Иерархия людей и иерархия качеств
Анализ социального состава боевого подразделения (в противоположность чисто бюрократической единице) позволяет выдвинуть гипотезу, что армейская иерархия воспроизводит (в двойном смысле слова) социальную иерархию качеств и, через нее, иерархию социальных позиций. Основное содержание добродетелей, ожидаемых от подчиненных, состоит в практически безусловном подчинении «начальникам» (мы это могли видеть на примере абсурдных приказов) — идеальной добродетели доминируемых: «хороший солдат» есть своего рода перевод выражения «хороший парень», бытующего в народе. В соответствии с логикой, которая присуща и другим институциям, существует гомология между внутренними оппозициями институции и оппозицией в социальном мире между доминирующими и доминируемыми. И здесь объектом анализа должна стать иерархия качеств, которая раскрывает иерархию людей.
«Рабскому подчинению», в котором содержится принуждение, навязываемое более сильными людьми, противопоставляется «здравый смысл», построенный на своего рода радости служения: усердный рядовой сам творит это немыслимое в гражданском мире чудо социального универсума, одновременно четко упорядоченного и ясно воспринимаемого, очищенного от всяких гражданских причуд (особенно характерных для «интеллектуалов»), каковыми являются, например, страсть к анализу и дискуссии. Соответственно, низ иерархии представляет собой «хорошего подчиненного», который, не сопротивляясь, мирится
[40]
со своим скромным уделом: скорее это будет крестьянин («с корнями»), чем рабочий (член профсоюза). Оценки и замечания вышестоящих по поводу «духа» и «поведения» их подчиненных могут изучаться в соответствии с той же логикой, что и их школьные эквиваленты (сведения об успеваемости), с той только разницей, что они по преимуществу носят конфиденциальный характер. Вот пример характеристики, которая содержит в себе определение «отличника военной службы»: «Спокойный, преданный, компетентный, оказывает ценную помощь старшим по званию. Средних умственных способностей, но трудолюбив. Дисциплинирован. Сильно развито чувство дружбы. Отличник службы». Совершенно ясно, что ожидаемая образцовость солдата, который явно предрасположен таковым быть, прекрасно совмещается с некоторой ущербностью, выраженной, впрочем, языком, принятым в школьных институциях. «Средних умственных способностей, но трудолюбив»: такое суждение делает упор в основном на способности к служению, о чем свидетельствуют, с одной стороны, такие прилагательные, как «способный», «преданный», «компетентный», а с другой — «дух товарищества». Это последнее качество не отмечалось бы так часто, если бы оно не служило признаком «хорошей адаптации» к среде. «Коллективизм», который поощряется армией, в отличие от других «тотальных институций» (семинарии, элитарные школы), более озабоченных личными подвигами или «реализацией личности», свидетельствует о безоговорочном согласии на занятие позиции, характеризуемой как по вертикали (подчинение приказу), так и по горизонтали (кооперация для выполнения общей задачи). Социальные функции военной службы заключаются в специфическом вкладе, который определенная система принуждения и классификации вносит в систему отно-
[41]
шений между социальными группами с неравным распределением капитала (экономического, культурного...). Армия участвует в социальном воспроизводстве, но она это делает в соответствии с логикой, свойственной данной институции. В этом смысле возможно ее сравнение со школьной институцией, что позволяет уяснить специфику соответствующих функций различных институций. Если школа выполняет постоянную селективную функцию, которая частично строится на исключении, армия должна осуществлять селекцию, не прибегая к исключению. В армии процесс селекции, который в любом случае оказывает воздействие временного и ограниченного характера, состоит в основном в производстве доминируемых, которые оставались бы в своих рядовых чинах. Следовательно, можно различать социальную функцию, выполняемую армией (и в некоторой степени школой) по приручению доминируемых, от функции школы по селекции доминирующих.
Выявление социальных функций военной службы необходимо для того, чтобы:
— очертить границы, внутри которых может осуществляться приручение, ибо не всякий агент поддается ему;
— рассмотреть возможность различных функций (специфических функций по защите, по регулированию рабочей силы, которой грозит безработица...), не устанавливая их иерархии. Не может быть никакого окончательного мнения относительно задач военной службы, относительно «потребностей», которым она отвечает («армия служит дрессировке»).