Фокус-группа как основной формальный качественный метод сбора информации.

Фокус-группа - это качественный метод исследования, который заключается в проведении группового глубинного интервью. Целью проведения фокус-групп является выяснение отношения участников к изучаемому товару или проблеме. А так же выясняется причина такого отношения и причины действий данных потребителей. Когда проводят фокус-группу, количество участников чаще всего составляет от 7 до 10 человек. Отбор участников фокус-группы производится по принципу однородности социально-демографических и других характеристик, участники фокус-группы не должны быть знакомы между собой и не должны быть объединены какими-либо идеями и интересами. Опрос групп проводится в специальном помещении под руководством специалиста (обычно это психолог). Как правило, суммарное время проведения одной фокус-группы колеблется от одного до трёх часов. Для достижения цели исследования зачастую необходимо провести не менее трёх фокус-групп. Мероприятие проводится в специальном помещении с установленным аудио- и видеозаписывающим оборудованием. Также очень часто помещение оборудовано односторонним зеркалом для возможности наблюдения за процессом экспертами либо заказчиком. По окончании мероприятия, составляется отчёт, на основе анализа полученных записей.
Одним из важнейших моментов проведения фокус-группы является квалификация модератора. Специалист должен уметь управлять группой во время обсуждения и владеть знаниями в области маркетинга и психологии.
Когда нужна фокус-группа?
Применяются фокус-группы если необходимо:

- генерировать новые идеи (разработка чего-либо нового);
- изучить словарь потребителя и его восприятие (для создания рекламного сообщения, составления анкет);
- оценить что-либо (новинки, рекламу, упаковку);
- получить по интересующему вопросу предварительные данные (до обозначения конкретных целей маркетингового исследования);
- уточнить данные полученные в результате количественного сбора информации;
- ознакомиться с потребностями потребителей и причинами их поведениям.

Фокус-группа: плюсы и минусы данного метода сбора информации
Если говорить о недостатках фокус-групп, то их всего два: мнения, которые были зафиксированы во время проведения исследования, нельзя принимать как мнение всей совокупности потребителей и выводы, полученные в результате проведения исследования, являются субъективными. Однако последнее замечание характерно для всех качественных исследований.
Положительными сторонами фокус-групп считаются: широкий спектр применения, возможность более детально изучать участников исследования, максимальные возможности для генерирования новых идей и доступ заказчика к проведению исследования.

Впервые фокус-группа была применена Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом во время второй мировой войны для изучения эффективности работы радио. Впоследствии Р. Мертон использовал данный метод для анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению армии. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге «Фокусированное интервью» Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске. В дальнейшем (до середины 80-х) теоретико-методологических разработок фокус - групп не было. Всплеск интереса в конце 80-х годов к данному методу произошёл после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связан с именами Д. Моргана, Р. Стьюарта, Р. Крюгера, Дж. Келли и др.

Репутационный менеджмент.

Репутационный менеджмент – это комплекс стратегических мер, направленных на формирование, поддержание и защиту репутации организации.

С середины 70-х гг. XX в. управление репутацией стало одной из важнейших составляющих стратегического планирования.

В репутационном менеджменте важны три направления, причем грамотно скоординированные.

На первом месте стоит формирование репутации (перемены в бизнес-практике, механизме принятия решений и т.д.).

Далее следует поддержание репутации (создание такой ситуации, при которой на компанию работает весь комплекс позитивной информации, в том числе бренд, корпоративная культура, степень мотивации сотрудников, объемы финансовых оборотов, расширение рыночной ниши, ослабление позиций конкурентов и т.п.).

Завершается работа защитой репутации (создание новой правовой инфраструктуры и снижение издержек бизнеса).

В практической жизни все три стадии существуют и действуют, как правило, одновременно. Как и коммуникационный, репутационный менеджмент оперирует всем инструментарием public relations - связей с общественностью.

Структура репутационного менеджмента:

· Эмоциональная привлекательность

· Отношения с партнерами

· Репутация руководства

· Социальная ответственность

· Достижения компании

· Финансовые показатели

Направления процесса репутационного менеджмента:

· клиенты и отношение к ним (зарекомендовавшие себя на рынке организации, являющиеся клиентами фирмы, положительно влияют на ее репутацию; важно подтверждение качества своей работы и удовлетворенности сотрудничеством со стороны клиентов; привлечение в качестве клиентов известных, авторитетных организаций и персон через политику индивидуальных скидок и эксклюзивного обслуживания);

· участие в общественно значимых акциях, благотворительность, спонсорство (благотворительные акции являются немаловажным фактором для поддержания репутации компаний; им следует уделять пристальное внимание);

· сотрудники (авторитет первых лиц фирмы, степень профессионализма ее сотрудников, полученное ими образование, научные степени, наличие в компании специалистов, широко известных на рынке);

· престижность работы в компании (уровень доверия между нанимателем и служащим, обеспечение удовлетворенности каждого сотрудника своим статусом и участием в общем деле, создание здоровой рабочей атмосферы, признание успехов и достижений работников);

· публикации сотрудников компании (публикации книг, статей ведущих специалистов фирмы говорят о научно-профессиональном потенциале компании, ее открытости, готовности обсуждать собственные проблемы).

Технологии управления репутацией (reputation management):

- Создание информационной основы репутации;

- Построение внешних и внутренних каналов коммуникации;

- Повышение известности и узнаваемости организации и ее брендов;

- Создание привлекательного имиджа организации и ее руководителей;

- Формирование корпоративной этики и культуры, разработка миссии организации;

- Продвижение первых лиц организации;

- Вхождение в информационное пространство, продвижение в СМИ;

- Продвижение в государственных и властных структурах, деловых, общественных и профессиональных сообществах;

- Антикризисный менеджмент.

Наши рекомендации