Тема 36. Программы социального исследования
Основой для проведения любого эмпирического исследования, в том числе и конкретно-социологического, является разработка программы исследования. При разработке программы можно выделить пять основных этапов.
1этап. Определение основной цели и задач исследования. Под целью и задачами исследования понимается общее содержательное определение предмета исследования, общая постановка задачи в рамках данного исследования и постановка ряда конкретных задач, отражающих специфику исследуемого контингента (школьники, рабочие, предприниматели, политики и т. д.).
На этом же этапе определяются методологические предпосылки, объект и предмет исследования, описываются основные гипотезы и область возможного применения конечных результатов. Очень важно точно и полностью определить объект и предмет исследования на основе выбранных методологических принципов и результатов ранее проведенных исследований.
2этап. Разработка исследовательских гипотез. Этот этап является одним из важнейших при проведении конкретно-социологического исследования. На основе уже проведенных научных исследований по изучаемой проблеме и собственного опыта исследования дается предварительное объяснение проблемы, и выдвигаются гипотезы. Гипотезы теоретически обосновывают исследуемую проблему, а в итоге исследования либо подтверждают их, либо отвергают. Функции гипотез состоят в получении новых научных высказываний и суждений. Гипотезы могут быть основными и частными, главными и побочными и т. д. Выработанные до проведения эмпирического исследования гипотезы называются рабочими. Рабочие гипотезы должны быть непосредственно связаны с исследуемой проблемой, научно обоснованы с максимальной степенью вероятности подтверждения и возможностью эмпирической проверки в ходе исследования. Целесообразно выделить центральную гипотезу, придав ей системообразующую функцию для остальных рабочих гипотез.
3этап. Отбор и конструирование эмпирико-аналитических процедур. Исходя из целей исследования, на этом этапе отбираются или конструируются конкретные процедуры сбора исходной (первичной) информации, проводится пилотажное исследование (проверка надежности инструментария, предложенного для сбора информации и отработки процедур при организации массового опроса всей выборочной совокупности).
В прикладной социологии существует набор апробированных специальных социальных методов сбора первичной информации. К основным их них относятся: анкетный спрос, интервьюирование (формализованное и неформализованное), анализ объективных данных, метод экспертных оценок, метод свободных характеристик, тестирование и некоторые другие. Наиболее используемыми и позволяющими охватить большой спектр проблем и репрезентативное число респондентов являются анкетный опрос и интервьюирование.
Этап 4. Сбор и обработка первичной социологической информации. Получаемую в ходе конкретного социологического исследования информацию можно разделить на два блока.
1). Объективная информация – это информация, собранная по статистической отчетности за прошлые временные интервалы, показатели оценок реальных процессов деятельности исследуемого объекта и его состояния на момент исследования.
2). Субъективная информация –информация, оценивающая мнения респондентов о предмете исследования, их установки, ценностные ориентации.
Техника сбора информации по каждому блоку имеет свою специфику. Если для первого блока это в основном анализ статистической отчетности и документов, то для второго — опрос и наблюдение по сконструированным процедурам.
Этап 5. Анализ и интерпретация результатов исследований. Это последний этап, на котором проводится аналитическая работа. Вся информация, полученная из разных источников (данные ЭВМ, статистическая отчетность и т. д.) пропускается через структурную модель в соответствии с задачами и гипотезами исследования, заложенными в программе.
Получив исходный (первичный) массив информации (опросные документы, числовые показатели и др.), необходимо свести их в информационные таблицы. Основная задача данного этапа – получение статистических оценочных показателей, позволяющих провести сравнение различных подгрупп выборки (частичных совокупностей) и на основе их анализа сделать достоверные выводы.