Балльно – рейтинговая система.

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Социологии», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией, равна 100.

На основе набранных баллов, успеваемость студентов в семестре определяется следующими оценками: «зачтено»/ «не зачтено».

- «Зачтено» – от 61 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено, предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, достаточным для положительной оценки.

- «Не зачтено» – 60 и менее баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.

Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины:

1. Посещение занятий (1 балл в неделю) 18 баллов
2. Контрольные мероприятия 38 баллов
Тестирование 1 10 баллов
Тестирование 2 10 баллов
Активное участие в семинарском занятии 18 баллов
3. Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра 18 баллов
Выполнение заданий после семинарских занятий 18 баллов
5. Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий  
  Контрольная работа 10 баллов
  Презентация миниисследования 16 баллов
  Итого: 100 баллов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

6.1. Основная литература:

  1. Кравченко А.И.Социология: Учеб. пособие. –М.: Академпроект, 2008. - 432 с.
  2. Михайлова Л.И. Социология культуры. - М., 2006 – 312 с.
  3. Добреньков В.И. Фундаментальная социология. – М, 2007. – 1104 с.
  4. Граждан В.Д. Социология управления. – М., 2009. – 512 с.
  5. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2007. – 288 с.

6.2. Дополнительная литература:

1. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

2. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Нижний Новгород, 1996.

3. Антология исследований культуры. Т.1. СПб., 1997.

4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

5. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

7. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

8. Буржуазная социология на исходе ХХ века. М., 1986.

9. Василькова В.В. Самоорганизация в общественной жизни //Социально-политический журнал. 1993. № 8.

10. Громов И., Мацкевич А., Семенов В.. Западная социология. Спб, 1996.

11. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994 (в 2-х тт.), 1996 (в 1 томе) - часть 1.

13. Ионин Л.Г. Социология повседневности. Ереван, 1986.

14. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону. 1996.

15. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

16. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

17. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

18. Кон И.С. Социология личности. М., 1980.

19. Кравченко А.И. Социология: хрестоматия. М., 1997.

20. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

21. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

22. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

23. Культурология (под ред. Н.Г. Багдасарян). М., 1998.

24. Культурология. ХХ век. Словарь (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1998.

25. Культурология. ХХ век. Энциклопедия (под ред. С.Я.Левит). СПб., 1999.

26. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

27. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

28. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 1997.

29. Монсон П. Современная западная социология. Спб., 1992.

30. Морфология культуры. Структура и динамика (под ред. Э.А.Орловой). М., 1994.

31. Новые направления в социологической теории. М., 1978.

32. Орлова Э.А. Культурология как научная и учебная дисциплина // Наука о культуре: итоги и перспективы, вып. 1. М., 1994.

33. Орлова Э.А.Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

34. Панфилова Г. Формационные и цивилизационные подходы: Возможности и ограниченность. / Общественные науки и современность. 1993. № 6.

35. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

36. Постижение культуры: концепции, диалоги, дискуссии. Вып. 3-4. М., 1995; Вып. 5-6. М., 1996; Вып. 7. М., 1998.

37. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

38. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

39. Сильвестров В.В. Философские обоснования теории и истории культуры. М., 1990.

40. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

41. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

42. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.

43. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.

44. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.

45. Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М., 1992.

47. Социологическая мысль в России. Л., 1996.

48. Социология и социальная антропология. М., 1997.

49. Социология. Словарь-справочник (под ред. Г.В.Осипова). Т. 1-4. М., 1990-1991.

50. Теоретические основы культурной политики. М., 1994.

51. Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975.

52. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994.

53. Флиер А.Я. Массовая культура в социальном измерении // Общественные науки и современность, 1998, № 6.

54. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность, 1997, № 2.

55. Фролов С.С. Социология. М., 1994.

56. Шляпентох В.Э. Социология для всех. М., 1970.

57. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1998.

58. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1979.

59. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г.В.Осипова). М., 1995.

60. Ядов В.А. Социологическое исследование. Самара, 1995

6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для организации самостоятельной работы студентов

(содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет – ресурсы (возможно в виде ссылок)):

6.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Библиографический ресурс РГБ «Информкультура» - http://infoculture.rsl.ru

2. Портал социально-гуманитарного и политологического образования «Аудиториум» – http://auditorium.ru

3. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

6. Библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.lib.socio.msu.ru

7. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Мультимедийное оборудование__________

8. Методика проведения самостоятельной работы

Самостоятельной работой и самоподготовкой являются следующие виды учебно-научной деятельности студентов:

а) самостоятельное изучение (анализ) информации, которая определена планом прохождения курса; (темы изучения задание определены)

б) самостоятельная подготовка к семинарским занятиям по темам, по которым читались лекции, а также по темам, по которым не проводились.

в) самостоятельное изучение дополнительной литературы и выполнение реферата.

г) самостоятельное изучение информации по теме: контрольной, курсовой, дипломной работы.

д) самостоятельная подготовка к зачету, экзамену, контрольной точке, итоговой аттестации.

Самостоятельная работа студентов-юристов заключается прежде всего в той информации, которая имеется на бумажных и электронных носителях.

Специфика самостоятельной работы студентов-юристов, заключается в том, что им приходится использовать информацию, которая имеется не только в учебно-научной литературе, но и в нормативных актах.

При самостоятельном изучении информации студент должен иметь возможность письменного или компьютерного конспектирования источников, это приводит к более качественному усвоению материала.

При самостоятельной подготовке студент должен использовать различные методы использования: логический, сравнительный, системный, исторический, географический и т.д. Все это дает возможность студенту, при понятии в его сознании устойчивой методологии, глубоко и полно усваивать анализируемый материал, и более объективно воспринимать окружающую его действительность.

При самостоятельном анализе учебно-научной информации студент должен обратить внимание и не забывать об интерпретационных источниках, как официальный, так и не официальных (к первым относятся судебные постановления, ко вторым – возможные комментарии законодательства).

Во время самоподготовки студент должен помнить текучести законодательства, которому прежде чем ссылаться на какой-либо нормативно-правовой акт необходимо проверить, а не утрачена ли его юрисдикция.

Самостоятельное рассмотрение ряда вопросов позволяет студенту право посещения консультации преподавателя, если предусмотрены учебным планом.

При поиске информации для самоподготовки студент, кроме электронных носителей, может использовать переодические издания на бумажных носителях: «Государство и право»; «Право и государство»; «Правоведение» (известия вузов); «Журнал Российского права»; «Вестник Московского университета»; «Вестник Санкт-Петербургского университета»; «Закон»; «Законность»; «Российская газета» и др.

Самоподготовка требует качественного усвоения информации для этого следует практиковать совместные обсуждения имеющихся материалов (задач, казусов, конспектов).

Особое внимание следует обратить студенту на самостоятельную работу при написании контрольный работ, рефератов, курсовых работ, дипломных сочинений. (См. учебно-методических указаний для написания студенческих учебно-научных работ).

Формами контроля за самостоятельной работой студентов могут быть:

  1. устный опрос по теме на семинаре
  2. выполнение реферата
  3. письменная аудиторная контрольная работа
  4. письменная домашняя контрольная работа
  5. коллоквиум
  6. проведение дискуссии по теме под руководством преподавателя
  7. деловые игры, ролевые игры
  8. защита курсовых и дипломных работ
  9. решение задач, казусов
  10. тестирование.

9. Требования к содержанию и оформлению контрольных работ

Текст контрольной работы должен содержать:

- титульный лист;

- ответ на один вопрос. Ответ излагается в виде текста и иллюстративного материала (таблиц, чертежей схем, диаграмм) в различном сочетании;

- список использованной литературы.

Текст должен быть отредактирован и выверен, отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman 14 кегля.

Объем контрольной работы должен составлять от 10 до 12 страниц.

Расстояние от границы листа до текста слева – 30 мм, справа – 15 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа – 20 мм. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация начинается с титульного листа, но на титульном листе номер страницы не проставляют. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без знаков препинания.

10. Методические рекомендации преподавателю

Практическая реализация активных технологий по данной дисциплине предусматривает два типа занятий в активной и интерактивной форме. При этом ряд практических занятий предусматривает сочетание активной и интерактивной форм проведения.

Активноеобучение студентов по данной дисциплинеобеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студента с целью формирования практическихнавыков исследования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, характеристики правового положения осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, а также особенностей отдельных видов наказаний.

Задачами активного обучения по дисциплине являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;

- овладение методикой и практическими навыками выявления особенностей отдельных видов наказаний;

- систематизация практических навыков построения системы помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания и контроля за ними;

- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;

- приобретение навыков публичных выступлений.

Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных практических занятиях для всех форм обучения.

Интерактивное обучение студентов по данной дисциплинеобеспечивает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивное практическое занятие в форме дискуссии представляет собой использование различных методик обучения, в том числе методики «Круглого стола», «Мозгового штурма», «Сократического диалога», «Дерева решений», «Займи позицию», «ПОПС-формулы».

Методика проведения интерактивного практического занятияв форме дискуссиипредусматривает наличиеобщей программы, подготовленной преподавателем, рабочего сценария, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов (в каждом случае их виды и количество зависят от выбранной методики).

Дискуссия позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Дискуссия обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению дискуссии:

– оптимальное количество участников дискуссии 20-25 человек;

– соответствующее по размерам количеству участников дискуссии помещение;

– обязательность ознакомления участников в начале любого интерактивного занятия с целями и задачами данного занятия;

– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего занятия;

– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего занятия;

– уважение чувств и мнений каждого участника;

– поощрение участников дискуссии;

– подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

– обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа занятия;

– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

– обязательность подведения итогов занятия по его окончании.

Необходимые условия для успешного обучения:

– готовность студента учиться;

– применение различных форм и методов обучения;

– использование повторения для закрепления знаний;

– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.

Непосредственно обучение включает в себя 4 этапа:

1. информационный блок, включающий предоставление теоретической информации;

2. выработка практических навыков;

3. Подведение итогов дискуссии;

4. Зачет по результатам дискуссии. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия.

Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции, мультимедийной презентации.

Выработка практических навыков. Данный этап призван способствовать приобретению участниками практического опыта по решению, поставленной перед участниками дискуссии проблемы.

Итоги подводятся в конце любого занятия. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.

Зачет по результатам занятия. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе занятия.

Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в соответствующем разделе настоящего УМК.


Наши рекомендации