Тема 4. Организационная культура (2ч.)
1. Понятие, структура и сущность организационной культуры
2. Основные признаки и функции организационной культуры
3. Механизмы организационной культуры
4. Деловая стратегия и организационная культура
5. Служебная (профессиональная) этика в организациях
Литература
1. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. М.: Интерпракс. – 1995. – 296с.
2. Фролов, С.С. Социология организаций: Учеб. для студ. вузов / Фролов. Сергей Станиславович. – М.: Гардарики, 2001. – 382 с.
3. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2002, - 402с.
4. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
Тема 5. Мотивация членов организации к деятельности (труду) (2ч.)
1. Понятие мотива, мотивации и стимула к деятельности, труду. Теории трудовой мотивации.
2. Мотив для работы в организации. Роль потребностей, интересов, ценностей и ценностных ориентаций, установок, стереотипов, воли, убеждений, принципов, идеалов, социальных норм, трудовой (корпоративная) морали и общественного мнения и т.д. в мотивации к деятельности, труду.
3. Структуры стимулов работы в организациях. Условия и механизм трудовой мотивации. Мотивационное ядро.
4. Влияние внешней среды на образование и функционирование организации. Понятие внешней среды (конкуренция), общественность, социум. Макроокружение и деловая среда организации
5. Власть, политика, право и принятие решений внутри организации. Правовые (законодательные) основы организации. Деятельность исполнительной власти (правительства). Судебная власть (судопроизводство).
6. Политический процесс в обществе. Власть средств массовой информации: явная и неявная. Заинтересованные группы (лобби), клиенты и избиратели
7. Общение и поведение индивидов в организациях.
8. Коммуникации в организациии организационное поведение. Понятие и значение коммуникаций в организации.
9. Противоречия, конфликты в организациях и регулирование, управление ими. Руководство и лидерство в организации
Литература
1. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. М.: Интерпракс. – 1995. – 296с.
2. Фролов, С.С. Социология организаций: Учеб. для студ. вузов / Фролов. Сергей Станиславович. – М.: Гардарики, 2001. – 382 с.
3. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2002, - 402с.
4. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
5. Настявин И.М. Социология трудовой активности личности. – Казань, КГТУ, 2007.
Тема 6. Управление в организации (2ч.)
1. Организация как объект управления (понятие и потребность в управлении организацией). Цели организации и их классификация.
2. Основные принципы (социальные основы) управления в организации. Структура управления организацией. Бюрократия в организациях.
3. Основные модели генезиса систем управления. Типология организационных структур управления. Иерархический и органический тип структур управления.
4. Свойства и функции системы управления в организации. Методы управления организациями. Анализ внешней среды, внешнего окружения. Управление по целям (результатам). Процесс принятия решений. Управление и информация. Распределение ресурсов.
5. Управление в государственных и негосударственных организациях. Особенности государственных организаций.
6. Понятие и виды государственных и негосударственных организаций. Совершенствование управления государственными организациями.
7. Проблемы функционирования негосударственных организаций. Проблемы и подходы к сопоставлениям государственных и частных организаций. Малый бизнес и основные условия его развития. Рисковый бизнес и его особенности.
8. Управление персоналом организации. Персонал организации. Кадры организации, кадровое планирование и кадровые технологии в работе с персоналом организации.
9. Методологические основы, концепции и принципы управления персоналом организации. Методы управления и построения системы управления персоналом.
10. Самоорганизация и самоуправление. Понятие и подходы к исследованию самоорганизации. Основные типы самоорганизующихся систем. Условия самоорганизации.
11. Взаимоотношения между процессами целенаправленной организации и самоорганизации . Механизм управления самоорганизующихся систем.
Литература
1. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. М.: Интерпракс. – 1995. – 296с.
2. Фролов, С.С. Социология организаций: Учеб. для студ. вузов / Фролов. Сергей Станиславович. – М.: Гардарики, 2001. – 382 с.
3. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
Тема 7. Нововведения в организациях (2ч.)
1. Нововведения как объекты инновационного менеджмента. Основы инноватики.
2. Нововведение как организационная проблема. Инновация и норма. Традиционные и инновационные организационные структуры управления. Типология нововведений.
3. Социологическое обеспечение нововведений. Сопротивление нововведениям.
4. Инноваторы как социальная категория. Основные формы организации инновационной деятельности.
5. Характеристика и управление инновационными процессами. Интеграция науки с производством.
6. Инновационные организации и их особенности.
Литература
1. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. М.: Интерпракс. – 1995. – 296с.
2. Фролов, С.С. Социология организаций: Учеб. для студ. вузов / Фролов. Сергей Станиславович. – М.: Гардарики, 2001. – 382 с.
3. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2002, - 402с.
4. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
Тема 8. Организационная патология, её причины и способы устранения (2ч.)
1. Организационное развитие и изменения в организации. Анализ сильных и слабых сторон организации. Плановые и внеплановые изменения в организации.
2. «Болезни» организаций. Проблема бессубъсктности. Организационные технологии борьбы с «болезнями» организации.
3. Маркетинг в управлении организацией. Цели, функции и элементы маркетинга. Маркетинговые исследования.
4. Эксперименты в организациях. Понятие эксперимента. Инновационный эксперимент.
5. Эффективность организации. Основные признаки преуспевающей организации. Управляемость организации.
Литература
1. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. М.: Интерпракс. – 1995. – 296с.
2. Фролов, С.С. Социология организаций: Учеб. для студ. вузов / Фролов. Сергей Станиславович. – М.: Гардарики, 2001. – 382 с.
3. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2002, - 402с.
4. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
5. Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. – М., 1988.
Раздел 3. Организация самостоятельной работы студентов
3.1 Характеристика самостоятельной работы студентов (СРС)
СРС включает в себя изучение студентами материала по темам, которые определены программой курса в течение семестра, подготовку к семинарским занятиям, написание рефератов, докладов, выполнение индивидуальных заданий (составление кроссвордов, тестирование и другие виды работ).
Для самостоятельной работы в помощь студентам предлагаются источники, литература, учебные пособия и учебники по дисциплине. К каждой теме семинарского занятия студенту предлагается минимум литературы для самостоятельной подготовки. К темам для самостоятельного изучения также предлагается необходимый список литературы. Для написания письменных работ (рефератов, докладов) дана соответствующая тематика и список литературы. Для проверки знаний студентам предлагаются контрольные вопросы по курсу.
Работа преподавателя по организации СРС и контроля ее результатов включает:
• проведение текущего контроля усвоения теоретического материала – устный опрос, тестирование (устный или компьютерный вариант) проверка письменных работ по соответствующим темам;
• проведение консультаций по вопросам, вызывающим затруднение;
• расчет общего рейтинга студента по дисциплине;
• проведение зачета;
• использование технических, электронных средств (видео, компьютер и т.п.);
Все виды СРС выполняются в соответствии с учебными планами факультета. Основные виды контроля за СРС – текущая устная и письменная проверка выполненного задания, зачет.
Общая продолжительность СРС, предусмотренная учебным планом по дисциплине «Социология организации» для дневной формы обучения, а также распределение учебного времени по отдельным формам СРС представлены в таблице 4.
Характеристика применяемых видов СРС и видов контроля полученных результатов представлена соответственно в таблицах 2 и 3.
3.2 Виды самостоятельной работы студентов
Таблица 2. Виды СРС, используемые в рамках обучения и соответствующее им время внеаудиторной работы студентов.
Вид СРС | Форма обучения |
очная | |
Работа с терминологическими словарями по разным темам курса | + |
Написание докладов для выступления на семинарском занятии | + |
Написание реферата | + |
Таблица 3. Применение контроля результатов СРС (по видам) в рамках изучения дисциплины «Социология организаций»
Вид контроля СРС | Форма обучения |
очная | |
Устный опрос | + |
Проверка конспектов | + |
Написание рефератов | + |
Контрольное тестирование | + |
Итоговый контроль | + |