Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости

Основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестаций) является балльно-рейтинговая система. Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности определяют рейтинг студента.

Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие промежуточного и текущего контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр – 70 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам промежуточного контроля (зачета) – 30.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки.

При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации (зачета) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает

количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения зачета.

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:

1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 8 баллов из расчета 8 занятий.

2. Посещение семинарских занятий - 1 балл за одно занятие, максимально 8 балла из расчета 8 семинаров.

3. Активность студента на семинарском занятии и качество его ответов (выступлений) - до 3 баллов за одно занятие, максимально 18 баллов.

5. Прохождение первого текущего контроля (по темам 1-4), проводится в форме компьютерного тестирования – до 6 баллов.

6. Прохождение второго текущего контроля (по темам 5-7) проводится в форме компьютерного тестирования – до 6 баллов.

7. Выполнение самостоятельной работы – 4 балла за одно задание, максимально 24 балла из расчета 6 заданий.

Итого максимально - 70 баллов. Прохождение промежуточной аттестации (зачет) - максимально 30баллов. Всего- 100баллов.

Итоги изучения дисциплины «Политология» оцениваются суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок.

Шкала оценок по дисциплине «История экономики»

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале ECTS F Fx д С В А

10.4.2 Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Политология» включают:

A.Банк тестовых заданий;

B.Контрольные задания;

B.Примерные темы творческих заданий;

C. Вопросы к зачету (промежуточной аттестации).

На базе банка тестовых заданий организуются текущий и промежуточный контроль знаний.

В рамках часов самостоятельной работы на основе согласованного с преподавателем расписания в определенном компьютерном классе (или классах) индивидуально или для группы в целом организуется работа с банком тестовых заданий с помощью системы «HyperMethod». Такое тестирование может осуществляться и во внеучебное время, в удобном для студента месте в определенное время. Количество тестовых заданий, выдаваемых каждому студенту в рамках:

входного контроля составляет от 8 до 10 тестовых заданий;

текущего контроля составляет от 15 до 20 тестовых заданий;

промежуточного контроля составляет от 20 до 35 тестовых заданий.

Полные комплекты оценочных средств и контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре ТиИГП и являются учебно-методическими материалами ограниченного (конфиденциального) пользования.

10.5 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Актуальность изучения дисциплины «Политология» определяется значимостью экономических факторов в современном развитии.

Курс «Политологии» призван показать связь между изначальными базисными политологическими категориями и их практическим воплощением в хозяйственной жизни общества. Описание различных политических теорий дается в историческом контексте для более наглядной их иллюстрации. Необходимо видеть недостатки прежних теорий, но и принимать во внимание реальные политические условия, существовавшие в то время, когда эти теории развивались.

Методологическая основа преподавания «Политология», предполагает опору на метод единства исторического и логического подхода. Этот метод предполагает не только последовательное освещение различных теорий, но и выделение в них логического единства. Следует рассматривать только те идеи и тех авторов, которые развивали экономическую науку.

Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: политологические концепции рассматриваются именно с точки зрения развития науки и истории.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, например такие категории как политика, общество, государственность и т.д.

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности обучающихся Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Политология».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта.

На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Политология» является лекция.

Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Политология».

Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Семинарпроводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения истории экономической мысли:

a. семинар;

b. коллоквиум;

c. проблемный семинар.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

1. Диспут по проблемным темам, например:

• Социальная политика в современных условиях.

• Профессиональная политическая деятельность.

2. Выполнение творческой работы, например:

• подготовка историографических материалов по теме семинарского занятия.

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ДИ – деловая игра

ОК– общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

СРС –самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

Список тем контрольных работ:

1. Политическая система общества. Её содержание.

2. Политология как наука. Её возникновение и роль в жизни общества.-Рожкова

3. Типология партийных систем на современном этапе.

4. Основные функции государства. Роль государства в обществе.

5. Политическая культура: понятие, сущность, основные типы.

6. Основные глобальные проблемы современности.

7. Роль личности в политике.

8. ООН: политические функции, структура и формы работы.

9. История национальной политики в России.

10. Социальные конфликты и пути их разрешения.

11. Тенденции демографических изменений в современном мире.

12. Причины международного терроризма на современном этапе.

13.Политические процессы в России на рубеже XX века.

14. Россия в XXI веке: выбор пути развития.

15. Современная социал-демократия.

16. Историческая драма коммунистической идеологии и ее перспективы.

17. Политический экстремизм и формы его проявления.

18. Идеология национализма, ее роль в обострении проблем современной России.

19. Преступность как социальное явление. Политические факторы преступности.

20. Организованная преступность: понятие, истоки, тенденции.

21. Политический терроризм: теория и практика.

22. Политический терроризм в политической истории России.

23. Международные политические проблемы: понятие и сущность.

24. Глобальные проблемы современности и мировая политика.

25. ООН - важнейший институт решения мировых проблем.

26. Национально-государственные интересы и безопасность.

27. Международные отношения и мировая политика современности.

Примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (зачета)

1. Объект, предмет и методы политологии.

2. Понятие и сущность политического режима.

3. Виды политических режимов.

4. Субъект социальной политики.

5. Объект социальной политики.

6. Сущность понятия «социальная сфера».

7. Основные признаки демократического режима.

8. Сущность политического сознания, структурные компоненты.

9. Основные признаки общественно-политических организаций.

10. Виды политического сознания.

11. Разновидности политического сознания.

12. Политическая структура и противоречия современного мира.

13. Основные признаки авторитарного режима.

14. Сущность, содержание и функции социальной политики.

15. Основные признаки правового государства.

16. Суть политической социализации.

17. Признаки субъекта политики.

18. Понятие нации, признаки нации.

19. Определение национальной политики.

20 Содержание понятия «политическая власть».

21. Формы национально-государственного устройства.

22. Сущность и основные признаки гражданского общества.

23. Принципы мирного сосуществования.

24. Понятие социальной структуры общества.

25. Роль политического лидера в обществе.

26. Типология политических лидеров.

27. Роль социальных институтов в обществе.

28. Сущность и основные направления национальной политики.

29. Социальная защищенность человека в рыночной экономике.

30. Сущность, причины и пути разрешения национального вопроса.

31. Демография и демографическая политика.

32. Основные признаки тоталитарного режима.

33. Основные признаки авторитарного режима.

34. Причины возникновения тоталитарного режима.

35. Современное состояние национальной политике в России.

36. Типы социальной политики.

37. Функции политической системы общества.

38. Формы международного терроризма на современном этапе.

39. Политическая культура: понятие, сущность, типология, функции.

40. Политическое сознание: сущность, основные принципы и формы.

41. Общественное сознание современной России.

42. Идеологический фактор в политике.

43. Понятие и сущность консерватизма. Неоконсерватизм.

44. Основные положения идеологии нацизма и неонацизма.

45. Основные положения идеологии либерализма и неолиберализма.

Разработчики:

Санкт-Петербургский университет управления и экономики Алтайский институт экономики доцент   О.В. Морковина  

Наши рекомендации