, функционировании общности как ассоциации. Социальное взаимодействие. Типы социальных общностей: социальный круг и социальные группы. Определение социальной группы. Малые группы и большие группы.

Сущность социальной трансформации. Изменение соотношений форм собственности, институтов власти, исчезновение одних групп и слоев, возникновение других, дробление третьих, смена социальной роли и статуса четвертых и т. д. Факторы, определяющие особенности протекания изменения социальной структуры в российском обществе: структурные изменения в экономике; изменения в системе занятости; снижение уровня жизни подавляющей части населения; социальная аномия. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества: углубление социального неравенства и маргинализация значительной части населения. Роль новых социально-профессиональных групп в формировании социальной структуры. Природа социального неравенства. Особенности формирования гражданского общества в России.

Вопрос.

1. Средняя страта

Начну я со средней страты, так как это еще не очень сформировавшаяся страта являющееся прослойкой между двумя основными стратами.

За последние годы произошла качественная трансформация всей социально- экономической системы. Как я уже говорил, средняя слой находится между двумя основными слоями (высший и низший). Различают также старый средний класс (ремесленники и мелкие собственники) и новый средний класс (управляющие, профессиональные работники умственного труда, менеджеры и так далее). Данный новый слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу, а часть ближе к буржуазии. Этот слой соединят в себе и новые производственные силы, и новые управленческие функции. Рыквиным был проведен экспертный анализ. Он утверждал, что средний класс формируется из всех социальных групп общества (от колхозника, до директора предприятий). Но этот подход очень спорен, ведь все эти группы не могут образовать единую социальную общность.

Заславская ввела в научный оборот понятие «срединная часть».Она исследовала эту основную срединную часть российского общества, куда не входят представители политической и экономической элиты, а также «социальное дно». Она поделила этот класс на четыре подкласса.

1. Верхний слой.

2. Средний слой.

3. Базовый слой.

4. Нижний слой.

Социальная среда формирования

Можно отметить следующие социальные группы: руководители среднего и низового уровней, инженерно- технические работники, Работники различной классификации. Судя по социальному составу, можно сказать, что представители данной страты- профессиональны в общем понимании данного слова, ибо получили в большинстве своем высшее образование. Средние слои почти также бедны как и другие слои.

Уровень жизни.

Итак, за последний год остались без изменения покупка одежды и питание. Ухудшилась возможность отдыха, покупка предметов культурного назначения. Одним словом, все, что связано с воспроизводством социокультурного потенциала, личность постепенно деградирует, человеку принадлежащему к среднему слою, хватает средств лишь для того, чтобы накормить семью, купить одежду.

Наш анализ показал, что эта медианная группа по доходу включает занятых в общественном производстве людей, имеющих высокий образовательный и профессиональный уровень. Имея в виду эти критерии, мы можем считать их определенной социальной общностью. Формирование среднего классов может произойти только с учетом новых реформ, главным образом, в сфере социально- экономических отношений, структурной перестройки экономики.

2. Высшая страта(элита).

По данным О. Крыштановской, правящая элита на 69,9% сформировалась из субэлиты старой номенклатуры. Изменилось лишь соотношение удельных весов прежних субэлит. Доминирующее место заняли те, кто именовались в прошлом хозяйственниками-руководителями промышленных министерств и управлений, ведущие работники административно-управленческих структур и та часть партийной номенклатуры, которая по своему происхождению и опыту работы, была наиболее тесно связана с технократически-хозяйственной деятельностью.

Среди наиболее значимых особенностей вновь сформировавшийся элиты можно выделить следующее.

1. Доминирование корпоративных интересов над публичными, общенациональными, преобладание группового и личностного эгоизма.

2. Недостаток общей и профессиональной культуры, дефицит ярких лидеров, талантливых политиков.

3. Высокая степень бюрократизации со всеми присущими ей пороками: преобладание аппаратной логики, неэффективностью, чинопочитанием, пренебрежением к нуждам населения, отчуждение от народа.

4. Низкий уровень нравственности, по сути исключающей из политики моральные критерии.

5. Унитарный прагматизм, отсутствие интереса к теоретическому осмыслению происходящего.

6. Отсутствие во властных структурах общенациональной солидарности. Прагматизм и безыдейность, введение нравственности за скобки политики, естественно, оборачиваются раздробленностью и групповыми разборкам, подрывающими авторитет власти в глазах народа.

Материальное положение

Материальное положение за последний год не изменилось. Без изменения остались покупка пропитания, одежды, предметов культурного назначения, отдыха.

3. Безработные, как особая страта в структуре общества.

Результаты анализа материального достатка у разных профессиональных групп, показывают, что:

1. Богатые безработные(те которые и без работы могут хорошо жить)- финансовые работники и служащие, рабочие тяжелой, легкой и пищевой промышленности.

2. К группам в которых лица со средним доходом имеют большой удельный, относятся работники науки, образования, культуры, медицины и так далее.

3. К группам, где меньше бедных, можно причислить финансовых работников, работников науки и так далее.

4. В число беднейших и нищих меньше всего включены служащие, ИТР и технические работники

Таким образом, безработные- неоднородный не только по своим социально-экономическим характеристикам, но и по степени сформированности ориентиров, установок, намерений, лежащих в основе социального поведения, элемент современной социальной структуры.

Вопрос: 19.

Социальная общность - совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия - социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т. п.).

Социальная группа - совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон).

Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы.

Основные признаки социальной группы:

наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция — совокупность характеристик членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы;

способность индивидов к согласованным действиям;

действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником социальных установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоциаль-ные, негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

Классификация по Эффендиеву

Согласно Эффендиеву, под социальной общностью понимаются различные объединения людей, Эффендиев выделяет следующие виды общностей:

I Мнимые общности – это объединения людей, в которых отсутствуют социальные связи, взаимные социальные действия, социальная солидарность, при наличии совпадающих целей и интересов (которые осознаются)

1) агрегации – объединения людей, пространственно находящихся в одном месте.

2) категории – объединения людей, также как и агрегации, выявленное с целью статистического обследования, но без территориальной локации.

3) массы – в отличие от предыдущих объединений, характеризуются действием, но не социальным. Это объединение людей, имеющих массово-типическое поведение, однородность реакции на объект, действия.

II Контактные общности – это объединения, в которых наличиствует социальная связь, есть ориентация на другого.

1) аудитория – это разовая кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора и слушателей. В отличие от массы это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды.

2) толпа – это спонтанная, временная общность людей, как и агрегация, она территориально локализована, но в толпе, в отличие от агрегации, возникают социальные связи, происходит обмен мнениями, вырабатываются общие планы действий: действует эффект подражания.

Разновидности толпы по Кравченко А.И.:

а) случайная

б) конвенциональная – действия которой регулируются негласным соглашением, осуществляется обмен знаниями, интересами.

в) экспрессивная – в отличие от конвенциональной в основе лежит обмен чувствами.

г) действующая – предшествующие виды толпы в действии.

3) социальные круги – это круги профессиональный, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворитьсвои социальные потребности, такие как: потребность в общении, заботе о других, внимания к себе, престижа, признания.

III Институциональные общности - устоявшиеся, характеризующиеся институциализированными взаимодействиями, т.е. устойчивыми взаимосвязями, обязательными, которые характеризует соц.жизнь общества, т.е. общество не может без них обойтись.

1) социальные группы – это единство, основанное на устойчивых самовозобновляющихся комплексов солидарных взаимодействий Другими атрибутами группы также является наличие совподающих целей а также единой общегрупповой цели. Выработка членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой. Формирование "МЫ - сознания", т.е. идентификация себя в данной группе.

Эффендиев указывает, что устойчивость связей в группе обусловлена в конечном счете вознаграждением, объединяясь в группы, индивид надеется на получение следующих выгод:

А) объединяясь с другими, ради общего дела, индивид надеется решать те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно, или рискованно.

Б) Объединяясь с людьми, появляющих готовность к взаимной помощи, индивид надеется в трудную минуту получить поддержку, помощь, от многих других.

В) Поддерживая авторитет, престиж группы, индивид надеется на то, что этот престиж, позволяет повысить его собственный престиж, авторитет.

Раскрывая особенности следует сказать о явлении конформизма. Конформизм – это коррекция ценностей, поведение индивида,в соответствии с нормами, традициями, требованиями группы. В структуре группы конформизм в наименьшей степени проявляет лидер и аутсайдеры.

Вопрос

Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Социальная стратификация - центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главные измерения стратификации - доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами - основное свойство стратификации.

Основные концепции этичности:

1) Примордиализм(от англ.primordial — первозданный, изначальный, исконный) — теория, сторонники которой полагают, что этничность запрограммирована генетически, в основе ее кровное родство, общее происхождение и исконная территория.

2) ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ- направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Дж. Дьюи. Идеи инструментализма оказали определенное влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

3) Конструктивизм – направление в отечественном искусстве 20-х гг. ХХ в. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники К., выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Вопрос 21.

Социальный институт – это «устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных ролей и функций, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения»

Процесс возникновения и развития институтов принято называть Институционализацией. В ходе повседневной практики люди стремятся найти наиболее приемлемые образцы и модели поведения, позволяющие удовлетворять различные потребности. Постепенно эти образцы и модели поведения превращаются в привычку, начинают поддерживаться общественным мнением и узакониваются. Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения общественных потребностей.

Процесс институционализации включает в себя несколько этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. Формирование общих целей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами поведения;

5. Иституционализация норм и правил, т. е. их практическое применение;

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил поведения;

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации является создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

В качестве основных Признаков социального института социологи называют следующие характеристики:

1. Установки и образцы поведения (например, в рамках такого института, как бизнес можно говорить о существовании установок на производительность и экономичность деятельности);

2. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Культурным символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института (в качестве культурных символов института бизнеса можно назвать фабричную марку или патентный знак);

3. Утилитарные черты культуры, т. е. те предметы культуры, которые являются основой повседневного функционирования социального института (важными утилитарными чертами бизнеса являются, например, магазин или оборудование);

4. Устные и письменные кодексы поведения, т. е. нормативное обеспечение функционирования социального института (нормы, регулирующие поведение социальных субъектов в рамках института бизнеса на формальном уровне могут быть представлены в контрактах и лицензиях);

5. Идеология представляет собой систему идей, определяющих причины и способы поведения членов социального института, их отношение к различным явлениям и процессам, включает основополагающие убеждения института (идеология бизнеса, например, основана на идее свободной торговли).

Каждый социальный институт выполняет широкий спектр Функций. Важнейшими функциями являются:

· Сплочение и укрепление связей между группами людей, объединенных данным социальным институтом, т. е. Интегративная Функция;

· Воспроизводство общественных отношений, которое обеспечивает устойчивость общественных систем;

· Регулирование отношений в рамках данного социального института на основе общепринятых норм и правил поведения посредством соответствующих санкций, т. е. Регулятивная функция;

· Коммуникативная функция, суть которой состоит в обеспечении связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизни и деятельности.

Помимо основных функций каждый социальный институт выполняет специфические экономические, социальные, политические, культурные, идеологические и пр. функции. Например, экономическая функция образования состоит в формировании профессионально-квалификационной структуры рынка труда, экономическая функция семьи – в поддержании нетрудоспособных членов общества и т. д.

Среди функций социальных институтов различают также явные, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными.

В целом функционирование любого социального института направлено на удовлетворение той или иной социальной потребности. В случае, когда потребность исчезает, соответствующий социальный институт становится бессмысленным и может тормозить общественное развитие, и в конечном итоге он прекращает свое существование.

Вопрос25.

Типология семейных структур

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.Моногамное супружество

- это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия- брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния- брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия

- брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). Экзогамные

браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы,фратрии. Напротив, эндогамные

браки заключаются исключительно внутри данной фратрии. Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.По критерию власти различаютпатриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выр

Наши рекомендации