Определение социологии. Функции социологического знания

Введение

Социология – одна из самых молодых, но содержательных наук об обществе. Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов; именно такие понятия и положения включены в данное учебное пособие.

Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов. Изучение социологии является важнейшим условием формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих выпускников вузов. Современные условия диктуют необходимость подготовки специалистов, владеющих достаточно четким и конкретным набором теоретических и прикладных знаний о принципах функционирования современного общества, о социологическом знании в целом.

Предложенный в данном пособии учебный курс соответствует ФГОС ВПО по направлениям: 230100.62 «Информатика и вычислительная техника»; 230200.62 «Информационные системы»; 230400.62 «Информационные системы и технологии»; 080100.62 «Экономика»; 080500.62 «Менеджмент»; 270300.62 «Архитектура»; 070600.62 «Дизайн»; 190700.62 «Технология транспортных процессов»; 270800.62 «Строительство»; 030900.62 «Юриспруденция». Требования к результатам освоения рабочей учебной программы по социологии обусловили включение в пособие материала, способствующего формированию следующих общекультурных компетенций:

– способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

– способность прогнозировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и возможное их развитие в будущем.

Основой для данного пособия стала программа учебного курса по социологии, которая использовалась в образовательном процессе студентами Южно-Уральского института управления и экономики в течение 10 лет.

Цели и задачи изучения социологии можно сформулировать следующим образом. Студенты должны:

– получить представления об этой науке (о теоретических положениях и прикладной ее части, занимающейся проведением опросов и проведением мониторинга общественного мнения;

– уметь объективно оценивать состояние общества, ориентироваться в его внутренних проблемах;

– определять конфликтные ситуации в социальной сфере и находить пути их решения;

– выработать навыки научного анализа, объективного научного подхода к проблемам, связанным с общественными явлениями.

Знания, навыки и умения, приобретенные в ходе изучения дисциплины, позволят будущим специалистам ориентировать в сложном социальном мире.

Курс «Социология» изучается студентами всех форм обучения. Для студентов младших курсов данная дисциплина представляет особую трудность, что обусловлено сложностьютеоретических положений, дискуссионностью отдельных вопросов, насыщенностью фактическим материалом.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Экономика», «Политология», «Статистика», «Право», «Психология», «Философия», «История», «Культурология» и т. п.

Пособие подготовлено согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Социология». Оно является первой частью учебно-методического комплекса по социологии. В то же время, благодаря своей структуре, пособие может носить и самостоятельный характер. Структурно данное пособие состоит из трех разделов. В приложениях приводятся контрольные и дополнительные вопросы, необходимые для более полного усвоения содержания курса.

Раздел 1 Введение в социологию. Становление и основные этапы развития социологии

Тема 1.1 Введение в социологию. Основные этапы развития социологии. Современная социология

План:

1.1.1 Определение социологии. Функции социологического знания.

1.1.2 Система социологического знания. Типы структур социологии.

1.1.3 Основные этапы развития социологии.

Определение социологии. Функции социологического знания

Социология – одна из самых молодых наук об обществе. Родоначальником социологии считают Огюста Конта. По Конту, общество представляет собой особую сущность, отличную от индивидов и государства и подчиненную собственным естественным законам.

Современная социология представляет собой трехуровневый комплекс знаний (теорий, концепций и методов), в основе которого з- единство и взаимообогащение эмпирического т теоретического, обеспеечивающее целостность социологической науки[ Горшков М.К., Шереги Ф.Э.. Прикладная социология:учебное пособие для вузов. – М.: Центр социологического прогнозирования, 2003, с.9]

Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Социология – это результат соединения четырех фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий: идеи общества, идеи естественного закона, идеи прогресса, идеи метода (познавательного инструмента).

Термин функцияв социологии подразумевает назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности; зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом. К функциям социологии относят следующие: теоретико-познавательную, практически-преобразовательную и мировоззренческую функции.

Говоря о первой из них, следует отметить, что социология представляет собой область научного знания, т. е. она отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

Втораяфункция подразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

Упоминая же третью, мировоззренческую функцию, необходимо сказать о том, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т. е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

Наши рекомендации