Понятие социологии как науки, ее объект, предмет и методы исследования

Понятие социологии как науки, ее объект, предмет и методы исследования

Социология – это наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом. Социология - это наука о поведении масс людей и закономерностях этого поведения.

Социология как наука воспринимается далеко не всеми представителями научного сообщества. Споры о том, считается ли социология наукой в строгом понимании этого термина или нет, не прекращаются до сих пор. Точные науки ищут и разрабатывают теории, на основе которых формируются научные гипотезы, которые можно проверить, главным образом, с помощью эксперимента, который можно проводить неоднократное число раз и получать результаты в числовых данных. В рамках концепции позитивизма, в социологии любая теория также соотносится с эмпирическими данными и сторонники позитивизма утверждают, что благодаря этому социология должна считаться наукой. При этом даже социологи, придерживающиеся позитивистской концепции, признают, что трудно проводить эксперименты с социальными объектами и получать схожие данные при повторных экспериментах.

Объектом исследования в социологии выступают люди, которых опрашивает социолог, реальные явления и процессы, изучаемые организации и предприятия. Предмет социологии определяет ту сторону, тот ракурс, с которого социолог изучает людей или социальные явления.

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

§ опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

§ наблюдение;

§ анализ документов;

§ контент-анализ;

§ эксперимент;

§ социологический тест;

§ социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

§ Общенаучные (например, математические методы)

§ Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

§ Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)

§ Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

§ Методы сбора

§ Методы обработки

§ Методы анализа

Задачи и функции социологии

Основные задачи:

изучение реальных фактов, составляющих социальную основу управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия люде; типологизация – выявление обобщающих характеристик, из огромного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные; выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом; объяснение, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах; прогнозирование наиболее вероятных направлений развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования; формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Функции социологии управления:

Познавательная функция. Ее основная цель – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем. Оценочная функция. Суть состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе организация системы управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей. Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование. Образовательная функция: на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления.




Эмпирическая социология

Эмпирическая социология - одно из ведущих направлений в совр. буржуазной социология, к-рое гл. в социологических исследованиях видит в описании отдельных частных сторон жизни об-ва. Широкое распространение получила в период и особенно после второй мировой войны гл. обр. в США (Э. Ландберг, С. К. Додд, Мэйо и др.). Изучение отдельных социальных явлений путем конкретных социологических исследований имеет серьезное научное значение, если только оно опирается на научную теорию, рассматривающую об-во как единое закономерно развивающееся целое. Но представители Э. с. отвергают объективные законы развития об-ва, отказываются проникнуть в сущность социальных явлений и нередко рассматривают об-во как механическое соединение разрозненных социальных явлений, ограничиваясь их простым описанием и подсчетом, исследованием соотношений между различными факторами. Методика Э. с. состоит в использовании анкет, интервью, статистических материалов, математического аппарата (напр., теории множеств, теории игр). Но все эти методы применяются без надежной методологической основы - научной теории общественного процесса в целом. Для Э. с. характерна крайняя дифференциация социальных исследований, что привело к образованию различных оторванных друг от друга отраслей (социология города, социология села, социология семьи, индустриальная социология, социология алкоголизма, социология рекламы, социология массовых коммуникаций и т. д.). Исследования Э. с. зачастую используются корпорациями, правительственными и военными кругами в целях маскировки и усиления эксплуатации, увеличения прибыли, подготовки к войне. Ощущая кризис Э. с., ряд буржуазных социологов пытаются выйти за ее узкие рамки, подчас даже обращаясь к отдельным сторонам методологии Маркса, предпринимают попытки разработать цельные социологические теории, с тем чтобы дать ответ на актуальные вопросы современности и противостоять историческому материализму. Однако эти попытки оказываются безуспешными.

Структура и функции семьи.

Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

§ репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;

§ воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

§ хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

§ экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

§ функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

§ духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

§ социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

§ досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

§ эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

Метод снежного кома

Стихийная выборка

Выборка типичных случаев

Требования к анкете и правила ее составления.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем: 1принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

2 принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа.

3 принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

4 принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам".

5 принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".
Виды вопросов (индикаторов):

Открытые вопросы --- вопросы без вариантов ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных.

Закрытые вопросы --- вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ.

Этап обработки подразделяется на несколько стадий:

1) редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации.

2) кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных.

3) статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

4) интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом.

Понятие социологии как науки, ее объект, предмет и методы исследования

Социология – это наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом. Социология - это наука о поведении масс людей и закономерностях этого поведения.

Социология как наука воспринимается далеко не всеми представителями научного сообщества. Споры о том, считается ли социология наукой в строгом понимании этого термина или нет, не прекращаются до сих пор. Точные науки ищут и разрабатывают теории, на основе которых формируются научные гипотезы, которые можно проверить, главным образом, с помощью эксперимента, который можно проводить неоднократное число раз и получать результаты в числовых данных. В рамках концепции позитивизма, в социологии любая теория также соотносится с эмпирическими данными и сторонники позитивизма утверждают, что благодаря этому социология должна считаться наукой. При этом даже социологи, придерживающиеся позитивистской концепции, признают, что трудно проводить эксперименты с социальными объектами и получать схожие данные при повторных экспериментах.

Объектом исследования в социологии выступают люди, которых опрашивает социолог, реальные явления и процессы, изучаемые организации и предприятия. Предмет социологии определяет ту сторону, тот ракурс, с которого социолог изучает людей или социальные явления.

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

§ опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

§ наблюдение;

§ анализ документов;

§ контент-анализ;

§ эксперимент;

§ социологический тест;

§ социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

§ Общенаучные (например, математические методы)

§ Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

§ Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)

§ Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

§ Методы сбора

§ Методы обработки

§ Методы анализа

Задачи и функции социологии

Основные задачи:

изучение реальных фактов, составляющих социальную основу управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия люде; типологизация – выявление обобщающих характеристик, из огромного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные; выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом; объяснение, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах; прогнозирование наиболее вероятных направлений развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования; формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Функции социологии управления:

Познавательная функция. Ее основная цель – изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем. Оценочная функция. Суть состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе организация системы управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей. Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование. Образовательная функция: на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления.


Наши рекомендации