Часть I. Теория и методология исследования идеологий
3зач.ед.; ак.ч. всего 108, в т.ч.: 16 лекций, 38практич.
ПреподавательПоцелуев Сергей Петрович
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Курс 1. Семестр 1. Направление подготовки Философия
№ | Количество баллов за одно контрольное мероприятие | Текущий контроль | Рубежный контроль | ||
Модуль 1. Классические подходы к изучению политических идеологий | |||||
1. | Ответ на семинарском занятии | 1-5 | - | ||
2. | Дополнение к ответу на семинарском занятии | 1-3 | |||
3. | Коллоквиум | 1-15 | - | ||
4. | Эссе | 1-10 | - | ||
5. | Бонусные баллы* | 1-5 | - | ||
Модуль 2. Современные подходы к исследованию политических идеологий | |||||
1. | Ответ на семинарском занятии | 1-5 | - | ||
2. | Дополнение к ответу на семинарском занятии | 1-3 | |||
3. | Деловая игра | 1-25 | - | ||
4. | Бонусные баллы* | 1-5 | |||
Всего | |||||
* | Бонусные баллы | до 10 баллов за 2 модуля | Выполнение индивидуальных заданий на «отлично» - 3; активное участие в групповой проектной работе - 3; участие в неделе академической активности - 3; активность в ходе изучения дисциплины – 1. | ||
Промежуточная аттестация в форме зачёта |
Преподаватель ___________________ / Поцелуев С.П. /
подпись расшифровка подписи
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Политические идеологии, партии и движения».
Часть II. Морфология политических идеологий
3зач.ед.; ак.ч. всего 108, в т.ч.: 16 лекций, 38практич.
ПреподавательКонстантинов Михаил Сергеевич
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Курс 1. Семестр 2. Направление подготовки Философия
№ | Количество баллов за одно контрольное мероприятие | Текущий контроль | Рубежный контроль | ||
Модуль 1. Классические политические идеологии | |||||
1. | Ответ на семинарском занятии | 1-5 | - | ||
2. | Дополнение к ответу на семинарском занятии | 1-3 | |||
3. | Коллоквиум | 1-15 | - | ||
4. | Эссе | 1-10 | - | ||
5. | Бонусные баллы* | 1-5 | - | ||
Модуль 2. Страноведческие аспекты идеологий в деятельности современных партий и движений. | |||||
1. | Ответ на семинарском занятии | 1-5 | - | ||
2. | Дополнение к ответу на семинарском занятии | 1-3 | |||
3. | Деловая игра | 1-25 | - | ||
4. | Бонусные баллы* | 1-5 | |||
Всего | |||||
* | Бонусные баллы | до 10 баллов за 2 модуля | Выполнение индивидуальных заданий на «отлично» - 3; активное участие в групповой проектной работе - 3; участие в неделе академической активности - 3; активность в ходе изучения дисциплины – 1. | ||
Промежуточная аттестация в форме зачёта |
Преподаватель ___________________ / Константинов М.С. /
подпись расшифровка подписи
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Политические идеологии, партии и движения».
Часть III. Программатика политических идеологий
3зач.ед.; ак.ч. всего 108, в т.ч.: 16 лекций, 38практич.
ПреподавательПупыкин Роман Александрович
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Курс 2. Семестр 3. Направление подготовки Философия
№ | Количество баллов за одно контрольное мероприятие | Текущий контроль | Рубежный контроль | ||
Модуль 1. Политические партии и движения идеологически-ориентированного направления | |||||
1. | Ответ на семинарском занятии | 1-5 | - | ||
2. | Дополнение к ответу на семинарском занятии | 1-3 | |||
3. | Эссе | 1-10 | - | ||
4. | Реферат | 1-5 | - | ||
5. | Бонусные баллы* | 1-5 | - | ||
Модуль 2. Программатика современных политических идеологий XX–XXI вв. | |||||
1. | Ответ на семинарском занятии | 1-5 | - | ||
2. | Дополнение к ответу на семинарском занятии | 1-3 | |||
3. | Коллоквиум | 1-15 | - | ||
4. | Бонусные баллы* | 1-5 | |||
Всего | |||||
* | Бонусные баллы | до 10 баллов за 2 модуля | Выполнение индивидуальных заданий на «отлично» - 3; активное участие в групповой проектной работе - 3; участие в неделе академической активности - 3; активность в ходе изучения дисциплины – 1. | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 40 баллов | 1 часть: письменное задание – до 20 баллов; 2 часть: устный ответ – до 20 баллов; |
Преподаватель ___________________ / Пупыкин Р.А. /
Подпись расшифровка подписи
Приложение
к рабочей программе
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
_______________ /Поцелуев С.П./
«_____»______________20_ г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Политические идеологии, партии и движения
Направление подготовки
47.04.01. Философия
Уровень образования
бакалавриат
Фонд оценочных средств разработан | Поцелуев С.П., Константинов М.С., Пупыкин Р.А. |
Рекомендован к утверждению на заседании кафедры | |
кафедры теоретической и прикладной политологии | |
протокол заседания от _______________№_____________ Зав. кафедрой________________ /Пупыкин Р.А./ |
Ростов-на-Дону - 2016
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ
Политические идеологии, партии и движения
Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК-2-готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; | Знания: социальных, политико-идеологических и этических принципов современных обществ |
Умения: применять знания социальных, политико-идеологических и этических принципов современных обществ в процессе принятия решений | |
Навыки: принятия решений в сложных, нестандартных ситуациях, основываясь на знании социальных, политико-идеологических и этических принципов современных обществ | |
ПК-8 -готовность к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений; | Знания: углубленные знания теоретико-методологических подходов к исследованию политических идеологий, базовых идеологий ценностей и понятий, а также их реализацию на программно-политическом уровне. |
Умения: применять теоретические принципы и методологические приёмы в исследовании идеологического спектра и прогнозирования развития отдельных идеологий; разрабатывать идеологические конструкты и реализовывать их на программно-политическом уровне; использовать полученные знания и навыки в анализе идеологической базы политических партий и движений. | |
Навыки: организации эмпирического и прикладного исследования различных проблем развития реальных политических идеологий; анализа идеологического спектра и отдельных идеологий; разработки идеологических конструктов; аргументированного оспаривания идеологических ценностей и понятий. |
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Политические идеологии, партии и движения
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины* | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства** |
Часть I. Теория и методология исследования идеологий | |||
Политическая идеология как объект исследования: основные подходы и интерпретации | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Структура, уровни и функции идеологии. Идеологический спектр | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Марксистская модель: идеология как «ложное сознание» и средство борьбы за гегемонию | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Идеология как «ложное сознание» в трактовке К. Маркса и Ф. Энгельса | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Идеология в контексте борьбы за гегемонию (А. Грамши) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Критика идеологии Франкфуртской школой (Т. Адорно, Г. Маркузе) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Структурализм Л. Альтюссера и дискурсивная концепция идеологии | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Модель К. Маннхейма: оппозиция идеологии и утопии | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Психологическая модель идеологии (З. Фрейд, В. Парето) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Бихевиористский подход к идеологии | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
«Эндизм»: концепции «конца идеологии» (Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Семиотический подход: идеология как символическая система (К. Гирц) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Современный критический анализ идеологии (Ю. Хабермас) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Постструктуралистские концепции идеологии (К. Лефор, Э. Лакло, Ш. Муфф) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Когнитивно-концептуальные трактовки идеологии в работах Дж.Б. Томпсона и М. Фридена | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Методы контент- и дискурс-анализа в исследованиях идеологии (Г. Кресс, Дж. Балкин, Т.А. ван Дейк) | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Часть II. Морфология политических идеологий | |||
Классический либерализм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Классический консерватизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Классический социализм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Классический марксизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Классический анархизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Классический феминизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Современный либерализм и его критики: либертарианство и коммунитаризм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Современные версии консерватизма | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Национализм и националистические движения | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Праворадикальные идеологии и движения XX–XXI вв. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Современный социализм и неомарксизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Современный феминизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Современный анархизм | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Экологизм и движения за окружающую среду | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Часть III. Программатика политических идеологий | |||
Либерализм в политических системах. Течения. Первые движения и современные политические партии | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Консерватизм как основа для партийной идеологии. От классических до современных представительств | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Социалисты, Социал-демократы и Коммунисты как классические представители левого политического спектра | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Национализм и националистические движения. Генезис, место и положение в контексте современной мировой проблематики. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Анархизм как общественно-политическое движение. Место в политической истории и современное анархистское движение | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Представленность идеологии феминизма в общественно-политическом и партийном спектре | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Экологизм и энвайроментализм как политическая доктрина или идеология. Представленность в политическом спектре. Современное положение и перспективы. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Политический радикализм как идеология. Виды. Причины возникновения. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Программатика политических идеологий в контексте цивилизационного подхода. Главные отличия становления и развития | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
История политических партий и идеологических течений европейских стран. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Особенности партий и движений в США. Место идеологий в политической системе США | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Положение и место идеологий в странах Латинской Америки. Специфика латино-американских политических партий и движений. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Особенности различных идеологий и партийных систем в странах Азии | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Место идеологий и особенности партийно-идеологического формирования в России. | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре | |
Идеологические векторы в программатике современных российских партий | ОК-2, ПК-8 | Чтение первоисточников, конспектирование, выступление с докладом на семинаре |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Подготовка к семинару
по дисциплинеПолитические идеологии, партии и движения
Согласно плану, по каждому вопросу практических занятий студенты готовят научные доклады, сообщения. В научном докладе по вопросу должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое и практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента. По каждому вопросу предусмотрено выступление нескольких студентов. Первый выступающий представляет научный доклад по обсуждаемому вопросу, остальные выступающие играют роль научных оппонентов, задача которых состоит в критике интерпретации вопроса, представленной в научном докладе первого выступающего.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.
Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной, учебной и учебно-методической литературой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.
Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.
Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также библиографическим перечнем литературы.
Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.
В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).
Критерии оценки:
Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Презентация научного сообщения / доклада по вопросу практического занятия | Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл) | В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий |
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл) | В докладе должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое и практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента | |
Качество раскрытия темы доклада (начисляется 1-2 балла) | Доклад должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины | |
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл) | Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции | |
Использование средств визуализации (начисляется 1 балл) | Демонстрация мультимедийной презентации, фото- и видеоматериалов, архивных документов, их копий, предоставление раздаточного материала |
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Подготовка рефератов
по дисциплинеПолитические идеологии, партии и движения
В ходе освоения учебного модуля предусмотрено выполнение реферата по любой теме первого модуля.
Методические указания по выполнению реферата:
В рамках подготовки реферата студенты собирают материал по теме, анализируют его в контексте современных теоретико-методологических подходов. При подготовке реферата должно быть использовано не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий. В реферате должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое и практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента. Реферат должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины.
Критерии оценки:
Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
Реферат | Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл для дневного и 3 балла для заочного отделения) | В ходе подготовки реферата должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий |
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл для дневного и 3 балла для заочного отделения) | В реферате должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое и практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента | |
Качество раскрытия темы реферата (начисляется 1-2 балла для дневного и 3-6 баллов для заочного отделения) | Реферат должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины | |
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл для дневного и 3 балла для заочного отделения) | Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции |
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Темы эссе
по дисциплинеПолитические идеологии, партии и движения
1. Идеология и политика: механизмы взаимосвязи.
2. Может ли идеология быть «научной»?
3. Идеология как ложное сознание: аргументы «за» и «против».
4. «Новые идеологии»: новизна и заимствования.
5. Соотношение равенства и свободы в идеологии либерализма.
6. Соотношение равенства и свободы в идеологии социализма.
7. Взаимодействие капитализма и идей равенства прав человека.
8. Конфликт индивидуальной свободы и широкой социальной политики.
9. Между традициями и реформами: консервативный баланс.
10. Консерватизм как «философия несовершенства».
11. Неоконсерватизм: влияние радикальных и либеральных идей.
12. Консерватизм: взаимоотношения свободы и порядка.
13. Социальная справедливость как базовая категория социалистической идеологии.
14. Социалистический коллективизм как оппонент либерального индивидуализма.
15. Социал-демократия как идеологический компромисс.
16. «Третий путь»: между капитализмом и социализмом?
17. Соотношение нации и государства.
18. Национализм и расизм: общее и особенное.
19. Национализм в условиях глобализации.
20. Национализм и патриотизм: общее и особенное.
21. Анархизм и марксизм: общее и особенное.
22. Влияние анархизма на антиглобализм.
23. Нацизм и марксизм-ленинизм: общее и особенное.
24. Феминизм как новая идеология.
25. Возможен ли феминистский социализм?
26. Взаимодействие экологизма с другими идеологиями.
27. Взаимодействие фундаментализма и модернизации.
28. Взаимодействие фундаменталистского и цивилизационного компонентов.
29. Взаимодействие фундаментализма и национализма.
30. Сущность и характерные черты идеологии и политики американского неоконсерватизма.
31. Сущность и характерные черты идеологии и политики английского консерватизма.
32. Сущность и характерные черты идеологии и политики германской христианской демократии.
33. Характерные черты идеологии и политики английских лейбористов.
34. Характерные черты идеологии и политики немецкой социал-демократии.
35. Характерные черты идеологии и политики французских социалистов.
36. Проблема идеологического спектра в России.
37. Российское либеральное наследие.
38. Проблема преемственности в российском консерватизме.
39. Особенности современного российского национализма.
40. Современный российский либерализм.
41. КПРФ и идеология марксизма.
42. Современные либеральные политические партии.
43. Консерватизм как основа для партийной идеологии.
44. Националистическое движение в контексте современной мировой проблематики.
45. Неклассический национализм в современной мировой политике.
46. Программатика современного анархистского движения.
47. Идеология феминизма: проблема представительства женщин в общественно-политическом спектре.
48. Идеология феминизма в современной России.
49. Перспективы современногоэкологизма и энвайроментализма.
50. Партии «зеленых» в европейских странах и США.
51. Современный радикализм и религиозный экстремизм: идеологическое обоснование.
52. Цивилизационный подход к изучению программатики политических идеологий.
53. Политический спектр партий и его трансформация в постсоциалистических странах восточной Европы.
54. Современные ультраправые партии в Западной Европе.
55. Национальная политика США в условиях трансформации либеральной идеологии.
56. Особенности партий и движений в США.
57. Общенациональные идеологии и партийные системы в странах Азии.
58. Левый экстремизм в Латинской Америке на современном этапе общественного развития.
59. Специфика латиноамериканских политических партий и движений.
60. Феномен идеологии в современной России.
61. Идеологические векторы в программатике современных российских партий.
Методические указания по написанию эссе:
Эссе — небольшая по объему самостоятельная письменная работа. Его целью является развитие навыков самостоятельного творческого мышления студента и его умений письменного изложения собственных мыслей. Поэтому обычно в числе базовых требований, предъявляемых к эссе[3], называют: самостоятельность выполнения, аргументированность положений и выводов, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). В структуре эссе выделяются: чёткая формулировка поставленной во введении проблемы, самостоятельно проведённый её анализ в основной части с использованием концепций и аналитического инструментария политологии, а также выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Рекомендуемый объём эссе — 10 тыс. авторских знаков (с пробелами).
Критерии оценки:
Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежного контроля, составляет 25 баллов, которые распределяются следующим образом:
- от 1 до 3 баллов — за правильность оформления работы (см. приложение), корректность использования и оформления цитат, соблюдение орфографических, лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского языка;
- от 1 до 5 баллов — за знание и понимание теоретического материала, умение чётко и полно определить рассматриваемые понятия, привести соответствующие примеры и самостоятельно проанализировать их, строгое следование теме эссе;
- от 1 до 7 баллов — за ясность и чёткость изложения, соблюдение системной последовательности, логики структурирования доказательств и аргументации;
- от 1 до 10 баллов — за грамотное использование аналитических категорий, умелое применение приёмов сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, способность привести и объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к взвешенному заключению, использование большого количества различных источников информации и обоснованную её интерпретацию, личную оценку рассматриваемой проблемы.
При подготовке эссе следует просмотреть конспекты лекционных и практических занятий, ознакомиться с первоисточниками и комментирующей литературой; возможно привлечение релевантных Интернет-ресурсов.
Составители ________________________ Поцелуев С.П.,
________________________ Константинов М.С.,
________________________ Пупыкин Р.А.
«____»__________________20 г.
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт философии и социально-политических наук
Кафедра теоретической и прикладной политологии
Коллоквиум
по дисциплине «Политические идеологии, партии и движения»