Фиксация информации в фокус-группе

Респонденты еще на стадии рекрутерства в фокус-группу предупреждаются о фиксации информации на диктофон, видеокамеру. Данные дискуссии фиксируются различными способами: стенографированием, аудио и видеозаписями, а также возможно комбинирование этих методов. Аудиозапись полностью воспроизводит ответы респондентов и передает их эмоциональную окрашенность. Вербальные данные, зафиксированные на аудионосителе, наиболее полно отражают поведение участников фокус-группы. Это более надежная форма фиксации данных по сравнению с индивидуальными возможностями памяти исследователя; кроме того, сохраненные в таком виде результаты, можно использовать повторно для других проектов. Помимо этих достоинств у аудиозаписи есть ряд недостатков, например, сложности при распознавании говорящих, невозможность проанализировать невербальные реакции и т.д. При отсутствии видеозаписи целесообразно идентифицировать говорящих, давая им номера, указанные в схеме; записывать первые два-три слова каждой реплики и ключевые слова, а также эмоциональную окрашенность высказываний. Хотя чаще всего анализ ведется по распечаткам с аудионосителей, видеозапись имеет ряд преимуществ.

Видеозапись помогает как на этапе анализа, так и на стадии представления данных. Первое достоинство видеозаписи – возможность полностью воспроизводить обстановку дискуссии. По сравнению с распечаткой, которая не отражает невербальные реакции, видеозапись напоминает об атмосфере, эмоциональной окраске, дает хорошее представление о беседе. Ее фрагменты могут быть использованы в качестве иллюстраций в отчете. Из записанных фокус-групп можно создать фильм, где будут представлены фрагменты фокус-групп, а также приведены комментарии социолога по исследованию. Важная проблема, встающая при выборе видеоформы представления данных – это этическая проблема. Использование фрагментов видеозаписи зависит от степени остроты темы, ее характера, а также полученного предварительного согласия респондентов. Например, такие темы, как здоровье индивида, его доходы или сексуальное поведение вряд ли могут быть показаны в видеоотчете. Тогда как выбор и предпочтение одной марки шампуня другой в маркетинговом исследовании не является темой, осуждаемой или не поощряемой общественным мнением. В маркетинговых исследованиях фокус-группы записываются на видеоносители, во-первых, для использования в последующем анализе данных, во-вторых, для предоставления их клиенту. В социологии непосредственной необходимости в показе видеозаписи нет, однако данный метод предлагает новые возможности для предоставления результатов.

III этап АНАЛИЗ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ФОКУС-ГРУПП

Данные, полученные с помощью качественных методов, в том числе метода фокус-групп, заслуживают особого внимания. Это связано с тем, что вербальная информация в виде слов, словосочетаний и предложений заключает в себе много трудностей, проявляющихся в ходе ее сбора и объяснения. Слова, в отличие от цифр, многозначны, эмоционально окрашены и несут особый смысл только в контексте.

Характер данных метода фокус-групп

Методы обработки данных фокус-групп должны определяться характером полученной информации (вербальные и невербальные данные). Определение характера данных и формы их представления позволяет лучше понимать и интерпретировать результаты. Так, мнения респондентов в фокус-группе могут быть выражены в безличных предложениях. К ним участники прибегают в тех случаях, когда не уверены, что остальные придерживаются высказываемой ими точки зрения. Безличная формулировка используется в тех случаях, когда мнение не одобряется другими респондентами или исследователем.

Иногда участвующие в фокус-группе рассказывают истории, поэтому на стадии обработки важно различать спонтанные ответы на вопрос от заменяющих его историй. Признаками рассказанной вместо ответа на вопрос истории являются: плавное повествование без повторений и длинных пауз, демонстрирующее, что интервьюируемый рассказывал это много раз и хорошо представляет все основные моменты; приключенческий характер ответа, с чувством юмора или элементами фольклора; хорошо организованные и структурированные длинные высказывания с указанием времени или места действия, описанием основных действующих лиц, событий, возникших проблем и путей их разрешения; интригующие моменты, которые завладевают вниманием слушателей; изменение тона ответа на вопрос, более раскованная поза в начале ответа или пространные описания или объяснения и т.п. Рассказанные респондентами истории важно уметь распознавать, так как обычно они появляются в тех случаях, когда хотят избежать ответа на сложный или деликатный вопрос. В процессе обработки количество подобных ответов является критерием эмоционального напряжения, возникающего при постановке вопроса; смущения; чувства дискомфорта, который испытывают люди и т.д.

Использованные участниками фокус-групп поговорки, суеверия позволяют социологу адекватно оценивать атмосферу дискуссии. Так, в исследовании по изучению планов на будущее, в ряде случаев участники фокус-групп не хотели говорить точно о своих планах, сдерживаемые существующими предубеждениями и предрассудками. В качестве довода приводилось суеверие о сглазе человека. Сказав о чем-то заранее, можно "сглазить" человека, и его планам не суждено будет сбыться, что сформулировано в следующем высказывании: "Я думаю, что никогда нельзя ничего загадывать наперед".

Важное место в исследовании следует отводить фонетическим особенностям речи респондентов, так как они являются прекрасными индикаторами социально-экономического статуса индивида, показателем социальной мобильности.

В связи с возросшими техническими возможностями и использованием видеотехники в процессе сбора информации, социологи могут изучать различные аспекты взаимодействия в фокус-группах. Язык телодвижений определяется культурой, полом, возрастом, степенью знакомства и национально-культурными особенностями и может практически заменять текст. Но язык телодвижений не является универсальным и требует разработки и адаптации для конкретного социума. Вербальная информация позволяет нам ответить на вопрос о том, что человек думает, а невербальная – понять, как и что он чувствует. Игнорирование или неумение зафиксировать и расшифровать невербальные данные говорит о потере важной части информации.

Учет групповой динамики при анализе данных. Интерпретация данных, полученных с использованием фокус-групп, проводится с учетом групповой динамики. Это связано с тем, что динамические процессы имеют существенное значение не только на этапе сбора, но и обработки. При чтении расшифровок социолог должен помнить о групповых процессах, оказавших влияние на результаты и характер дискуссии.

При анализе учитывают воздействие таких коммуникативных факторов, как характер поведения (различают поведение, одобряемое общественным мнение и неодобряемое), степень доверительности между модератором и респондентами, принятые нормы вежливости в речи. На уровень открытости индивидов и, следовательно, на надежность данных влияет размер группы, ее композиция, а именно, демографические характеристики респондентов, язык, значимость темы для участников фокус-группы и ее характер.

Нейтрализовать влияние динамических процессов на группу (например, воздействие лидера) можно, сопоставив данные, полученные с помощью этого метода, с результатами анкетирования или, сравнив данные, полученные в разных группах.

Специфика видеозаписи и ее анализ

Одной из отличительных особенностей метода является использование видеозаписи, к анализу которой существуют различные подходы. Видеокамера позволяет записывать вербальную и невербальную реакцию респондентов, но при ее анализе больший акцент делается на последнем типе информации, так как речь обычно фиксируется на аудиоаппаратуру, распечатывается и обрабатывается отдельно.

В ходе работы с видеоданными рассматриваются следующие параметры взаимодействия участников:

- начало дискуссии, ее инициаторы;

- частота и характер визуальных контактов, телодвижения респондентов;

- реакция участников фокус-группы на вопросы и затрагиваемые темы;

- реакция аудитории в ходе дискуссии (юмористические и критические замечания);

- вовлеченность участников фокус-группы в дискуссию (одобрение или неодобрение, характер внимания к говорящему, вопросы, желание прервать говорящего);

- соотношение говоривших мужчин и женщин;

- лидерство в группе;

- желающие сменить тему дискуссии;

- характер завершения фокус-группы.

Видеозапись имеет свои достоинства и недостатки. Во-первых, видеоданные, по сравнению с другими способами фиксации, являются самыми информационно насыщенными, так включают и вербальную, и невербальную реакцию. Во-вторых, она позволяет проводить детальный разбор дискуссии. В-третьих, подобный способ фиксации дает возможность работать с материалом различным исследователям, участвующим в одном проекте. В-четвертых, аудио- и видеорезультаты могут быть использованы как вторичные данные в ходе других социологических проектов.

Практические рекомендации по анализу данных фокус-групп:

- Перед обработкой результатов сделайте копии с аудио- и видеоносителей.

- Сделайте расшифровку аудио- или видеозаписи.

- В расшифровке обязательно указывайте имена участников фокус-группы и отмечайте принадлежность высказываний.

- В расшифровке отметьте паузы и наиболее сильные эмоциональные реакции.

- Для получения наиболее полного представления о характере дискуссии прочитайте расшифровку фокус-группы, затем прослушайте запись с целью понять эмоциональную окрашенность высказываний и обратите внимание на заметки модератора о своих впечатлениях от дискуссии.

- Сгруппируйте анализируемый материал и выберите наиболее значимые категории, которые попытайтесь проследить во всех проведенных по данной теме фокус-группах.

- Постарайтесь проанализировать полученный материал с привлечением других исследователей, возможно из других дисциплин (психологов, специалистов по коммуникации и т.д.).

- Сделайте набросок отчета, без использования цитат из фокус-групп.

Наши рекомендации