Структурализм и постструктурализм как методологии социальных наук.

Структурализм – это применение структурного анализа к социологическим явлениям, главным образом к явлениям культуры. Наибольшее распространение получил в работах франц структуралистов: К. Леви- Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева и др. Они исследовали социо-культурные аспекты (психологические, эстетические, правовые) как целостные структуры, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики: соц структуры рассматриваются как совокупности знаковых систем.

Ведущими принципами структурного анализа соц явлений служат законы структурной лингвистики, которая была разработана в 20х гг 20 века. Важнейшей из знаковых систем, согласно структурализму, является язык.

В 50х гг Р. Барт ввел понятие «письмо» (словестности), прослеживая его роль как исходной «клетки», отправной точки функционирования художественной, публицистической, научной литературы. Язык для структуралистов- основная сфера проявления социальности, показатель коллективного воображения, восприятия, сознания… Язык как обмен инфо является самым ранним и основополагающим фактором становления общества, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры (Леви- Стросс).

«Дискуссия» (или речь) – это вся совокупность социального знания и поведения в каждую данную эпоху (М. Фуко).

Положительной стороной структурализма является стремление научно объяснить взаимосвязи социо-культурных образований как знаковых систем, вскрыть некоторые, не зависящие от человеческого сознания механизмы соц действия.

Об ограничеггости структурализма как социологического метода свидетельствует сведение всего многообразия мира к формализованным знаковым системам. Представители структурализма не только подверглись критике разных философов и социологов, но и пришли к осознанию внутренней противоречивости метода.

Постструктурализм –концепция, которой отвергается идея о наличии у соц мира какой-либо основополагающей логики или структур. Существует лишь поверхностный, внешний мир, лишенной каких-либо глубинных связей. Поэтому предметом социологии должен быть мир, каким он переживается на практике, а не гипотетически базовые страты.

№ 58. Понятие социального движения.

Социологи 19в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений, т.е. социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Но, современные социологи считают, что социальные движенияпредставляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Тернер определяет социальное движениекак'' совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе''.

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны общества, его деятельность в виде социального движения заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальное движениеможет включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и сочувствующих им.

В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Г. Блумер считает, что "социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования».

Наши рекомендации