Тема: методы, приемы, стили управления трудовым коллективом аптеки. методы управления конфликтами в аптеке.

I. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ.

1. Подберите соответствие между должностным положением и основной обязанностью:

Положение: Обязанность:

А. Руководитель а) самостоятельно выполнять работу в рамках

Б. Исполнитель своей компетенции

б) обеспечить самостоятельное выполнение

работы сотрудниками, побуждая их к

достижению поставленных целей

2. Подберите соответствие между основными принципами деятельности менеджера и

их содержанием:

Принципы: Содержание:

А. Целесообразность а) умение расставлять приоритеты по срочности и

Б. Эффективность важности

б) умение рационально использовать все

имеющиеся ресурсы

3. Составьте алгоритм реализации принципов деятельности менеджера, указав правильную последовательность действий:

А. Фокусирование на ресурсах и результатах Б. Самоконтроль и ответственность В. Упорядочение работ Г. Ранжирование целей

Д. Дифференциация дел по срочности и важности Е. Определение приоритетных дел

4. Устойчивая система доминирующих мотивов, определяющая его активность, главные тенденции поведения и избирательность культурных и эстетических потребностей - это (что?) …………….…………………….

5. Подберите соответствие между сферой проявления направленности личности менеджера и ее содержанием

Сфера проявления: Содержание:

А. Профессиональная а) на удовлетворение культурных и

Б. Моральная эстетических потребностей

В. Культурная б) «на себя»

в) на взаимодействие с

подчиненными

г) на общепринятые моральные

принципы и нормы

д) на собственные моральные

принципы и нормы

е) на задачи

6. Влияние, которым пользуется руководитель в различных сферах деятельности, основанное на статусе в трудовом коллективе и признании его опыта, знаний, нравственных качеств, являющихся значимыми для сотрудников – это …………..

…………………………..

7. Подберите соответствие между видом авторитета менеджера и его содержанием

Вид авторитета:

А. Формальный (должностной) Б. Реальный (функциональный) В. Моральный

Содержание:

а)определяется компетентностью, деловыми качествами и отношением к профессиональной деятельности б)основан на мировоззренческих и

нравственных качествах личности руководителя в)обусловлен набором властных

полномочий и прав по занимаемой должности

8. К законам сохранения и развития авторитета относятся:

а) закон постоянного подтверждения

б) закон власти

в) закон иррадиации (неосознанного распространения)

г) закон инерции (сохранения)

9. Выберете из перечисленных ниже виды псевдоавторитета:

а) авторитет расстояния

б) авторитет педантизма

в) авторитет доброты

г) авторитет подкупа

д) авторитет подавления

е) авторитет нравоучений

10. Система способов, методов и приемов воздействия руководителя для мобилизации коллектива на достижения поставленных целей - это

…………………………………………………….

11.Подберите соответствие между основными подходами к определению стилей руководства и их содержанием:

Подход: Содержание:

А. Личностный а) основан на требовании к наличию у менеджера

подход определенного набора личностных качеств

Б. Поведенческий б) основан на соотношении внимания менеджера к

подход производственному заданию и к личности

В. Ситуационный подчиненного

подход в) основан на способности менеджера адаптировать

свое поведение к конкретной ситуации

12. Критериями различия между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства являются:

а) порядок распределения обязанностей

б) делегирование полномочий

в) методы принятия и реализации решений

г) зрелость исполнителей

д) формы контактов с подчиненными

е) контроль над деятельностью

13. Подберите соответствие между стилем руководства и его характеристикой:

Стиль: Характеристика:

А. Авторитарный а) сосредоточение всей власти и

Б. Демократический ответственности, установление целей

В. Либеральный и выбор средств их достижения,

принятие решений в руках менеджера

б) снятие ответственности,

предоставление возможности

самоуправления и выработки решения

в) рациональное делегирование

полномочий, принятие решений на

основе участия

14. Подберите соответствие между стилем руководства, его сильными и слабыми



сторонами:    
Стиль: 1.Сильные стороны: 2.Слабые стороны:
А. Авторитарный 1.1 акцент на срочности и 2.1 вероятность потери
Б. Демократический порядке, предсказуемость ориентации на главную
В. Либеральный результатов цель
  1.2 проявление 2.2 сдерживание
  инициативы подчиненных инициативы подчиненных
  1.3 участие подчиненных 2.3 большие затраты
  в процессе управления времени на принятие
    решений

15. К основным параметрам поведенческого подхода относятся:

а) степень внимания к контролю

б) степень внимания к заданию

в) степень внимания к принятию решения

г) степень внимания к подчиненному

16. Пользуясь «решеткой менеджмента», по степени внимания к заданию и степени внимания к подчиненному выделяют ………………………………………

17. Пользуясь ситуационной моделью руководства Херси-Бланшара (жизненного цикла), по степени внимания к заданию и степени внимания к подчиненному с учетом уровня его зрелости выделяют ……………………………………..

18. Эффективность управления в соответствии с ситуационной моделью руководства

Фидлера определяется тремя характеристиками:

а) зрелостью подчиненного

б) сложившимися отношениями между руководителем и членами коллектива;

в) степенью структурированности решаемой задачи;

г) полномочиями руководителя

д) зрелостью руководителя

19. В соответствии с ситуационной моделью руководства Фидлера в наиболее и наименее благоприятных для руководителя ситуациях эффективным является стиль, ориентированный на ………………………………….; в умеренно благоприятных ситуациях – на ………………………..

20. В соответствии с ситуационной моделью руководства Врума - Йeттона выделяют

………………………………. с акцентом на ……………………

21. Объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность с целью оказания фармацевтической помощи населению - это ….………………

………………………….........……………

22. Трудовой коллектив фармацевтической организации можно охарактеризовать следующими понятиями:

а) признаки и стадии (уровни) развития

б) функции

в) ………………………..

г) ………………………..

д) ………………………..

е) ………………………..

ж) ………………………..

23. Социально-психологический климат – это (что?)….…………………………………. ……..………………………..………………………..………………………..………………

………..………………………..………………………..………………………..……………

24. Социально-психологический климат коллектива можно оценить с помощью

следующих методов (выберите правильный ответ):

а) нормативный; б) социометрический;

в) эксперимента; г) социологический;

25. Подберите соответствие:

А. Конфликт а) стечение обстоятельств, являющихся

Б. Конфликтная ситуация поводом для конфликта

В. Инцидент б) накопившиеся противоречия, содержащие

истинную причину конфликта

в) столкновение противоположно

направленных взглядов, позиций,

интересов, целей двух или более людей

26. В структуру конфликта включают:

а) объект г) ………………………

б) стороны (участники) д) ………………………

в) ………………………

27. Подберите соответствие между причиной конфликта и ее содержанием:

Причины конфликта: Содержание:

А. Информационные факторы а) необъективность руководителя,

Б. Структурные факторы несправедливость, эгоизм, безответственность

В. Ценностные факторы б) наличие или отсутствие чувства удовлетворения

Г. Межличностные факторы от общения

Д. Поведенческие факторы в) идеологические, культурные, религиозные,

этические, политические, профессиональные

ценности

г) взаимоотношения формальных и неформальных

групп. Вопросы собственности, социальные

нормы и стандарты. Система морального и

материального стимулирования

д) факты, слухи

28. Подберите соответствие между видами последствий конфликта и методами управления конфликтной ситуацией:

А. Виды последствий а) функциональные

Б. Методы управления б) структурные

в) дисфункциональные

г) межличностные

29. Разрешить конфликт – это значит ……………………………………………………..

…………………………… (что?)

30. Подберите соответствие между методами управления конфликтами и их

содержанием:

Методы: Содержание:

А. внутриличностные а) разъяснение требований к работе, приказы,

Б. структурные распоряжения, рациональное целеполагание,

В. межличностные эффективная система стимулирования;

б) методы воздействия на отдельную личность,

управление собственным поведением;

в) приспособление, уступчивость, уклонение,

противоборство, конкуренция, сотрудничество,

компромисс и др.

II.РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

Задача 1.

В аптеке стала снижаться производительность труда. Многие сотрудники считают, что руководство аптеки не считается с мнением и деятельностью неформального лидера. Поддерживаете ли Вы мнение сотрудников? Какая линия поведения руководства была бы предпочтительной в данной ситуации?

Задача 2.

Стиль нового руководителя аптеки отличается от стиля предыдущего. Этот стиль не одобряет коллектив в целом и отдельные сотрудники особенно. Подскажите, что нужно предпринять новому руководителю.

Задача 3.

Пользуясь "решеткой менеджмента", определите, какому типу руководителя, выделяемому на основе поведенческого подхода (9.9; 9.1; 1.9; 5.5; 1.1), соответствуют следующие характеристики:

А. Директор аптеки нацелен на выполнение поставленных перед аптекой задач. Принимаемые им решения реально выполнимы. Если в коллективе встречается несогласие, то устраняет его волевым путем. Темп работы коллектива и самого директора довольно напряженный.

Б. Директор аптеки чаще принимает решения отдельных сотрудников или коллективные. Как правило, присоединяется к мнению и стилю поведения большинства работников аптеки. Если возникают конфликты, то остается в стороне, поэтому редко раздражается. Работает без особого напряжения, выполняет самое необходимое.

В. Для директора важно, чтобы принимаемые решения были творческими и оптимальными, чтобы они были поняты и одобрены сотрудниками аптеки. Он умеет выслушать и принять разумный ответ, изменяя собственную позицию. Если возникают конфликты, стремится разобраться в их причинах и устранить последствия. Если он раздражен, то может сдержаться, хотя его нетерпение заметно. Даже в трудный момент способен оценить шутку. Все силы отдает работе, сотрудники следуют его примеру.

Г. Для директора аптеки важно сохранить добрые отношения с людьми. Вместо того, чтобы реализовать собственный подход, предпочитает принимать мнения, стиль поведения и представления других. Стремится не допускать конфликтов. Если возникает конфликт, то старается чтобы люди как можно скорее вернулись к естественному состоянию. Всегда дружелюбен, считая, что напряженность приводит к срывам. Обладает чувством юмора, ему удается сохранить дружеские отношения или, если возникает напряженность, переключать внимание. Старается не столько командовать, сколько помогать.

Д. Для директора аптеки важна реализация осуществляемых целей, даже если они не всегда безупречны. Если сотрудники выдвигают новые цели, отличающиеся от его идей, то он ищет среднюю позицию. Если возникают конфликты, старается быть твердым и справедливым, рассуждать честно, стремится поддерживать хороший равномерный темп работы.


Внимание к человеку

(1. 9) (9. 9)  
   
     

тема: методы, приемы, стили управления трудовым коллективом аптеки. методы управления конфликтами в аптеке. - student2.ru

(5. 5)  
   
   
(1. 1) (9. 1)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Внимание к заданию

Рис. 1 "Решетка менеджмента"

«Решетка менеджмента»: характеристика стиля руководства.

(1. 1) - «страх перед бедностью» (минимальное) управление; (1. 9) - «дом отдыха» (либеральный стиль); (9. 1) - «власть-подчинение» (авторитарный стиль);

(5. 5) - «организация» (компромиссное управление); (9. 9) - «команда» демократический стиль.

III. ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Задание 1.

Определите наиболее соответствующий Вашим предпочтениям стиль руководствам с использованием «решетки менеджмента» (рис. 1.)

Алгоритм выполнения задания:

1. Исходя из ваших предпочтений, выскажите мнение о том, как бы вы поступили в каждой из описанных ситуаций, приведенных в таблице 1. Отметьте выбранный вариант ответа крестиком.

2. В графе «Обработка результатов» в строках, соответствующих ситуациям, которые отмечены знаком (*), поставьте единицы (I) там, где есть ответы «редко» или «никогда».

3. В графе «Обработка результатов» в строках, соответствующих ситуациям, которые не отмечены знаком (*), поставьте единицы, где есть ответы «всегда» или «часто».

4. Если ситуации 2, 4-6, 8, 10, 14, 16, 18 отмечены единицами, обведите эти единицы кружками, просуммируйте, сумму отложите на вертикальной оси «Внимание к человеку» (рис. 1).

5. Просуммируйте остальные единицы, сумму отложите на горизонтальной оси

«Внимание к заданию» (рис. 1).

6. Полученную при пересечении точку поставьте на рисунке.

7. Сравните полученное значение с классической «решеткой менеджмента» Блейка— Мутона.

8. Сделайте вывод о предпочтительном для вас стиле руководства (превалирование внимания к человеку или к заданию).

                  Табл. 1  
    Ситуация   Вариант ответа   Обработка  
    Всегда Часто Иногда Редко Никогда результатов  
       
  Я действую как представи-              
    тель коллектива              
  Я предоставляю членам кол-              
    лектива свободу в выполне-              
    нии работы              
  Я поощряю применение              
    унифицированных приемов              
    в работе              
  Я разрешаю подчиненным              
    решать задачи по их              
    усмотрению              
  Я побуждаю членов коллек-              
    тива к большому напряже-              
    нию в работе              
  Я предоставляю подчинен-              
    ным возможность делать              
    работу так, как они считают              
    целесообразным              
  Я поддерживаю высокий              
    темп работы              
  Я направляю помыслы              
    людей на выполнение              
    производственных задач              
  Я лично разрешаю              
    конфликты в коллективе              
* Я неохотно предоставляю              
    подчиненным свободу              
    действий              
* Я решаю сам, что и как              
    должно быть сделано              
  Я уделяю внимание произ-              
    водственным показателям              
  Я распределяю поручения,              
    исходя из производственной              
    целесообразности              
  Я способствую нововведениям в коллективе              
                   
                 

ниям в коллективе

15 * Я тщательно планирую работу коллектива

16 * Я не объясняю подчиненным свои решения

17 * Я стараюсь убедить подчи-ненных в полезности моих действий

18 Я предоставляю подчинен-ным возможность устанав-ливать свой режим работы

Задание 2.

Дайте характеристику каждому из трех стилей руководства, выделяемых с позиции личных качеств руководителя: авторитарному, демократическому, либеральному (табл. 2).

Алгоритм выполнения задания:

1. Вспомните, пользуясь учебником и лекционным материалом характеристику стилей руководства, выделяемых с позиции личных качеств руководителя.

2. Пользуясь 5-ю информационными блоками, содержащими суждения о действиях руководителей, распределите каждое из трех суждений (1, 2, 3) всех 5-ти блоков, соответственно характеристике трех типов руководства: авторитарного, демократического и либерального. Проставьте в таблицу 2 номер суждения (1, 2, 3) в соответствующий блоку столбик (I, II, III, IV, V).

          Таблица 2.
             
      СУЖДЕНИЯ      
ТИП РУКОВОДСТВА     блоки      
  I II III IV   V
Авторитарный            
Демократический            
Либеральный            

Информационные блоки: Суждения о действиях руководителей (пять блоков):

I БЛОК.

1. Централизует руководство, требует, чтобы о всех делах докладывали лично ему.

2. Четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными.

3. В выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать "плывет по течению".

II БЛОК.

1. Чаще обращается к подчиненным с поручениями, советами, просьбами.

2. Всегда приказывает, наставляет, но никогда не обращается с просьбами.

3.Для выполнения какой-либо работы ему приходится уговаривать своих подчиненных.

III БЛОК.

1. Решает только те вопросы, которые сами назревают, не старается заранее предусмотреть их возникновение.

2. Старается решать дела с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

3. Он единолично вырабатывает решения или отметает их.

IV БЛОК.

1. Его любимый лозунг "Давай, давай!"

2. Он, пожалуй, не очень требовательный человек.

3. Он требовательный, но одновременно справедливый.

V БЛОК.

1. Он не может влиять на дисциплину, она определяется другими.

2. Дисциплина выглядит хорошей, так как его боятся.

3. Умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Задание 3.

Оцените деловые и личностные качества руководителя по результатам анкетирования.

Алгоритм выполнения задания:

1. Подсчитайте алгебраическую сумму баллов по всем 21 позициям предложенной анкеты (табл. 3) с учетом знака (+;-).

2. Определите тип оцениваемого руководителя на основании шкалы (табл. 4):

3. Укажите №№ позиций, по которым можно оценить следующие качества и подсчитайте сумму баллов с учетом знака (+;-) по каждой из них (табл. 5).

  Положительные +3 +2 +1 -1 -2 -3 Отрицательные
  качества               качества
1. Производственные дела   +           Печется лишь о
  ставит выше личных               собственном благе
2. Хорошо знает свое дело +             Плохо знает свое дело
3. Умеет быстро принять     +         В сложной обстановке
  решение в сложной               теряется, ошибается
  обстановке                
4. свою работу любит, к     +         Свою работу не любит,
  делу подходит               к делу относится
  заинтересованно               формально
5. Развито чувство нового,     +         Чувство нового
  перспективного,               отсутствует
  прогрессивного                
6. Постоянно работает над       +       Над повышением
  повышением               профессионального
  квалификации,               уровня не работает
  профессионального                
  уровня                
                   

4. Сделайте вывод и дайте краткую характеристику руководителю на основании полученных данных оценки о его деловых и личностных качествах.


7. Активно ищет и       +       Склонен работать по
настойчиво внедряет               старому, консервативен
все новое, передовое                
8. Действует       +       Ждет подсказок,
самостоятельно, имеет               установок "сверху"
собственное мнение                
9. В сложных ситуациях     +         Всегда ищет виновных,
берет всю               снимая ответственность
ответственность мнения               с себя
10. Работает надежно с   +           Работает по принципу
заделом на будущее               "лишь бы с плеч долой"
11. Дисциплинированный   +           Недисциплинированный
12. Нравится руководить     +         Тяготится руководством
людьми                
13. Знает и учитывает +             Взаимоотношениями с
особенности               подчиненными не
взаимоотношений               интересуется
между подчиненными                
14. Замечает и     +         Инициативу
поддерживает               подчиненных подавляет
инициативу других                
15. Легко решает с   +           Это вызывает большие
вышестоящим               трудности
руководством сложные                
вопросы                
16. Всегда вежлив и   +           Часто бывает груб,
доброжелателен с               бестактен с
подчиненными               подчиненными
17. Здоровье хорошее       +       Здоровье слабое
18. Отличается высокой   +           Работоспособность
работоспособностью               низкая
19. Активный,       +       Пассивен
энергичный                
20. Уверенный в себе,     +         Неуверенный в себе,
может пойти на               избегает
разумный риск               альтернативных
                  решений
21. Общительный, с ним     +         Необщительный,
легко и приятно               замкнутый
говорить                

Анкета оценки деловых и личностных качеств руководителя Таблица 3.

Пояснение к анкете для оценки качеств руководителя в баллах:

+3 – отменное качество присуще ему в высокой степени

+2 – отменное качество свойственно ему

+1 – скорее всего это качество ему присуще

0 – трудно сказать свойственно оно ему или нет -1 – ему скорее присуще противоположное качество -2 – противоположное качество весьма заметно

          Таблица 4.  
Сумма баллов 43 - 63 21 - 42 Менее 21 Отрицательная  
сумма  
         
        Непригодный  
Руководитель Сильный Средний Слабый для данной  
        должности  
             

-3 – противоположное отрицательное качество сильно выражено


      Таблица 5.
№ п/п Качества №№ позиции Сумма баллов
1. Компетентность, профессионализм    
2. Организаторские    
3. Специфические личностно-деловые    
4. Коммуникабельность    
5. Морально-этические    

Задание 4.

Определите степень перспективности руководителя отдела маркетинга фармацевтической фирмы, используя данные многосторонней оценки его качеств, проведенной экспертами, генеральным директором, а также данные самооценки

(рис. 2.).

Генеральный директор

тема: методы, приемы, стили управления трудовым коллективом аптеки. методы управления конфликтами в аптеке. - student2.ru

Директор по маркетингу

Рис. 2. Фрагмент структуры управления фармацевтической фирмы.

Алгоритм выполнения задания:

1. Проанализируйте представленные в таблице 6 результаты многосторонней оценки руководителя отдела маркетинга фармацевтической фирмы, выполненной экспертами вышестоящими и равными по его должности, подчиненными, генеральным директором, а также данными самооценки. Таблица 6 составлена на основании следующей информации:

· определение качеств, требуемых от оцениваемых руководителей;

· определение состава экспертов;

· оценка руководителя экспертами, генеральным директором, самооценка по следующей шкале:

Ø 5 - качество проявляется практически постоянно;

Ø 4 - качество проявляется часто;

Ø 3 - количество проявлений и непроявлений качества примерно одинаково;

Ø 2 - качество проявляется редко;

Ø 1 - качество проявляется крайне редко или не проявляется никогда.

Ø Знаком «0» обозначается невозможность оценить качество.


                  Таблица 6.  
   

Наши рекомендации