Основные этапы и направления развития социологической мысли.

ИСТОРИЯ СОЦ. – ДОНАУЧНЫЙ ЭТАП (мыслители античности и Нового времени об обществе.

Первых социологов античности называют соц. философами: Платон и Аристотель.

Платон. (5-4 д.н.э)Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший (мудрецы, управляющие гос-вом); средний (воины); низший (ремесленники и крестьяне). Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (треугольник)

Аристотель.(4-3 д.н.э.) Труд «Полития». Опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее исильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей и выравниванию их жизненных шансов. (ромб)

Николо Макиавелли. Труд «Государь». На основе идей Платона и Аристотеля создал теор. общества и государства, акцент в к-ой поставлен не на структуре общества, а на поведении полит. лидера.

По Макиавелли, правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. 1 з-н: людьми правят честолюбие и мотив власти. Богатые боятся потерять нажитое, а бедняки хотят приобрести то, чего лишены. 2 з-н: умный правитель не должен выполнять все свои обещания, подданные ведь тоже не спешат. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. 3 з-н: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени.

Томас Гоббс (17-18в) разработал теорию общественного договора, к-ая легла в основу идеи правового общества. В отличие от остальных просветителей Гоббс отстаивал тезис не об альтруистической, а об эгоистической природе человека, говоря что человек человеку – волк. Люди сбиваются в группы для того, чтобы выжить, но и там они конкурируют друг с другом, основа объединения не любовь, а страх. Он же вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Когда возникают суд, правительство, армия и полиция, тогда возникает государство, обеспечивающее эту безопасность и это высший этап в развитии общества. Государство возникает на основе общественного договора, когда люди добровольно снимают с себя функции защиты своей жизни, свободы и частной собственности и возлагают их на выше названные учреждения, контролируя их поведение.

НАУЧНЫЙ ЭТАП в развитии социологии. Идеи О. Канта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма.

О. Конт - основоположник социалистической науки, позитивизма и буржуазной социологии. Основная идея учение о сверхчувствах, парапсихологии и наука о боге или богословие).По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. К. настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория К. состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Его методы в социологии: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнение. Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии.К. Маркс основатель теории конфликта.1.Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.2.Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия.3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.4. Равенство людей может быть достигнуто в рез-те соц. револ. Задача, которой перераспределение собственности, ч/з передачу его во владение гос-ву. Понимающая социология Вебера. В основе лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества, а значит признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания).

Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных — понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Предметом изучения является соц. реальность, основанная на соц. факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Исследуя зависимость частоты самоубийств от вероисповедания и места проживания, нашёл, что среди католиков их меньше, чем среди протестантов и среди горожан их больше, чем среди сельчан. Эти эмпирические закономерности он объяснил, формулируя понятие «человеческой солидарности» (механ. включённости - индивид поглощён обществом, люди больше похожи друг на друга, мало индивидуальности (мало статусов, социальных ролей, профессий). А в развитом обществе солидарность органическая – т.е. как общество нуждается в разных индивидах, так и люди нуждаются в обществе. Позитивизм- направление в буржуазной философии, обьявляющее единственным источником подлинного знания спец-ые науки или их совок-ть и отрицающие филос-ю как особую отрасль знаний.

Наши рекомендации