Понятие гендера как объект исследования в современной социологии.
Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения мы можем найти у Маркса и Дюркгейма, Зиммеля и Парсонса, Хабермаса и Бурдье, Гидденса и Лумана, Гофмана и Гарфинкеля и пр.
Логика марксистской социологии: гендерные отношения, т.е. отношения между полами, это один их аспектовпроизводственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. При этом разделение труда между мужчиной и женщиной рассматривается как первичное, необходимое для существования человеческого рода.
Эмиль Дюркгкейм связывает изменение положения полов с общественным разделением труда и развитием цивилизации. В результате социального развития «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными». В основании диссоциации функций находятся «дополняющие друг друга природные различия».
Парсонс и Бэйлз (поло-ролевого подход): женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина – инструментальную. Экспрессивная роль означает осуществление заботы, эмоциональной работы, поддержание психологического баланса семьи. Эта роль - монополия домашней хозяйки, сфера ответственности женщины. Инструментальная роль заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика, защитника.
И.Гоффман «Гендерная игра»: осуществляется в социальных взаимодействиях, становится «естественным» проявлением сущности (биологического пола) актеров, которая организована социально. Половые различия наделяются социальным смыслом.
Термин «гендерный подход» возникает в социологии в 1970е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Гендерным подход: анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход – представляет собой вариант стратификационного подхода (П.Бурдье), в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.
Важно различать пол и гендер. Пол - совокупность физических, биологических и анатомических различий между мужчиной и женщиной. Гендер затрагивает психологические, социальные и культурные особенности. Пол биологически детерминирован, гендер культурно задан. Гендер связан с ожиданием поведения, которое определяется как мужественной или женственное (прмер: от мальчика чаще ждут хулиганского поведения). Пол и гендер могут не совпадать: пример - женщина на войне воспроизводит мужской гендер, отец-одиночка воспроизводит женский гендер. Гендерные отношения захватывают все аспекты социальной жизни.
Гендер и социализация.Генетик Ричард Левонтин: важно с каким полом был соотнесен ребенок в детстве, т.к. это определяет его характер, желания, стремления, социальную роль. Именно поэтому дети с различными гормональными нарушениями, которые изначально воспитываются в соответствии с одним полом, а потом оказывается, что этот пол другой, имеют значительные сложности в общении и в идентификации себя. Гендер и социализация тесно связаны, мальчиков и девочек в одной семье воспитывают по-разному. Эксперимент: одного и того же ребенка одевали по-разному, если он воспринимался как девочка, его называли милой, хорошенькой; если - как мальчика, то его называли крепышом, давали ему “мальчиковые” игрушки.
Исследование Леоноры Вейтцман гендерных ролей в дошкольных детских книгах: мужских ролей гораздо больше, герои мужского пола чаще участвуют в приключениях, требующих независимости и силы, главные роли в основном мужские; персонажи-девушки часто пассивны, ограничены рамками домашних дел.
Исследования Джун Стетем(брит) о несекстистском воспитании: социализация пола укоренилась очень глубоко, попытки что-либо изменить неэффективны. Пример: мама читает ребенку книгу, поменяв героев мальчиков и девочек ролями. Мальчик сказал, что мама любит только девочек, т.к. получилось, что девочки упоминались больше. также в магазинах игрушек есть разделение на военные игрушки для мальчиков и кукол для девочек, что определяет гендерные практики.
Гендер и образование. Исследования Фаррингтонской научной школы (амер): несмотря на то. что девочки и мальчики в основном учатся вместе, всеже есть различия в образовательных программах: у девочек уроки домоводства, у мальчиков технические уроки труда.
Гендер и религия, исследования Элизабет Стентон(амер): христианство - мужская религия, Бог воспринимается в мужском обличии, в основном все действующие персонажи - мужчины (апостолы, ученики, Моисей, Иоан Креститель и т.д.). Но с точки зрения Библии, Бог создал мужчину и женщину равными существами, все люди были созданы по образу и подобию Бога, и нет оснований предполагать, что Бог - мужчина. Отсутствие женщин мы видим и в церковной иерархии, где женщины в основном - монашки.
Гендерные исследования в России:Российская социология в настоящее время находится в стадии включения гендерного подхода в теорию, методологию и в область эмпирических исследований на опыте Смелзера и Гидденса. Елена Здравомыслова – изучение домохозяек, роль домохозяйки угнетает женщину. Изменение положения дел с домашней работой будет невозможно без коренных изменений в экономике и организации общества вообще, поскольку существующая социальная ситуация практически отождествляет само понятие “женщина” с ролью домохозяйки. Если в других странах женщина домохозяйка воспринимается нормально, то в России она воспринимается как иждивенка.