Тема 14. организационная культура

План занятия:

Понятие и содержание организационной культуры. Типология организационной культуры. Соответствие культуры принятой стратегии. Влияние национальной культуры на организационную культуру. Поддержание и развитие организационной культуры. «Сращивание» разных культур в рамках одной организации. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Почему при одинаковых внешних условиях формируются различные организационные культуры?

2. Какие причины внутреннего и внешнего порядка ведут к необходимости изменения организационной культуры?

3. В чем отличия понятий «корпоративная культура» и «климат организации»?

4. Охарактеризовать культуру власти, культуру роли, культуру задачи, культуру личности. Для какого типа организаций они характерны? Что такое сильная культура организации? (См. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – Москва : Издательство «Омега-Л», 2007. – 406 с.: табл., ил.)

Практические упражнения

1. «Организационная культура организации». Изучить основные характеристики организации. Полученные данные свести в табл. 14.

На основе анализа собранной информации дать ответы на следующие вопросы:

1) соответствует ли, по вашему мнению, культура организации выбранным целям и реализуемой стратегии?

2) каким образом поддерживается существующая организационная культура?

3) как в целом можно охарактеризовать культуру организации?

Таблица 14

Особенности организационной культуры

___________________________________

(наименование организации)

Отличительный признак культуры Особенности признака
1.  
2.  
3.  
и т.д.  

2. «Организационная культура учебной группы». Изучить организационную культуру группы (5–6 человек) при помощи оценки следующих факторов:

• ценностные ориентации, разделяемые всей группой;

• отношение к лекциям, семинарам, зачетам и экзаменам;

• этика делового общения, наиболее «ходовые» выражения студентов;

• стиль управления группой и мотивация труда со стороны деканата, преподавателей, старосты, неформальных групп;

• использование свободного от аудиторных занятий времени (в составе всей группы, малых групп, индивидуально);

• условия обучения (что означает для Вас данное учебное заведение?).

После выполнения задания постарайтесь выработать единую характеристику организационной культуры учебной группы.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете организационную культуру?

2. По каким признакам можно отличать культуру одной организации от другой?

3. Какие элементы национальной культуры в модели Дж. Миллера оказывают влияние на культуру организации?

4. Какие переменные национальной культуры в модели Г. Хофетида обусловливают различия в организационных культурах разных стран?

5. В чем сущность модели Г. Лейн и Дж. Дистефано?

6. Охарактеризовать основные методы управления организационной культурой.

7. В чем заключается сущность модели У. Оучи, в которой он соединил преимущества японской и американской организационных культур?

8. Дать характеристику бюрократическому, рыночному, клановому и адхократическому типам организационной культуры.

ТЕМА 15. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

И ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ

План занятия:

Понятие социальной ответственности. Этика управления.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что включает в себя понятие «психология управления»? Как это увязывается с социально-психологическими методами управления?

2. Каким образом личностные ценности влияют на поведение человека на рабочем месте?

3. Как и когда сплоченность группы вредит формальной организации?

4. Почему люди вступают в группы и неформальные организации?

5. Что может сделать руководитель для эффективного управления неформальными группами или организациями?

6. Как, по вашему мнению, руководитель должен реагировать на слухи?

7. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания, выданного вами. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Найти наиболее приемлемый ход в этой ситуации.

8. Вы получили два срочных задания – от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальников. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Как вы поступите?

9. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как вы поступите на месте бригадира?

10. Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы построите свои отношения с этим работником в дальнейшем?

11. В самый напряженный период подготовки бизнес-проекта один из сотрудников вашего отдела заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы, работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как вы поступите?

12. Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 ч. 15 мин. Вы вызвали подчиненного к себе в кабинет для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 20 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете и построите свою беседу с ним?

Практические упражнения

1. Дать характеристику одному из студентов группы с целью рекомендации его на вакантную должность представителя студенчества в Совет вуза, учитывая при этом личные качества характеризуемого, должность, на которую Вы его рекомендуете, а также укажите его:

▪ фамилию, имя, отчество;

▪ образование, стаж работы;

▪ черты личности (уравновешенность, эмоциональность, темперамент, активность, энергичность, скромность и т.д.);

▪ отношение к людям (общительность, доброжелательность и т.д.);

▪ стиль личной работы (организованность, пунктуальность, собранность, деловитость и т.д.);

▪ отношение к труду (дисциплинированность, инициативность, ответственность и т.д.);

▪ отношение к организации труда (предпочитает индивидуальную или групповую деятельность);

▪ основные мотивации труда, что больше всего побуждает его к деятельности;

▪ отношение к новому, изменениям, переменам;

▪ особенности личности;

▪ отношение к общественной деятельности и участие в ней;

▪ состояние здоровья, семейное положение.

2. Определить, пользуясь одним из возможных тестов, уровень сплоченности в коллективе (группе).

Контрольные вопросы

1. В чем заключается отличие юридической и социальной ответственности?

2. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?

3. Что понимается под групповой совместимостью?

4. Что понимается под групповыми нормами поведения, и как они могут быть взаимосвязаны с этикой организации в целом?

5. Какими способами организация может повысить показатели этичности поведения своих работников?

Наши рекомендации