Тема 1.4 «Управленческие отношения. Методы социального управления»
Лекция 4 «Основные модели управленческих отношений. Методы
Управления»
План лекции:
4.1 Управленческие отношения: субординация, реординация, координация.
4.2 Методы социального управления: понятие, классификация, сущность.
Семинарское занятие 5: «Основные модели управленческих отношений. Методы управления»
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Методы социального управления: понятие, классификация, сущность
2. Управленческое воздействие. Социальное управление и манипулирование.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Тренинги: «Спарринг», «Не мытьем, так катаньем» - формирование и
развитие действенных навыков управления персоналом организации.
Ситуация «Трудный подчиненный». Вы только что назначены руководителем подразделения организации, в которой прежде никогда не работали. Неделю Вы затратили на вхождение в должность (знакомство с сотрудниками и делами).
Считая необходимым ознакомить всех членов коллектива с взглядами на совместную работу, Вы назначаете специальное совещание за полчаса до окончания рабочего времени. Выступая с докладом, Вы постоянно увлекаетесь, вступаете в пространные рассуждения, совещание затягивается. Вдруг один из сотрудников (сотрудница) встает с места со словами: «рабочее время закончилось, а у меня есть неотложные дела!» направляется к выходу. Вы пытаетесь призвать его (ее) к порядку, а в ответ слышите, что своевременное окончание рабочего дня есть необходимый признак управленческой культуры, о чем следует помнить каждому руководителю. И уходит. По реакции в коллективе Вы можете судить, что люди склонны поддержать этот поступок, а в свой адрес Вы слышите осуждающие реплики. Вы быстро завершаете совещание, и люди расходятся.
Вы наводите справки о сотруднике (сотруднице). Вам характеризуют его (ее) как опытного и авторитетного специалиста, отмеченного заслуженными наградами и, одновременно. Как человека с сильным и независимым характером, который является неформальным лидером коллектива. Более того, Вас специально предупреждают, что этот человек пользуется личным расположением и поддержкой руководителя организации. Вам придется, так или иначе, реагировать.
Тренинг: «Спарринг». Задание: в ходе делового общения
реализовать любую выбранную Вами цель управления.
Тренинг: «Не мытьем, так катаньем». Задание: в ходе делового общения реализовать следующие цели управления:
1) избавиться от строптивого сотрудника (сотрудницы);
2) привлечь на свою сторону.
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Семинар. 6. Иерархия, власть и социальный контроль в управлении
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия
1. Иерархия и власть как объективные условия процесса управления.
2. Социальный контроль в управлении.
3. Мотивация и стимулирование в трудовой деятельности, их влияние на управление.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Укажите специфику субординационных отношений в управлении
2. Определите своеобразие и границы отношений реординации в управленческой практике.
3. Назовите варианты и определите сущность координационных отношений.
4. Что представляют собой экономические методы управления?
5. Дайте характеристику организационно-распорядительным методам управления (назначение, содержание).
6. Определите структуру и содержание социальных методов управления.
7. Объясните причины, по которым невозможно осуществления управления в опоре только на один даже основной метод.
8. Какие теории мотивации существуют?
9. Что входит в понятие «мотивация»?
10. Что входит в понятие «трудовая мотивация»?
11. Охарактеризуйте понятие «власть» с управленческой точки зрения.
12. Что представляет собой социальный контроль в управлении?
13.
Основная литература: 1,3,4. Дополнительная 3,14