Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

общеуниверситетских дисциплин

д-р филос. наук, доцент С. Б. Куликов

________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Форма обучения очная

1. Место учебной дисциплины в структуреобразовательной программы

Дисциплина «История» входит в базовую часть ООП бакалавриата Блока 1 и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Программа курса предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен владеть базовыми представлениями об основах истории, понимать причинно-следственные связи развития российского общества; иметь научное представление об основных этапах в истории развития Российского государства; знать основные события отечественной истории, даты и имена исторических деятелей и их роль в развитии общества; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

Наибольшее вниманиеуделяется вопросам формирования российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства.

Вторым смысловым стержнем курса является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории.

Третий важнейший компонент –изучение процесса формирования культурных особенностей России в их единстве и многообразии.

Содержание курса распределяется между лекционным курсом и самостоятельной работой обучающихся.

Изучение дисциплины «История» предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как философия, психология, социология, правоведение, политология, экономика, культурология.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

Цель дисциплины – формирование общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Торговое дело 38.03.06 Обладать способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-2);

ЗНАТЬ: главные этапы и закономерности исторического развития России, место и роль России в мировой историческом процессе с древнейших времен до настоящего времени.

УМЕТЬ: анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды для формирования гражданской позиции, применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, осмыслить знания и закономерности исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать знания истории в профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ: методами исторических и культурологических исследований, приёмами и методами анализа проблем общества; шкалой ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.

3. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.

Предмет, задачи курса. История и феномен прошлого. Научный метод и методология истории. Концептуальные подходы в изучении истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

Тема 9. Формирование авторитарного режима власти и социально-экономическое развитие в 1920 – 1930-е годы.

Курс на строительство социализма «в одной отдельно взятой стране» и его последствия, социально-экономические преобразования в 1920–1930-е гг., НЭП, политика индустриализации и коллективизации и ее последствия. Формирование режима личной власти Сталина, сопротивление сталинизму.

Противоречивость советской внешней политики в 1920 – 1930-е годы.

Очная форма обучения (2015)

Лабораторный практикум

Не предусмотрен

5. Перечень учебно-методического обеспечения по дисциплине

5.1. Основная литература по дисциплине:

1. История России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : ЮНИТИДАНА, 2012. – 686 с. Режим доступа: http://ibooks.ru;

2. Фортунатов В. В. История : Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб. : Питер, 2015. – 464 с. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=344621;

3. Отечественная история: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Матюхин, Ю. А. Давыдова, А.И. Ушакова, Р. Е. Азизбаева / Под ред. А. В. Матюхина. М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 336 с. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=334905.

5.2. Дополнительная литература:

1. Асташин, В. В. История международных отношений и внешней политики России : Учебное пособие для вузов / В. В. Асташин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 382 с.

  1. Земцов Б. Н., Шубин А. В., Данилевский И. Н. История России. – СПб : Питер, 2013. – 416 с. (Для студентов технических вузов). Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=334064.

3. История и культура Отечества : Учебное пособие для вузов / [В. В. Гуляева, Л. Р. Горланов, А. Ф. Батраков и др.] ; под ред. В. В. Гуляевой. – М. : Академический проект [и др.], 2007. – 749 с.

4. История Отечества в таблицах и схемах / И. Н. Кузнецов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 187 с.

5. История России (XX – начало XXI века) : Учебник для бакалавров / Д. О. Чураков [и др.] ; Московский педагогический государственный университет (МПГУ) [и др.] ; под ред. Д. О. Чуракова ; С. А. Саркисяна. – Москва : Юрайт, 2014. – 336 с.

6. История России : IX–XXI века : От Рюрика до Путина : Учебное пособие для вузов / [редкол. : А. В. Венков и др. ; отв. ред. Я. А. Перехов]. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : МарТ, 2003. – 670 с.

7. История России : Учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.] ; Московский государственный университет (МГУ). – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2012. – 527 с.

8. История России : Учебное пособие для самостоятельной работы / В. И. Калинов, А. В. Квакин, Н. А. Квашонкин [и др.] ; отв. ред. Л. И. Семенникова. – М. : Университет, 2000. – 400 с.

9. История России в лицах : с древности до наших дней : Биограф. словарь / РАЕН и др. ; [О. М. Рапов, Л. Н. Вдовина, Ю. Я. Терещенко, В. В. Каргалов ; Под общ.ред. В. В. Каргалова]. – М. : Русское слово, 1997. – 543с.

10. История России с древнейших времен до наших дней : Учебник для вузов / [А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков] ; под ред. А. Н. Cахарова. – Москва : Проспект, 2014. – 766 с.

5.3.Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

Электронные ресурсы:

1. http://ibooks.ru – Электронно-библиотечная система «ibooks.ru»;

2. http://www.knigafund.ru – Электронно-библиотечная система «Книгафонд»;

3. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html –Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова;

4. http://www.hrono.ru – Хронос. Всемирная история в интернете;

5. http://istrorijarossii.narod.ru – История нашей страны;

6. http://militera.lib.ru – Военная литература.

6. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Научная библиотека ТГПУ; видеоматериалы специализированной мультимедийной аудитории № 335 учебного корпуса № 1, компоненты учебно-методического комплекса дисциплины, историко-географические карты.

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе самостоятельной работы, осуществляемой как в рамках аудиторных занятий (лекционных и факультативных), так и в ходе внеаудиторной работы, обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

· анализ и осмысление представленных различных подходов и точек зрения на изучаемые проблемы;

· работа с раздаточным или презентационным материалом и интерактивной доской (выполнение заданий);

· формулирование собственных оценочных суждений на основе сопоставления фактов и их интерпретацией для последующего выступления в ходе дискуссий;

· рецензирование обучающимися работ друг друга, оппонирование рефератов; экспертные оценки групп обучающихся совместно с преподавателем.

Результатом активной работы на лекциях являются выполненные конспекты учебной информации, составляющей содержание изучаемой дисциплины, а также выполненные в часы самостоятельной работы после лекции рефераты и другие задания.

Самостоятельная работа обучающихся – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Целью самостоятельной работы обучающихся является:

· освоение в полном объёме основной образовательной программы;

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа обучающихся делится на два вида:

· аудиторную;

· внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа обучающихся проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их обучающимися под методическим и организационным руководством преподавателя.

Виды аудиторной самостоятельной работы:

1. Аудитория следит за планом чтения лекции, прорабатывается конспект лекции, затем материал дополняется конспектом рекомендованной литературой.

2. Во время аудиторных занятий организуется работа со справочной, методической и научной литературой и защита обучающимися выполненных работ;

3. Самостоятельная отработка тем с использованием аудио и видеоматериалов.

4. Коллективное обсуждение докладов, рефератов на специально отведённом для этой цели занятии.

5. Тестирование и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней обучающегося, овладение ими фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по дисциплине, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

1. Для овладения знаниями:

· чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста;

· работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;

· учебно-исследовательская работа;

· использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

2. Для закрепления и систематизации знаний:

· работа с конспектом лекции;

· работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов;

· составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы;

· аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

· подготовка тезисов сообщений к выступлению на аудиторных занятиях, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии и др.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на лекциях и обобщающих занятиях, тестирование, контрольные работы, рефераты, доклады, сообщения и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

· уровень освоения учебного материала,

умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

· оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

8 .Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине[*]

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело

Составители рабочей программы учебной дисциплины:

д. ист. н., проф. М. П. Войтеховская

к. ист. н., доц. Т. И. Дунбинская

к. ист. н., доц. Л. И. Снегирева

к. ист. н., доц. С. А. Кочурина

доц. Т. А. Сафонова

доц. А. В. Сергеев

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологииФОД

Зав. кафедрой

отечественной истории

и культурологии __________________________ д. ист.н., проф. М. П. Войтеховская

Программа учебной дисциплины одобрена на заседании учебно-методической комиссией ФОД

Протокол № 6 от 26 мая 2016 г.

Председатель

учебно-методической

комиссии ФОД____________________________к. ист. н., доц. Д. М. Матвеев

[*]Представлен в виде отдельного документа (приложение к рабочей программе)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

общеуниверситетских дисциплин

д-р филос. наук, доцент С. Б. Куликов

________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Форма обучения очная

1. Место учебной дисциплины в структуреобразовательной программы

Дисциплина «История» входит в базовую часть ООП бакалавриата Блока 1 и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Программа курса предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен владеть базовыми представлениями об основах истории, понимать причинно-следственные связи развития российского общества; иметь научное представление об основных этапах в истории развития Российского государства; знать основные события отечественной истории, даты и имена исторических деятелей и их роль в развитии общества; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

Наибольшее вниманиеуделяется вопросам формирования российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства.

Вторым смысловым стержнем курса является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории.

Третий важнейший компонент –изучение процесса формирования культурных особенностей России в их единстве и многообразии.

Содержание курса распределяется между лекционным курсом и самостоятельной работой обучающихся.

Изучение дисциплины «История» предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как философия, психология, социология, правоведение, политология, экономика, культурология.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

Цель дисциплины – формирование общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Торговое дело 38.03.06 Обладать способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-2);

ЗНАТЬ: главные этапы и закономерности исторического развития России, место и роль России в мировой историческом процессе с древнейших времен до настоящего времени.

УМЕТЬ: анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды для формирования гражданской позиции, применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, осмыслить знания и закономерности исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать знания истории в профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ: методами исторических и культурологических исследований, приёмами и методами анализа проблем общества; шкалой ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме.

3. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.

Предмет, задачи курса. История и феномен прошлого. Научный метод и методология истории. Концептуальные подходы в изучении истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

Наши рекомендации