Особенности применения проективных методов.

Эти методы получили своё название связи с тем, что они позволяют спроецировать своё ожидание , страхи и прочие модели поведения на некую модель. Они пришли из психологии. Их появление связано с тем, что количественный подход не позволяет ответить на вопрос «Почему…?» Психологи считают, что вокруг каждой личности есть барьер, но считается, что его можно преодолеть, если извне человеку посылается некая подсказка, сигнал в виде проекции. Методы проектирования: Ассоциация (говорить всё, что приходит в голову о предмете исследования, важны только самые последние ассоциации)(основные коды – дом, растения, животные, вид транспорта и т.д.), метод «Неоконченных предложений», комментарии рисунков, рассказ «О себе», список покупок, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы, беседа с опорой на творческое воображение.

Они полезны в том случае, когда нужно обойти защитный барьер, усыпить бдительность респондента ии когда он хочет что-то скрыть. Прочие методы: контент-анализ бытийных, избитых тем, выбор из нескольких образцов, ассоциация человека с геометрич. Фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, зигзаг)

Билет 27

№27 Социологический функционализм и его систематизация Р. Мертоном.

термин "Функционализм" появился только в 20 веке, корни от: О.Конту, Г.Спенсеру, Э.Дюркгейму. Дело в том, что функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии как самостоятельной науки. Он рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных частей, которые взаимодействуют друг с другом и поддерживают существование всей системы в целом.

Р. Мертон считает, что функционализм является основным способом мышления для социологии как науки, ключевой формой теоретических суждений об обществе.

Для анализа социальных явлений Мертон применяет прежде всего принцип "теории среднего уровня". Определение ТСУ Мертон формулирует так: "Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, рабочими гипотезами, возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию".

Локализация ТСУ, разработанная Мертоном, обладает целым рядом привлекательных свойств.

1. Возможность сохранить "научность".

2. Тесная связь с человеческой реальностью.

3. Смысловая и понятийная наглядность ТСУ.

К числу ТСУ Мертон относил теории "референтных групп", "социальных ролей" и т.д. А социология - это социальная наука, оперирующая теориями среднего радиуса охвата.

Разрабатывая теории среднего уровня, Мертон обобщает идеи функционального анализа, а также подвергает их последовательной критике. он критикует положения:

Положение о функциональном единстве. Полное функциональное единство, возможное в теории, по мнению Мертона, противоречит реальности. То, что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой, и наоборот. Кроме того, принцип функционального единства предполагает полную интегрированность общества, основанную на потребности адаптации его к внешней среде, что тоже недостижимо в реальности. Поэтому Мертон вводит понятие "дисфункции", которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности социальной системы.

Положение об "универсальном функционализме". Мертон не может согласиться с тем, что все институализированные образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Уже само введенное Мертоном понятие "дисфункции" отрицает возможность такой универсальной функциональности. Поскольку каждый образец поведения может быть одновременно и функциональным и дисфункциональным, то лучше говорить о необходимости того или иного существующего социального отношения в терминах баланса функциональных и дисфункциональных следствий, чем настаивать на его исключительной функциональности.

Третье неоправданное положение функционализма, выделяемое Мертоном, состоит в подчеркивании "совершенной важности" определенных функций, а также материальных объектов, идей и верований, их выражающих. Мертон не отрицает возможности существования таких функций, но утверждает, что они могут быть различными для разных обществ и социальных систем. Поэтому необходимо эмпирически проверять и обосновывать введение таких функций. В связи с этим Мертон вводит понятие "функциональных альтернатив".

Мертон анализирует еще одну проблему, поднимаемую противниками функционализма. Она состоит в неясности отношений между "сознательными мотивами", которые руководят социальным действием, и "объективными следствиями этого действия". Для решения этой проблемы Мертон вводит разграничение между "явными" и "скрытыми" функциями. Для него "явные функции" - это такие объективные следствия действия, направленные на приспособление или адаптацию системы, которые интенциональны и осознаваемы участниками. Скрытые функции тогда будут такими следствиями, которые ни интенциональны, ни осознаваемы.

№ 57. Подходы к рассмотрению социальных конфликтов в западной социологии.

(К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.)
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент соц. жизни, который дает выход соц. напряженности, энергии деятельности, порождая соц. изменения различного масштаба. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Зиммеля, Дарендорфа и американского социолога Козера.
Основное положение теории конфликта Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества.
Козер в своей классической работе «Функции соц. конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Конфликт для него как одна из форм соц. взаимодействия, как процесс, кот при определенных условиях может иметь для «соц. организма» или каких-либо жизненно важных его подсистем не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные)последствия. Козер вычленяет основные функции конфликта, кот., по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:
а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп;
г) создание и поддержания баланса сил и, в частности, власти;
д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);
е) стимулирование нормотворчества и соц. контроля;
ж) способствование созданию новых социальных институтов.
Под конфликтом Козер предлагает понимать борьбу по поводу ценностей или притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противника должны быть нейтрализованы, ущемлены или элиминированы его соперниками.
Исследуя различные формы протекания конфликтов, Козер приходит к выводу, что не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.
Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силой силе соц. отношений, которые в условиях классово-антоганистических формаций в социально – экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Основу соц. конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистской литературе различаются 2 вида борьбы, возникающие на основе противоречия эконом. интересов. Первый тип – соц. противоборство за изменение принципов распределения мат. благ, второй – за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ соц. порядка и может найти свое разрешение лишь в результате соц. революции или в реформах. Выдвигая на первый план экономические факторы соц. конфликтов, марксистская социология полагает, что политические факторы являются их следствием и проявлением.
Дарендорф же в основу соц. конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой соц. группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта является стремление к доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии соц. доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т. д.
Соц. конфликт – это всегда следствие соц. неравенства. Неравенство соц. позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, соц. групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Дарендорф и его последователей значительное место отводиться и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопрос конфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Дарендорфу, представляет собой совокупность соц. позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.
Точки зрения на соц. конфликт.
1) социобиологическая точка зрения (Чарльза Дарвина)
3) классовая т. зрения: соц. конфликт воспринимается обществами с определенной соц. структурой. Данную теорию характеризуют как теорию насилия. (Маркс, Ленин)
4) Функциональная: нежелательным, рассматривается как искажение, Конфликт – напряженность, диформация внутри системы ( Парсонс, Смелзер).
Парсонс: конфликт – бедствие.
5) Диалектическая: акцент на созидательные роли конфликтов. Козер, Дарендорф, Зиммель..

№87 Особенности интервью в качественном исследовании.

Технология качественных интервью может быть различной в зависимости от целей исследования.

Нарративное интервью. Свободное повествование о жизни без всякого вмешательства инте-ра, кроме стимулирующих и поддерживающих нить рассказчика междометий. Позволяет выявить наиболее важные «смыслообразующее» моменты, конструирующие его биографию. Чел заново обдумывает всою жизнь, свое «Я», позволяет задуматься о себе как отдельном историческом и социальном субъекте.

Полуструктурированное интервью. В каждом из тематических блоков перечень обязательных аспектов, относительно кот должна быть получена инфо. Вопросы должы органически вписываться вход беседы, если этого сделать не получается, то вопросы лучше задать в конце беседы.

Биографическое интервью. Это разновидность полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности основных этапов жизненного циклов респондента: детство, юность, учеба, женитьба и т.д. Интервьюер только направляет разговор и подводит к след блоку.

Лейтмотивное. Интервью позволяет проследить динамику одного и того же аспекта по протяжении разных периодов. Имея в фокусе этот аспект, задаются дополнительные вопросы.

Фокусированное. Предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Дополнительные вопросы направлены на углубление в опред тему, конкретизацию субъективных представлений о субъекте. Поведение интер-ра тактичное. Беседа длится около 1,5 часов, позде чел начинает повторяться.

Разговор записывается на диктофон, но надо обязательно вести записи, краткий неформальный комментарий: описание места проведения интервью и обстановки, особенности поведения и внешнего вида, реакция на интервью, отличит хар-ки речи, первичные предположения и гипотезы, обозначать недостающую информацию или противоречия в рассказе.

В ходе встречи собираются все возможные полевые док-ты, кот могут помочь при дальнейшем анализе: фото, письма, дневники, офиц док-ты.

Билет 28

Наши рекомендации