Журнал «Социологические исследования» («Социс»)
Официальный статус журнала — научный и общественно-политический журнал Российской академии наук. Основан в 1974 г. За 30-летнюю историю своего существования он превратился из еже квартал ьника сначала в двухмесячное, а с 1990 г. — в ежемесячное издание. Единственным издателем все это время было самое крупное в мире научное издательство «Наука» (Москва). Журнал публикует статьи по теории, методологии и истории социологии, результаты социологических исследований и экспериментов в сфере
30 Веб-адрес: http://www.ruthenia.ru/logos/index.htm.
31 Принцип издания состоял в публикации переводов новаторских работ западных авторов и оригинальных российских исследований. На страницах журнала впервые появились на русском языкестатьи таких признанных западных исследователей, как Р. Понтон, М. Пэнсон, М. Пэнсон-Шар-ло, П. Томпсон, К. Шарль, Дж. Урри.
экономической, социальной, политической и духовной жизни общества как в России, так и за рубежом; учебно-методические материалы для преподавателей социологии; библиографические обзоры и рецензии, а также информацию о научных конференциях.
Старейшее в стране периодическое издание по социологии было создано решением Президиума Академии наук, а первый номер журнала подписан к печати 31 июля 1974 г. Тогда «Социс» был единственным в стране периодическим изданием профессиональных социологов. Он мог бы родиться на 20 лет раньше, поскольку еще в 1956 г. идея создать социологический журнал была высказана М.Д. Каммари32 (по предположению Г.С. Батыгина, согласованная с вышестоящими партийными инстанциями), который активно участвовал в институциализации социологии. Как показала история, время для нее тогда еще не наступило.
Выпуск первого номера «Социологических исследований» был приурочен к VIII Всемирному конгрессу в Торонто. Августом 1974 г. можно датировать начало распространения журнала за рубежом. Через 10 лет журнал читали в 32 странах мира (за рубежом распространялось 11 % тиража). Каждый номер переводился на английский язык и распространялся в виде отдельного выпуска, статьи журнала аннотировались и индексировались в международных библиографических изданиях.
За время своего существования на посту главного редактора сменились три ученых: А.Г. Харчев (с 1974 по 1986 г.), А.В. Дмитриев (с 1987 по 1995 г.), Ж.Т. Тощенко (с 1995 г. по настоящее время). Нынешний главный редактор Ж.Т. Тощенко вспоминает, что когда четверть века назад создатель «Соци-са» А.Г. Харчев держал в руках свежий оттиск первого номера, то к чувству радости примешивалась горечь, потому что не удалось убедить ни партийные, ни научные инстанции дать журналу «респектабельное» название — «Вопросы социологии», подобно журналам философов, экономистов, историков. Действительно, название социологического ежеквартальника — пустая форма, оно свидетельствовало о престиже науки в целом, ее признании со стороны государства и общества. Желание переименоваться в «Вопросы социологии» многкратно возникало и позже, спустя 5, 7 и даже 12 лет.
Каким-то чудом редакции удавалось сохранять относительный иммунитет от идеологического диктата и публиковать достаточно квалифицированные статьи, хотя цензура вмешивалась практически в каждый номер и материалы систематически контролировались ЦК КПСС33. В наибольшей мере дипломатическое искусство улаживания конфликтов в ЦК КПСС после очередной «ревизионистской» статьи требовалось главному редактору, поскольку именно во второй половине 1970-х и начале 1980-х гг. партийный контроль был особенно жестким. Состояние дел в журнале периодически обсуждалось даже на парткоме ИСИ АН СССР.
Читателям нужна была иная, чем партаппарату, стратегия журнала — бойкая, деловитая, занимательная, где-то даже ироничная. Народ и партия жили как бы в разных измерениях, в разных плоскостях бытия. Поэтому сухие академические статьи и партотчеты в журналах приходилось перемежать популярными очерками, журналистской публицистикой, ориентированными
:'2 В Институте философии АН СССР // Вопросы философии. 1957. № 1. С. 223. 3 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 38.
не на профессионалов, а на образованную публику, широкие читательские массы. А еще подписчикам необходимо было внимание со стороны редакции: не ответил в течение месяца на письмо или статью — жалоба, нередко копия высылалась на адрес ЦК КПСС. Статья не прошла редколлегию или ее завернули редактор отдела, научный консультант или ответственный редактор — обида на журнал, распространение негативных слухов, поминание на конференциях и симпозиумах. С 1983 г. в «Социсе» стала постоянной рубрика «Из редакционной почты», предложенная читателями журнала В.Н. Авраменко и В.В. Голубковым, где помещались критические отклики на опубликованные ранее материалы, велся диалог между авторами и читателями. В редакционной статье по этому поводу писали: «Помимо элемента дискуссионное™ этот раздел несет важную функциональную нагрузку: он способствует укреплению обратной связи редакции с аудиторией, помогает своевременно вносить коррективы в освещение назревших вопросов социального развития»34. С тех пор рубрика стала регулярной: читатели подмечали ошибки в уравнениях, опечатки в тексте, корили авторов за плагиат, плохие публикации, негативные рецензии, схоластическое теоретизирование, демагогию, чрезмерное увлечение цифрами и их дефицит и т.п.
Журнал сразу же стал местом встречи творческих сил — и не только представителей академической и вузовской науки. Редакция превратилась в клуб
по интересам: до позднего вечера сотрудники засиживались с многочисленными авторами, приезжавшими со всех концов тогда необъятной страны. Далеко не все умели писать, но всем хотелось выговориться, узнать последние московские новости, околонаучные сплетни, правила прохождения редколлегии, подводные рифы, возникающие на пути новичка, расстановку сил в большой науке, закулисные интриги и многое-многое другое, о чем невозможно было узнать из официальных источников, но без чего не могла существовать наука как социальный институт.
С самых первых номеров «достаточно мощно заявили о себе прикладные исследования, которые проводились на предприятиях, в учреждениях, городах, сельской местности. Важным направлением в деятельности редколлегии и редакции журнала стало обсуждение вечных и всегда новых теоретических проблем: предмет науки, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое место заняли вопросы методики и техники социологических исследований. В тех условиях, когда не было социологического образования, нужно было обучить, подготовить, помочь сотням и тысячам людей, пришедшим из других областей знания и решившим связать свою судьбу с новой, загадочной и привлекательной наукой»35.
Отражая на своих страницах все самые свежие данные, новаторские проекты, горячую информацию с социологических «полей», выступая интел-
34 Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 37. 15 Тошенко Ж.Т. Социология: пути научной реформации // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 3.
73Б
лектуальным клубом общения и одновременно школой повышения квалификации, «Социс» прочно связал свою судьбу с судьбой отечественной социологии, являясь ее зеркалом, компасом и барометром внутреннего состояния. Журнал выступал не только зеркалом социологии, но и ее активным участником. По тому, что публиковалось на его страницах, в стране и за рубежом судили о состоянии советской социологии в целом. Когда в журнале появлялись интересные авторы и «звездные» материалы, читатели с гордостью говорили о подъеме отечественной социологии. Однако падение качества публикаций воспринималось неоднозначно: одни считали, что в науке наступил кризис, другие ворчали на то, что «Социс» стал недоступен для интересных авторов, а лишь обслуживает интересы партийной элиты. В середине 1980-х гг. в редакцию зачастили зарубежные гости —журналисты и социологии из Японии, Франции, США. От них узнали, что, по мнению иностранных экспертов, «Социс» входит в десятку лучших социологических журналов мира. Действительно, им зачитывалась вся интеллигенция России, и не только гуманитарная. Один библиотечный номер читали, как правило, в среднем 4—6 человек. Некоторые номера в Ленинке невозможно было держать в руках — они рассыпались.
Первоначально «Социологические исследования» ориентировались на узкий круг специалистов. Через десять лет амбиции журнала возросли, редакция нацелилась на массовую околосоциологическую (профессионалы и почитатели социологии) аудиторию. Для этого надо было изучить, каков состав и ценностные ориентации этой самой аудитории. Пришлось проводить собственные эмпирические исследования. В течение трех лет редакция проводила опросы своих читателей, составив к 1984 г. его коллективный портрет. Выяснилось, что кроме академических и университетских социологов читательская аудитория журнала включает в себя партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников, хозяйственных руководителей, преподавателей философии, научного коммунизма и других обществоведческих дисциплин. Среди постоянных подписчиков журнала немало и тех, кого принято называть «массовым читателем» — рабочих, колхозников, инженеров и техников, рядовых сотрудников аппарата управления, учителей общеобразовательных школ и ПТУ, работников культуры, журналистов, деятелей искусства, военнослужащих36. Столь разнохарактерная аудитория предъявляла журналу совершенно разные, порой противоречивые требования. «Мас-совизация» аудитории требовала писать для нее доходчиво о любых, даже узкоспециальных проблемах, соединять строгую научность с безупречным литературным исполнением текста.
Разные требования — это отражение непохожих интересов и ценностных ориентации читателей: социологи-профессионалы большое значение придают прикладной и методической проблематике, а преподаватели вузов ориентированы на теоретические статьи. Заводские социологи указывали на необходимость большего внимания к их нуждам: следует чаще публиковать методические материалы (программы, инструментарий исследований), рассматривать проблемы развития заводской социологии, обобщать передовой опыт в этой области, расширять контакты журнала с социологами-практи-
6 Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 40.
17 Там же.
ками. В середине 1980-х гг. читательские предпочтения37 по рубрикам журнала распределялись так (см. табл. 12).
В годы перестройки, когда наблюдался бум читательского интереса, тираж журнала достигал 25—27 тыс. экземпляров и явно превышал количество профессиональных социологов в стране. Его выписывали в 40 странах мира и в сотнях городов страны. Иногда приходили письма с мест, где торжественно сообщалось, что «подписались всем коллективом, колхозом, частью». К 2000 г. социально-экономический кризис в стране, снижение материального уровня жизни населения, в том числе читателей, недофинсирование вузов привели к значительному падению тиража «Социса» — до 3200 экземпляров. Чтобы сохранить и поднять тираж, появились нетрадиционные формы подписки. Так, в Алтайском университете и других вузах г. Барнаула нашли способ: половину стоимости журнала оплачивает преподаватель (аспирант, студент), а половину — спонсоры.
Общество формировало социологию, социология формировала свой журнал, журнал формировал и воспитывал свой читательский корпус. Несколько поколений социологов выросло на «Социсе», у кого-то сохранилась его полная подписка начиная с 1974 г., кто-то выписывал по два экземпляра, пуская второй на цитаты, вырезки, вклейки. В безкомпьютерную эпоху социология была бумажной. Ворохи прочитанных, отредактированных или отклоненных статей грудились в редакции, сотрудники которой периодически заполняли ими мусорные контейнеры возле здания Института социологии на ул. Кржижановского. Нередко приходилось засиживаться до поздней ночи и выходить в выходные дни: что-то надо было вклеить, забелить, подчистить или впечатать. Особенно нелегко приходилось в дни партийных съездов, партконференций или публикации очередной статьи генерального секретаря. В такие минуты чистить и вклеивать приходилось по всему номеру. Разумеется, ошибок было предостаточно, а технических работников вечно не хватало.
С первых дней существования журналу была присуща не только академическая, но и научно-практическая направленность. Особенно пристальное внимание прикладным исследованиям, проблемам социального развития производственных коллективов журнал уделял в первые десять лет. Возглавляла практический блок журнала рубрика, посвященная социологическим (социальным) службам предприятий. Наряду с теми, кто ранее работал на производстве, а потом пришел в науку (С.Ф. Фролов, Б.Г. Тукумцев, В.Г. Васильев, Р.Х. Симонян), в эти годы начинали свою деятельность непосредственно на производстве видные социологи А.К. Зайцев, В.И. Герчиков, Б.И. Максимов, В.В. Щербина, В.В. Чичилимов, Ю.Л. Неймер и многие дру-
Таблица 12 Мнение читателей о наиболее важных рубриках, % ответивших в каждой группе
Какие рубрики журнала наиболее важны для Вас? | Заводские социологи | Социологи НИИ | Преподаватели вузов | Другие специалисты |
Прикладные исследования | ||||
Теоретико-методологические проблемы | ||||
Методика и техника социологических исследований | ||||
Факты, комментарии, заметки (с рабочего стола социолога) |
гие энтузиасты соединения возможностей социологии с решением практических задач. В эти годы многое для решения прикладных проблем производства и территориальных общностей (города, села) сделали школы Н.А. Аитова (Уфа), Л.Н. Когана (Свердловск), З.И. Файнбурга (Пермь), Е.А. Якубы (Харьков) и их учеников38.
С первых шагов журнала на его страницах прозвучали идеи различных социологических школ — промышленной социологии (В.Г. Подмарков), теоретической социологии (Ю.Н. Давыдов), социологии образования (Ф.Р. Фил-липов), этносоциологии (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева), экосоциологии (О.Н. Яницкий, И.А. Сосунова), демографии (Л.Л. Рыбаковский), военной социологии (Н.Н. Ефимов, Ю.И. Дерюгин, В.В. Серебрянников), чьи концепции продолжали свое существование и развитие все эти четверть века. В становление журнала внесла крупную лепту ленинградская школа социологии — В.А. Ядов, О.И. Шкаратан, Б.М. Фирсов, Б.З. Докторов, СИ. Голод, И.А. Голосенка. Видную роль в развитии и освещении новых проблем сыграли новосибирские социологи — Т.И. Заславская, В.Н. Шубкин, Р.В. Рывкина, В.И. Бойко, Е.Г. Антосенков, В.Н. Турченко, В.Э. Шляпентох, Л.Г. Борисова и др.
В 70—80-е гг. особое место как в развитии социологии и в отражении новых идей на страницах журнала сыграли национальные сообщества Белоруссии (Г.П. Давидюк, Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколова), Украины (В.И. Волович, В.И. Паниотто, Л.В. Сохань, И.М. Попова), Эстонии (М.Х. Титма), Литвы (А. Матуленис, Ю. Леонавичюс, 3. Моргунас), Молдавии (А.И. Тимуш, Н.В. Цуркану), Грузии (А.А. Габиани), Киргизии (К. Исаев), Туркмении
(М. Атаджанова), Армении (Л .А. Арутюнян, Г.А. Погосян)39.
Горбачевская перестройка, задуманная как медленный дрейф в сторону «социализма с человеческим лицом», пробудила в обществе такие силы и потайные настроения, которые заставили людей выйти на улицы, спорить с властями, организовывать пикеты и забастовки, создавать альтернативные организации. Не остался в стороне и «Социс». В конце 1980-х гг. появились запретные ранее темы — о неравенстве в социальном и экономическом развитии союзных республик (М. Титма, Ю. Гюнтер, 1987, № 6), о новом понимании роли социологии в обществе (Т.Н. Заславская, 1987, №2), о забастовках в СССР (1989, № 1), об альтернативных профсоюзах (1990, № 2), о политической социологии (1990, № 9).
В число основных (постоянно выходящих) рубрик журнала можно включить такие, как: теория и методология, академическая трибуна, социальная структура, методика и техника социологических исследований, прикладные исследования, социальная политика, политическая социология, экономическая социология, демография, социология культуры, этносоциология, социология науки и образования, социология управления, социология религии, военная социология, социология за рубежом, историческая социология, со-
38 Тощенко Ж.Т. Социология: пути научной реформации // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 13. ■" Там же.
циология молодежи, факты, комментарии, заметки, кафедра, консультации, социологическое наследие, персоналии, дискуссии, социологическая публицистика, первые шаги, научная жизнь, размышления над новой книгой, письма в редакцию, книжное обозрение, коротко о книгах, книжная полка социолога.
Практически нет такой темы или проблемы в социологии, которая бы не получила освещение на страницах «Социса». Вот лишь их краткий перечень: тайны послевоенной репатриации, рынок рабочей силы, военная социология, социальный статус медицинского работника, социальный портрет профессионального преступника, компоненты этнической культуры, социология конфликта, динамика массового сознания, терроризм как тип политического поведения, формирование среднего слоя российского общества, межнациональная напряженность, слухи как социальный феномен, ценностные ориентации населения, социальная стратификация общества, социальная работа и социальная защита, социальная концепция Русской Православной церкви, диаспора и бюрократия, политическая оппозиция, реадаптация бывших заключенных, картографирование общественного мнения, сексуальная революция в провинции, конформисты и девианты, неуставные отношения, измерение социальной мобильности, сценарно-прогностический мониторинг, модели экономического поведения, типология социального характера, безработица и неполная занятость, христианская социология, история зарубежной и отечественной социологии, бедность и нищета, социология молодежи, тендерная социология.
В практике преподавания социологии могут оказаться полезными такие рубрики, как «Прикладные исследования», «Методика и техника социологических исследований», «Консультации», «Факты, комментариии, заметки», «Социология за рубежом», «Классики социологии», «История социологической мысли», «Книжное обозрение», «Теоретико-методологические проблемы» и некоторые другие. Социальная рубрика «Кафедра» организована в помощь преподавателю. Здесь публикуются программы общих и специализированных курсов социологии, обсуждаются проблемы социологического образования, освещаются передовой опыт, педагогические приемы, методы, принципы. В журнале активно обсуждаются вопросы о том, как приспособить и модифицировать общий курс социологии в зависимости от профиля вуза, скажем, медицинского или инженерно-технического, какой парадигмы должен придерживаться курс социологии — предметной или проблемной, на сколько часов он рассчитан, что включить в него и т.д.
Жанровый и тематический диапазон публикуемых статей очень широк — от серьезных теоретико-методологических статей, освещающих новейшие тенденции социологического знания, до социологической публицистики и парасоциологии (в середине 80-х гг. в журнале была сатирическая рубрика, высмеивающая псевдоученых и исследователей, закрытая после двух лет существования вышестоящими инстанциями).
Примечательный факт: каждая статья сопровождалась справкой об авторе, где между прочим сообщается, как много он публиковался на страницах «Социса». Оказывается, около 60% авторов публиковались впервые. Это свидетельствует о демократичности и доступности журнала для любого человека, даже непрофессионального социолога, написавшего интересную и содержательную статью. Это может быть небольшое письмо, критическое
замечание, полемическая заметка. Позже авторские справки стали менее подробными.
До начала 1990-х гг. «Социс» оставался единственным в СССР профессиональным журналом. В этот период журнал был важнейшим центром распространения социологических знаний и подготовки высококвалифицированных научных кадров. За первые 20 лет вышло более 150 номеров, в которых представлены статьи и всемирно известных, и молодых, начинающих ученых. На его страницах получили свое первое крещение многие нынешние социологи. Значительному количеству из них он дал путевку в жизнь.
В течение всех этих лет журнал постоянно возвращался к актуальным проблемам социальной структуры (М.Н. Руткевич, З.Т. Голенкова, Э.В. Клопов, Л.А. Гордон, О.И. Шкаратан), общественного мнения (Б.А. Грушин, М.К. Горшков, B.C. Коробейников, Б.М. Фирсов, Ф.Э. Шереги, Р.К. Сафа-ров), социологии права и отклоняющегося поведения (В.Н. Кудрявцев, Д.А. Керимов, В.П. Казимирчук, В.В. Лапаева, Г.Г. Заиграев, Б.М.Левин, Я.М. Гилинский), социологии молодежи (И.С. Кон, В.Т. Ласовский, В. И. Чупров), общественных организаций и движений, в том числе и национальных (Н.Н. Бокарев, М.С. Джунусов).
Журнал стремился поддержать и новаторские идеи. Об этом говорят публикации В.М. Якушева о деятельности системы «Пульсар» на львовском объединении «Электрон» (1977, № 3), С.Н. Железко о проблемах Байкало-Амурской магистрали (1980, № 1), Ю.Р. Вишневского и Г.Н. Кареловой о молодежных жилищных кооперативах (1985, № 1), И.Т. Левыкина о проблемах социалистического образа жизни (1981, № 1), В.Д. Шапиро о социальных проблемах пенсионеров*.
В 90-е гг. в жизнь журнала прочно вошло обсуждение проблем экономической социологии и ее таких специфических объектов исследования, как безработица, занятость, бедность, проблемы приватизации. Получили освещение такие новые темы, как проблемы ценностей (Н.И. Лапин), социология катастроф (Е.М. Бабосов, В.М. Шавель), новые концепции в социологии: глобализации (Н.Е. Покровский), постмодерна (В.П. Култыгин), устойчивого развития (В.К. Левашов, Р.Г. Яновский), исторической социологии (Н.В. Романовский, А.И. Черных и др.), политических и экономических лидеров (О.В. Крыштановская, Н.С. Слепцов, В.Э. Бойков), международных сравнительных исследований (В.О. Рукавишников), новых исследовательских процедур (Н.Н. Козлова, И.А. Бутенко, О.М. Маслова, Ю.Н. Толсто-ва, Г.Г. Татарова и др.), тендерных исследований (Г.Г. Силласте, Г.И. Осад-чая). По-новому были поставлены некоторые проблемы теоретической социологии (Ю.Н.Давыдов), культуры (Л.И. Ионин), истории российской социологии (И.А. Голосенко, Е.И. Кукушкина)41.
«Социс» не только отражал достижения академической социологии, хотя данная задача, как органа Академии наук, стояла перед ним в первую очередь. Он не только старался публиковать учебные и методические материалы, памятуя о том, что преподаватели и студенты — самая массовая его ауди-
411 Тощенко Ж.Т. Социология: пути научной реформации // Социологические исследования. 1999.
№ 7. С. 14. 41 Там же.
тория. Именно на страницах «Социса» впервые были апробированы иностранные учебники, в том числе самый популярный — Н. Смелзера. Это «Со-цис» дал вторую жизнь бессмертным книгам Д. Карнеги, когда волна интереса к ним давно прошла. Но «Социс» старался быть интеллектуальным авангардом, пробудителем общественного сознания. Например, в 1988 г., когда Русская Православная церковь отмечала свое тысячелетие, ни один журнал не осмелился опубликовать статью на эту тему. Ни один — кроме «Социса», за что ему и досталось от бдительного ЦК.
В конце 1990-х «Социс» посвящал специальные выпуски научным школам из разных регионов России и СНГ, в частности, ознакомил российских читателей с творчеством социологов Сибири, Урала, С.-Петербурга, Татарстана, Башкирии и Нижнего Новгорода, Украины, Беларуси, а также с отдельными центрами — вузами и научно-исследовательскими организациями (Российского независимого института социальных и национальных проблем, Института молодежи, Института экономики и социологии Уральского профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), Северо-Кавказского научного центра и др.). 1999 г. для журнала был годом П.А. Сорокина. В Москве состоялась международная конференция, посвященная выдающемуся ученому (информация о ней дана в № 7, 1999). «Социс» опубликовал несколько его статей, которые не были до этого известны российским читателям: о цикличности развития (1998, № 12), о судьбах войны и послевоенного мира (1999, № 5,11), о проблемах и перспективах развития социологической мысли (1999, № 7). В последние годы «Социс» проводит конкурс на лучшую публикацию года по пяти номинациям, организует ежегодные чтения, посвятив их памяти видного советского социолога, первого редактора журнала Анатолия Григорьевича Харчева, регулярно предоставляет трибуну студентам, аспирантам, молодым ученым в рубрике «Первые шаги». Журнал во все большей мере ориентируется на социологов, работающих в вузах, стараясь, с одной стороны, довести до их сведения те изменения, которые происходят в исследовательском поле социологии, с другой — помочь в подготовке полноценных занятий по основным темам курса, читаемого как будущим социологам, так и тем, кто слушает курс социологии как общеобразовательную дисциплину. Практически все рубрики журнала помимо научного анализа преследовали цель использовать их материал в процессе преподавания42.
ТЕНДЕНЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Проведенный в 1996 г. опрос казанских ученых43, занятых в разных областях, показал, что 95% респондентов предпочитают опубликовать свои труды в отечественном центральном журнале, 70 — в зарубежном, 20% — в виде монографии. Критерием выбора места публикации 80% опрошенных назвали «неформальный престиж журнала», 40 — «распространенность журнала,
42 Тощенко Ж.Т. К читателю // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 3-5. 41 Касимова Р.Г. Научная периодическая печать в России // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 192-196.
доступность его специалистам», 35% — «быстрый выход статьи в свет». Хотя большинство специалистов предпочло бы публиковаться в центральных журналах, имеющих лучшие рейтинги и более массовую аудиторию, доступ в них ограничен: в столичных журналах больше московских авторов. В последнее время ситуация несколько изменилась. У столичных ученых расширились возможности публиковаться в зарубежных изданиях, часть лучших московских авторов эмигрировала. Их место заняли провинциальные авторы (для которых раньше центральные журналы были менее доступны) и московские ученые «второго эшелона»44. Расширение географии авторов чувствуется и в социологических журналах. С середины 1990-х гг. журнал «Социологические исследования» периодически выпускает так называемые региональные номера, посвященные достижениям уральских или поволжских социологических школ.
Какзамечает Р.Г. Касимова, для российских журналов типично отсутствие или малое (по сравнению с западными аналогами) число статей дикуссион-ного характера, откликов на работы коллег, рецензий. «Некоторые зарубежные журналы (особенно органы профессиональных ассоциаций и сообществ) публикуют календари предстоящих конференций, встреч и сессий, тогда как в отечественных журналах такие сообщения — редкость»45.
Однако как бы ни старались авторы публикаций, на какие бы хитрости ни шла редакция для того, чтобы сделать свой журнал интересным, привлекательным и информационным, в академической среде существует объективная тенденция, о которую спотыкается любой процесс распространения научных знаний. Специалисты в области социологии науки установили парадоксальную закономерность: журналы, распространяемые в тысячах экземпляров, прочитываются лишь сотнями подписчиков. К такому неожиданному результату в своем исследовании сетей научной коммуникации пришла Американская психологическая ассоциация46. Почему так низок коэффициент отдачи научной продукции? Оказывается, дело не только в том, что ученым не хватает времени на чтение, хотя их высокую загруженность исследовательской работой никто не станет отрицать. Один из респондентов, выдающийся специалист в области статистики, сказал: «Человек должен решить, что ему делать — читать или писать». Его ответ удивительно коррелирует с мнением известного авторитета в области социологии науки Д. Дж. С. Прайса: «Журналы в конечном счете нужны не для того, чтобы их читать, а для того, чтобы в них публиковаться». Таким образом, получается, что чтение — не основное использование научных публикаций.
Некоторые социологи науки серьезно сомневаются в том, что главный смысл научных статей — это удовлетворение читательского спроса. С их точки зрения, функция научных статей — это, в первую очередь, маркирование интеллектуальной территории. Примерно также, как любое животное в саванне метит свои охотничьи угодья. Помеченная территория нужна ему для
44 Касимова Р.Г. Научная периодическая печать в России // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 193.
45 Там же. С. 194.
46 Дерябин А.А. Неформальные группы и сети коммуникации: Пер. с англ. // http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/colleges, htm
пропитания. В обществе все обстоит сложнее. Небольшой кусочек огороженной территории, например, в социологии семьи, где данный ученый решил обосноваться, быть может, на всю жизнь, служит ему не только прокормоч-ной базой. Хотя и этот аргумент не следует отвергать. Действительно, если вы считаетесь ведущим специалистом, скажем, по вопросам монородительских или однодетных семей, а количество тех и других в современном обществе растет, то именно вас будут приглашать с выступлениями на радио и телевидение, в качестве эксперта и консультанта в правительство и местные органы власти, привлекать к международному сотрудничеству и крупным научным проектам. Дело еще и в престиже, который вы автоматически получаете с хорошо вспаханного и удобренного поля, точнее сказать, со своей делянки. Именно поэтому в советские времена термин «научный огород» было распространенным элементом научного сленга в социологии. Говорили, что А.Г. Харчев превратил социологию семьи в «свой огород». Он действительно долгое время был самым авторитетным специалистом в этой области, а его публикации высоко котировались. Хотя на том же «огороде» трудилось еще несколько десятков социологов, среди которых были не менее талантливые специалисты, в том числе А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, СИ. Голод, М.С. Мацковский, В.А. Сысенко, З.А. Янкова. Тем не менее наибольшим авторитетом пользовались отзывы, рецензии и рекомендации Харчева. К нему с подобными запросами обычно обращались Министерство образования, ЦК КПСС, вузы, журналы, издательства. Положительный отзыв давал зеленый свет молодому специалисту в социологии семьи, отрицательный мог загубить его судьбу.
Журнальная публикация свидетельствует о проделанной исследователем работе и представляет собой заявку на эксклюзивное владение научной «делянкой», т.е. сегментом определенной области знаний, научным методом или техникой исследования, теорией или концепцией. Иными словами, публикация статьи в научном журнале дает права собственности на интеллектуальный капитал, представляет собой заявку на монопольное владение фрагментом науки, которая в результате является суммой «авторизованного знания». В результате научные публикации надо считать не только и не столько элементом или каналом научной коммуникации, средством информирования общественности о новом научном достижении, сколько механизмом распределения интеллектуальной собственности в профессиональном сообществе. А кому хочется знакомиться с заявкой на еще один кусок пирога, который отходит в чужую собственность? Кроме того, чтение научной статьи может смутить ученого, который проделал аналогичную работу и уже завершает ее. Неожиданно ему предлагают совсем иной способ решения задачи. Как быть в этом случае: все переделывать, сжечь рукопись или не обращать внимания на публикацию коллеги? Обычно люди склонны двигаться по пути наименьшего сопротивления.
Здесь стоит сделать небольшую ремарку. Данные о том, что статьи, распространяемые в тысячах экземпляров, читают сотни профессионалов-подписчиков, надо принимать с известными оговорками. Они совершенно расходятся с некогда сделанными Г.С. Батыгиным экспертными оценками читательской аудитории «Социса». По его наблюдениям, и об этом было сказано выше, один библиотечный номер «Социологических исследований» читали, как правило, в среднем 4—6 человек. Во-первых, примерные оценки и экст-
раполяция из них на весь тираж относятся не к нашему времени, а к середине 1980-х гг. Во-вторых, расхождение надо объяснять несходством культурных контекстов институциализации социологии. В США и во многих других западных странах давно идет подготовка профессиональных социологов, их число в разы превышает численность отечественных. Кроме того, в те времена в СССР существовал единственный журнал для социологов, а, скажем, в США их было несколько десятков. В-третьих, исследование журнальной аудитории проводили не социологи, а психологи. Вполне возможно, там журнальная ситуация иная, чем в социологии. Однако зарубежные специалисты-методологи склонны считать диспропорцию между численностью журнальных экземпляров и количеством прочитавших их специалистов релевантной. Исключением является скорее наша ситуация. Дело в том, что середина и конец 1980-х гг., пора горбачевской перестройки, характеризовалась общим читательским всплеском, пробуждением духовных потребностей и интересов населения, прежде всего его наиболее образованной части. Вскоре она изменилась, на смену подъему пришел спад, а на смену одному социологическому монстру пришли десятки социологических журналов. Тиражи упали, читать стали меньше. А тут еще под боком вырос Интернет, который может и вовсе отбить у публики потребность читать академические журналы.
В 10-х гг. XXI в. в России формируется социологическое сообщество, присущее развитым западным странам. Поэтому свойственные тому обществу тенденции будут сказываться и на нас. Судя по всему, наступают такие времена, когда ученые занимаются чтением литературы совсем не так интенсивно, как это можно было бы ожидать в случае, если бы они были сильно зависимы от нее как источника информации. Согласно данным одного из наукометрических исследований, проведенных в США еще в середине 1960-х гг., только 10% биомедицинской литературы по исследованиям рака читается специалистами в этой области. Если перенести подобные данные на социологию и совместить временные параметры, предположив, что в нашей социологии наступает середина 1960-х гг., которую прошли некогда США, то ждать всплеска интереса к научным публикациям не следует. Зато следует ожидать углубления специализации и разделения научного труда, а стало быть, разбегания ученых по своим тематическим коморкам и делянкам, еще меньшего взаимопонимания и общения между представителями разных школ, отраслей социологии, теоретических ориентации, парадигмального раскола социологического сообщества и одновременно — роста профессиональной компетентности социологов, особенно молодого поколения.
Нормальная наука — а этим термином Т. Кун обозначал застойный период развития научного знания, без революционных потрясений, отрицания прошлого, теоретических судорог и методологического экстремизма, которая, по всей видимости, вступает на почву российской социологии, — характеризуется весьма будничными тенденциями и чертами. Отмеченное выше невнимание специалистов к публикациям своих коллег не обязательно имеет под собой какую-то культурно-историческую причину. Дело может оказаться ещ<