Тема 8. Организационная культура

Понятие, структурные элементы и свойства организационной культуры. Уровни организационной культуры, их характеристики. Признаки, определяющие свойства организационной культуры: всеобщность, неформальность, устойчивость. Основные признаки организационной культуры.

Элементы культуры организации: субъективные и объективные. Две основные особенности культуры – многоуровневость и многогранность (многоаспектность).

Функции организационной культуры. Классификации организационной культуры. Десять характеристик культуры Хариса и Морана. Типология управленческих культур Ч.Хэнди. Три основных вида организационной культуры, предложенных У.Оучи: рыночная, бюрократическая и клановая. Культура отношения к женщинам как важный элемент управленческой культуры. Система методов поддержания культуры организации. Методы и подходы к изменениям в организационной культуре. Современные информационные технологии организационной культуры. Организационные конфликты: причины, источники и предпосылки возникновения. Управление и профилактика конфликтов в организации.

Лекция 9. Организационная культура (4 часа).

План:

1. Понятие, структурные элементы и свойства организационной культуры.

2. Уровни организационной культуры, их характеристики.

3. Основные признаки организационной культуры.

4. Объективные и субъективные элементы культуры организации.

5. Функции и классификации организационной культуры.

6. Поддержание и изменение организационной культуры: основные методы.

7. Современные информационные технологии организационной культуры.

8. Организационные конфликты: причины, источники и предпосылки возникновения.

9. Управление и профилактика конфликтов в организации.

Основные понятия:

Организационная культура; уровни организационной культуры; объективные и субъективные элементы культуры организации; рыночная, бюрократическая и клановая организационная культуры; методы поддержания культуры организации; организационные конфликты.

Семинарское занятие 8. Понятие, структурные элементы и свойства организационной культуры (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Различные подходы к содержанию понятия «организационная культура».

2. Характеристика свойств организационной культуры: всеобщности, неформальности, устойчивости.

3. Основные признаки организационной культуры, их проявления.

4. Субъективные элементы организационной культуры

5. Функции организационной культуры

6. Основные классификации организационной культуры.

7. Основные группы методов поддержания культуры организации.

8. Влияние организационной культуры на деятельность руководителя

9. Культура отношения к женщинам как важный элемент управленческой культуры.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:

1. Что такое культура в общечеловеческом смысле?

2. Что такое организационная культура?

3. В чем заключается значение организационной культуры?

4. Перечислите признаки организационной культуры

5. Какими компонентами можно охарактеризовать организационную культуру?

6. Раскройте содержание функций организационной культуры.

7. Опишите процесс формирования организационной культуры.

8. Какими способами поддерживается организационная культура в компании

9. Согласны ли вы с утверждением, что организационная культура является мощным инструментом лидерства в организации? Аргументируйте ответ.

10. Как связана организационная культура с информационной средой деловой организации?

11. Определите связь организационной культуры с профессиональной пригодностью персонала.

12. Какое место отводится исполнительской дисциплине в организационной культуре предприятия?

13. Что такое имидж и фирменный стиль организации?

14. Перечислите основные типы организационной культуры.

Темы рефератов:

1. Понятие, структура и сущность организационной культуры

2. Основные признаки и функции организационной культуры.

3. Типология организационных культур: культура И. Оучи, культура С. Ханда, организационная культура в России.

4. Деловая стратегия и организационная культура.

Практические задания:

Задание 1 .

В малых группах (4-6 человек) изучите тест-ситуацию – анализ ситуации в конкретной организации, знакомой членам в каждой группе (организации отбираются заранее).

В каждой группе проанализируйте основные стороны жизнедеятельности организации, которые в первую очередь должен изучить человек, входящий в нее. Для аналитической работы можно воспользоваться следующими ценностными, поведенческими и нормативными характеристиками основных сторон жизнедеятельности этой организации:

- миссия и основные цели организации;

- допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;

- имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация;

- принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;

- обязанности, которые должен будет взять на себя человек, принимая определенную роль в организации;

- поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, исполняя эту роль.

По результатам анализа обсудите в аудитории первостепенную важность этапа вхождения человека в организацию. В малых группах выделите основные составляющие процесса социализации и методы социализации индивида в организации. Подумайте и прокомментируйте, используя конкретную ситуацию, в каких формах реализуются эти методы, насколько успешно все это работает.

Дополнительная литература:

1. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. – М.: КноРус, 2011. – 354 с.

2. Одегов, Ю.Г. Организация службы управления персоналом: современный подход. Учебно-практическое пособие / Ю.Г. Одегов. – М.: Альфа – пресс, 2009. – 256 с.

3. Перлаки, И. Нововведения в организациях / И. Перлаки // Управление персоналом.–2009.- № 4. – с. 63 – 67

4. Полищук, Е.В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия / Е.В. Полищук // Молодой ученый. – 2012. - № 3. – С. 183 – 185

5. Сухорукова, М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / М. Сухорукова // Управление персоналом. – 2011. - № 4. – С.56 – 61

6. Шинкаренко, О. Корпоративная культура. Мифы и реальность / О. Шинкаренко // Кадры предприятия. - 2011.–- № 9. – С. 61 - 66

Список литературы

Основная литература (монографии, учебники, справочники)

1. Дафт, Р.Л. Теория организации [Текст]: учебник для вузов / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Э.М.Короткова. – М.: Юнити - Дана, 2012. – 438 с.

2. Грошев, И.В. Организационная культура [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И.В.Грошев. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 286 с.

3. Иванова, Т.Ю. Теория организации: электронный учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – М.: КноРус, 2011. – 1 CD-ROM. ISBN 978- 5- 406- 00619-1

4. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З.Мильнер. - М.: ИНФРА-М. – 2010. – 336 с.

5. Теория организации. Организация производства: интегрированное учебное пособие [Текст]: /А.П.Агарков, Р.С.Голов, А.М. Голиков и др.; под общ. ред. проф. А.П.Агаркова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 272 с.

7. Яськов, Е.Е. Теория организации [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Яськов. – М.: Юнити – Дана, 2012. - 246 с.

Дополнительная литература:

1. Веснин, В.Р. Теория организации в схемах. [Текст]: учеб. Пособие / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2008. – 126 с.

2. Мескон, М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]. - М.: Дело, 2002. Ч.1 гл. 1, 3, 4, 5; ч.3. гл. 12

3. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации [Текст]/ Г.Минцберг- СПб: Питер, 2001.

4. Парахина, В.Н. Теория организации [Текст]: учебное пособие. / В.Н.Парахина, Т.М.Федоренко Т.М. – М.: КноРус, 2007. – 296 с.

5. Пригожин, А. И. Методы развития организации [Текст]: /А.И.Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003.

6. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 335 с.

Ресурсы Интернета

24. Подопригора М.Г. Организационное поведение. Учебно-методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 261 с.: Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m17/

25. http://www.aup.ru Административно-Управленческий Портал - Публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу

26. http://www.consulting.ru Консалтинговый сайт. Материалы анализа и исследований компаний, рекомендации по структурам, формированию культуры и т.д.

27. http://www.cfin.ru Корпоративный менеджмент. Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента, в том числе теоретико-методологического характера.

28. http://www.profy.ru Публикации, статьи и методические материалы по теории организации и менеджменту

29. http://www.ptpu.ru Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту

30. http://www.devbusiness.ru Сайт «Развитие Бизнеса». Материалы по организационному дизайну и анализу организаций.

31. http://www.emd.ru Сайт компании «Евроменеджмент». Обзоры зарубежного и российского опыта управления современными организациями.

32. http://www.econline.h1.ru – экономикс он-лайн. Сборник разнообразных ресурсов по экономике, менеджменту, теории организаций, в том числе электронные версии классических трудов.

33. http://superidea.ru Идеи (и суперидеи) в сфере бизнеса

34. http://mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент», на котором много конкретных примеров и иллюстраций из жизни современных российских организаций

Вопросы к экзамену:

1. Теория организации как наука, ее объект, предмет, функции

2. Методы теории организации

3. Теория организации в системе наук, связь с другими науками

4. Эволюция взглядов на организацию. Основные научные школы.

5. Положения и принципы неоклассической теории организации

6. Положения и принципы «школы человеческих отношений»

7. Модель организации в школе поведенческих наук

8. Ситуационный подход к теории организации

9. Теоретические положения интеграционного подхода к теории организации

10. Современные направления теоретических разработок по теории организации.

11. Принципы системного подхода к теории организаций

12. Организация как система: характеристики, признаки, свойства

13. Открытые и закрытые системы

14. Видовые особенности организаций

15. Разнообразие организаций, их различные классификации

16. Социальная организация, ее признаки, подходы к анализу.

17. Виды социальных организаций. Социальные институты.

18. Понятие и сущность структурного подхода к организации.

19. Характеристики формальной и неформальной организации.

20. Хозяйственная организация: понятие, классификации.

21. Единичные и групповые формы организаций

22. Управление в организационных системах. Взаимосвязь управления и системы отношений в организации

23. Организационная структура управления

24. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

25. Централизация и децентрализация в организационном проектировании.

26. Сущность делегирования полномочий, принципы и схема по уровням управления.

27. Характеристика линейной, функциональной и линейно-функциональной структуры управления.

28. Продуктовая, дивизиональная и территориальная структуры управления.

29. Проектное управление: сущность, варианты организации, понятие проектной, инновационной и матричной структуры.

30. Бюрократические системы и их характеристика.

31. Миссия и цели организации. Классификация целей организации.

32. Жизненный цикл организации. Основные этапы создания и жизнедеятельности организации

33. Понятие организационного процесса, основные процессы в организации

34. Внешняя среда организации: понятие, структура, основные свойства.

35. Внутренняя среда организации: понятие, структура, основные свойства.

36. Понятие и выявление зависимостей, законов и закономерностей организации

37. Характеристика закона синергии.

38. Характеристика закона самосохранения.

39. Характеристика закона развития.

40. Характеристика закона анализа и синтеза.

41. Характеристика закона информированности-упорядоченности.

42. Характеристика закона композиции и пропорциональности.

43. Частные законы функционирования организации, формы проявления, результаты действия.

44. Специфические законы функционирования организации, формы проявления, результаты действия.

45. Основные принципы организации, их классификация, содержание

46. Понятие организационной коммуникации. Её функции и средства построения.

47. Коммуникации в организации как действие, как процесс, как взаимодействие.

48. Виды коммуникационных сетей. Факторы, влияющие на коммуникации. Барьеры эффективной коммуникации.

49. Понятие и пути достижения эффективности коммуникации в организации.

50. Организационная культура: понятие, структурные элементы и свойства.

51. Уровни организационной культуры, их характеристики.

52. Основные признаки и элементы организационной культуры.

53. Типология управленческих культур.

54. Организационные конфликты, их развитие и разрешение.

55. Современные информационные технологии организационной культуры.

56. Влияние организационной культуры на деятельность руководителя

Наши рекомендации