Статистический портрет социальной группы
Социологическая анкета, включающая 30—40 вопросов, способна предоставить достаточно полный (с точки зрения задач и целей данного исследования) портрет респондента. На подобную мысль нас натолкнула статья Ю.Н. Толсто-вой и Е.В. Масленникова, где приведен весьма квалифицированный сравнительный анализ качественных и количественных методов29. Действительно, каждого респондента можно представить с помощью набора чисел: одно число — ответ на вопрос об изменениях в жизни, другое — возраст. «Каждый набор чисел служит своеобразной моделью респондента. Такие числовые наборы (некоторые из них могут состоять и из одного числа) суть конструкты»^.
Как уже говорилось, социолог, подобно художнику, способен нарисовать точный портрет любого человека, но не карандашом или кистью, а с помощью соответствующих понятий. Каждый индивид имеет конкретный статусный набор: мужчина, зрелый человек 42 лет, белый, русский, женатый, православный, наемный работник, старший научный сотрудник, демократ, горожанин и т.д. Точно так же можно выразить «статусный портрет» российского общества, перечислив все статусы, содержащиеся в его социальной структуре. Этот портрет окажется гораздо объемнее первого — ведь одних профессиональных статусов для экономики развитой страны требуется более 40 тыс.
Оказывается, что социолог способен нарисовать еще и третий «портрет» — опросный; под этим условным обозначением договоримся понимать совокупность ответов одного респондента на одну анкету. В новом портрете качественные и количественные позиции будут составлять гармоническое целое. К примеру, оказывается, что человеку от 40 до 50 лет (в паспортичке, как мы знаем, для краткости социолог проставляет возрастные диапазоны, а не конкретные цифры, указывающие точное количество лет), он женат, трудится в сфере науки, одобряет рыночные преобразования, выписывает одну газету, ежевечерне просматривает три канала теленовостей, зарабатывает в месяц не более 100 долл., относит себя к нижнему слою среднего класса, считает себя скорее верующим, чем атеистом, и т.д.
Таков индивидуальный опросный портрет человека, точнее, респондента. Но это лишь индивидуальный портрет, который не должен интересовать социолога. Последний сводит в таблицы ответы сотен респондентов и получает четвертый «портрет» — статистический портрет социальной группы. Социолог создает портрет, приписывая респондентам соответствующие числа. Если открытые вопросы правильно закодированы и превращены в закрытые, то никаких качественных характеристик быть не должно — одни цифры. Если строить двухмерные связи, цифровая картина социальной группы усложнится, и мы получим еще больше информации о ней. Но все это будут числа, именно они — те краски, которыми художник-социолог рисует четвертый портрет, главный и окончательный. Его создание — сверхзадача социологии как количественной дисциплины.
29 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная социология: взгляд сквозь призму понимания эмпирического исследования как измерения // Социологические исследования. 2000.№ 10. С. 101-109.
30 Там же. С. 104.
«Рассмотрев» групповой статистический портрет, социолог, к своему удивлению, выуживает из него массу новой информации, которую тоже надо интерпретировать. Искусство интерпретации — это способ получения из цифрового портрета нецифровой информации, умение создавать те самые конструкты, из которых строится все научное здание. И вновь социолог объединяет количественные и качественные данные.
Их единство — залог успеха в социологи и. Приписав каждому ответу респондента соответствующий код и обработав ответы, социолог получает возможность применить к статистическому портрету социальной группы математические методы. Их можно было бы вполне избежать, если бы человеческий гений придумал более совершенный язык, способ превращать качественные сведения в лаконичные формулы. Математика же до сих пор является самым кратким средством записи и обработки информации. Она хороша еще и тем, что обладает скрытыми резервами (которые отсутствуют у словесной записи) для обнаружения новой информации. «Мы для того и пользуемся отображением эмпирических объектов в такие конструкты, чтобы затем, изучив их математическими средствами и проинтерпретировав адекватным образом полученные результаты, прийти к новым содержательным выводам»31.
Ясно, что применение математики в социологии — не дань моде, а суровая необходимость. И в физике математика, используя свои внутренние средства, может способствовать получению новых знаний и порождению фундаментальных открытий. В социологии эти методические средства используются на уровне простых статистических распределений, применения двух- и трехмерных связей, всего арсенала уравнений и коэффициентов.
Примером удачного применения двухмерных связей может быть известное исследование ленинградских социологов «Человек и его работа»:
«...весьма интересно проанализировать некоторые данные нашего исследования об уровне удовлетворенности заработной платой в зависимости от ее номинального размера. Общий индекс удовлетворенности заработком среди выборочной совокупности молодых рабочих составил 0,04. Он складывается из того, что 972 рабочих выразили удовлетворение заработком, 844 — неудовлетворение и 840 человек вовсе не пожелали высказать свое мнение в этой связи. Средний размер заработка на 2665 человек — 92 руб. Для удовлетворенных зарплатой он составляет 100 руб., для тех, кто явно выразил неудовлетворенность заработком, — 84 руб. В том и другом случае отклонение от средней составляет примерно 8,7% к среднему размеру заработка на выборочную совокупность. Такое равновеликое отклонение (±8 руб.) не может быть объяснено случайным совпадением. По-видимому, мы сталкиваемся здесь со своеобразным "порогом ощущения" заработной платы, который характеризует уровень запросов рабочей молодежи в таком индустриальном и культурном центре, как Ленинград. Эта социально-психологическая сторона материального стимулирования представляет несомненный практический и теоретический интерес. Практически здесь содержится некоторое указание на уровень сегодняшних запросов молодого рабочего, который можно ориентировочно принимать во внимание при определении тенденций движения рабочей силы, изменения тарифных ставок и тому подобное наряду с объективными факторами содержания (качества) труда и квалификации рабочего»32.
31 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Указ. соч. С. 104.
32 Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина,В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967. С. 317.
Обратим внимание на конструкт «порог ощущения». Его открыли и эмпирически подтвердили ленинградские социологи в середине 1960-х гг., а осмыслялся и интерпретировался на разные лады в течение последующих 40 лет. Он играет очень важную роль при объяснении трудового поведения и, судя по цитированному тексту, не закладывался в первоначальные гипотезы, а появился неожиданно. Об этом можно с уверенностью судить по тому факту, что достойных ему теоретических объяснений авторы не привели, ограничившись суждениями здравого смысла: «Важный психологический момент — порядок начисления заработной платы, сама процедура этого начисления. Рабочий считает справедливой оплату, которая исчисляется на основе принципов, равно применимых ко всем рабочим (и в особенности к рабочим его завода, его цеха, его бригады). Следовательно, расширение рабочего контроля в этой области может иметь благоприятные последствия для правильного использования материальных стимулов труда. Необходимое условие рабочего контроля — гласность всей системы распределения материальных поощрений на предприятии»33.
Умозаключение о том, что «рабочий считает справедливой оплату, которая исчисляется на основе принципов, равно применимых ко всем рабочим», эмпирически никак не проверялось, теоретически не было подготовлено. Оно даже логически не вытекало из теоретической модели предмета исследования, посвященного характеру и содержанию труда рабочих при социализме. Тем не менее открытие было совершено, каким-то образом осмыслено (назовем такой метод осмысления методом из подручных средств), опубликовано, а значит, послужило отправной точкой для новых научных открытий.
Примеры более сложной группировки данных и трехмерных распределений можно найти в той же работе ленинградских социологов. Так, стремясь проверить предположение о том, что повышение общего образования должно стимулировать у рабочих желание перейти в более высокую профессиональную группу, т.е. являться средством восходящей мобильности, социологи построили таблицу, которая свидетельствовала о взаимосвязи между уровнем образования и степенью удовлетворенности своей работой (табл. 10).
Таблица 10
Распределение молодых рабочих по уровню образования в зависимости