Социальные конфликты и методы их разрешения
Конфликт- в общем понимании, это взаимодействие сторон, обладающих, или имеющих разные, вплоть до противоположных потребностей или ожиданий по поводу того или иного предмета определенная стадия развития противоречия.
Социальный конфликт -понятие достаточно широкое,имеющее множество трактовок. Так, СК может пониматься как:
1. форму социального взаимодействия, которая характеризуется столкновением субъектов, имеющих противоположные цели и интересы.
2. взаимоисключение или несовместимость интересов и ценностей двух (общественных) субъектов.
3. отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
СК включает в себя понятие социального противоречия – существование социальных групп, классов, слоев, занимающих определенные позиции, характеризующиеся неравенством доступа к ресурсам в обществе. Источник СК – социальное неравенство, социальное противоречие не всегда приобретает форму конфликта, но имеет высокий конфликтный потенциал.
Некоторые социологи:
А. Смит - в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества. + Маркс.
Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны.
Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Л.Козера, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга и других представителей социологии конфликта.
Классификация СК в зависимости от субъектов и зон разногласий:
- Внутриличностный конфликт;
- Межличностный конфликт;
- Внутри- и межгрупповой конфликт;
Стадии конфликта:
- Предконфликтная ситуация,
- Стадия конфликта,
- Постконфликтная стадия.
Существует несколько моделей развития и разрешения конфликтов:
1) Противоборство (соперничество) – настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, используются все доступные средства.
2) Уклонение (уход) – связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление – предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс – требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество – предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. Наиболее продуктивно.
+ 6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Реализация собственных интересов является условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. В идеале - предотвращать возможные конфликтные ситуации.
Также конфликты разрешаются путём переговоров и посреничества. Существует несколько стилей ведения переговоров:
1. Жесткий стиль (соответствует стратегии соперничества).
2. Мягкий стиль (соответствует стратегии приспособления).
3. Торговый стиль (соответствует стратегии компромисса).
4. Стиль сотрудничества (взаимодействие в рамках модели “выигрыш — выигрыш”).
Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт
Методы разрешения:
1.обсуждение проблемы
2.оборонительные или наступательные позиции
3. описание проблемы и диагностика конфликтной ситуации
4. воздействие на проблему - профилактика
5. отслеживание конфликта и урегулирование.