Обязанности предприятия (организации)

Организация практики на местах осуществляется руководителями соответствующих органов и учреждений, которые назначают для руководства ею практического работника и организуют практику в соответствии с настоящей программой. Руководитель практики от организации обязан:

1) на момент прибытия студента на практику:

- оформить приказом зачисление студента на практику;

- ознакомить студента с правилами техники безопасности;

- обеспечить (по возможности) рабочим местом и необходимыми нормативно-справочными материалами;

- выделить консультанта (при необходимости);

2) в учетной карточке (приложение 5):

- поставить отметки о прибытии и печать;

- по окончании практики оценить уровень профессиональной подготовленности практиканта, продемонстрированный за время прохождения практики; уровень сформированности компетенций оценить показателями «недостаточная» (как удовлетворительная), «пороговая» (как хорошая) или повышенная (как отличная);

- заполнить разделы «краткие сведения о выполненном задании» и «недостатки и замечания».

- поставить отметку об убытии и печать.

3) в ходе практики:

- ознакомить студентов с организацией работы в целом и в конкретном структурном подразделении;

- осуществлять выдачу конкретных поручений и консультирование студентов в рамках программы практики;

- проконсультировать студента на предмет выбора индивидуального задания с учетом специфики деятельности организации (см. раздел 5.2.)

- обеспечить условия для использования практикантами имеющейся в организации литературы и служебной документации, относящейся к деятельности практиканта;

- оказать содействие в изучении нормативных документов и анализе материалов для выполнения программы практики;

- контролировать выполнение программы;

4) в дневнике:

- проверить результаты выполнения порученных заданий и достоверность сведений в дневнике по практике;

- написать в разделе 7 характеристику о ходе выполнения практики, в которой отразить своевременность явки студентов на практику, выполнение им программы и индивидуального задания, овладение навыками практической работы, соблюдение трудовой дисциплины, а также отношение к выполняемым поручениям; поставить в характеристике оценку за практику в дифференцированном виде из расчета 5 баллов, заверить печатью организации;

5) в отчете:

- проверить достоверность отчета;

- подписать отчет.

4. Требования к студентам при прохождении практики

До начала практики студент обязан:

- принять участие в организационных мероприятиях по вопросам прохождения практики;

- при содействии руководителя практики от кафедры определить место прохождения практики;

- ознакомиться с программой, методическими и инструктивными материалами по практике и пройти собеседование у руководителя практики, назначенного кафедрой;

- изучить необходимые законодательные акты, регулирующие деятельность организаций, в которые студенты направлены для прохождения практики;

- получить у руководителя направление на практику, учетную карточку, программу, дневник и индивидуальное задание.

В процессе прохождения практики студенты обязаны:

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации, соблюдать трудовую дисциплину;

- максимально использовать отведенное для практики время, полно и с высоким качеством выполнять все задания, предусмотренные программой и индивидуальным заданием;

- вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать конкретные сведения о проделанной работе в течение дня;

- изучать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с планом работы, согласованным с научным руководителем;

- исполнять производственные задачи и разовые поручения на базе практики;

- принимать участие в работе совещаний, семинаров, проводимых на предприятии;

- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты;

- быть достойным представителем ТулГУ;

- информировать руководителя практики о ходе практики;

- в случае непредвиденных обстоятельств срочно связаться с руководителем практики от кафедры;

- перед окончанием практики получить по месту прохождения практики характеристику, подписанную руководителем практики от организации и заверенную печатью;

- в установленный кафедрой срок предоставить отчет о результатах практики с отзывом руководителя, заверенным печатью, приложив к отчету документы, указанные в программе практики.

Рекомендации: во время прохождения практики студент имеет право пользоваться книгами, периодическими изданиями в библиотеке читального зала университета, консультациями преподавателей и другими видами услуг.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

5.1. Общие задания

В ходе прохождения практики по формированию профессиональных умений и навыков в организации студент должен выполнить 9 общих и одно индивидуальное задание. Выполнение заданий студент должен подробно фиксировать в дневнике, который периодически проверяется руководителями практики от организации и института.

К общим заданиям, которые должен проанализировать студент в ходе практики в организации относятся:

1. Характеристика организации, в которой проходила практика (тип учреждения, форма собственности, учредители, вид деятельности, функции, организационная структура, общая концепция деятельности предприятия, виды организационных документов, необходимых для осуществления работы организации).

2. Наиболее важные инновационные методы деятельности организации (с вашей точки зрения).

3. Система коммуникаций данного отдела с другими подразделениями предприятия и анализ связи организации с общественностью.

4. Оценка работы сотрудников организации по критериям: внешний вид, общение, работа в команде, правила для обслуживающего персонала (можно приложить копию рекомендаций для работников, Политику в области качества и т.д.)

5. Условия безопасности работы;

6. Определить место социолога (или политолога) в данной организации.

7. Подробно описать задачи, в решении которых студент принимал непосредственное участие

8. Описать проблемные ситуации, с которыми столкнулся студент, и пути их решения;

9. Навыки и умения, которые приобрел студент в ходе прохождения практики.

Получение ответов на поставленные вопросы способствует формированию навыков и умений, полученных в организации:

- приобретению знаний о структуре, функциях, направлениях и эффективности деятельности государственных, общественных, социально-политических органов и информационно-аналитических, политических и социологических организаций тульского региона;

- получению навыков обработки и интерпретации информации;

- знакомству с реальной практической работой организации;

- знакомству с тематикой, используемыми методами и результатами деятельности политических партий, организаций и т.д.;

- развитию навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой, выбранного направления подготовки;

- овладению методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении);

- проработке теоретических вопросов, связанных с деятельностью учреждения (организация), на котором проводится практика в рамках выбранного направления подготовки;

- применению полученных в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа социальных проблем;

- освоению функциональных обязанностей по профилю будущей работы в объеме индивидуального задания;

- приобретению опыта анализа и составления документов: агитационных буклетов, обращений к избирателям, биографии кандидата, информационных бюллетеней и др. форм;

- сбору эмпирического материала, необходимого для подготовки отчета;

- усвоению профессиональной этики социолога или политолога.

5.2. Индивидуальные задания

Тема индивидуального задания определяется студентом при согласовании с руководителем практики от университета с учетом специфики деятельности организации (базы практики). Исследование может носить реферативный характер и выполняться путем изучения имеющихся литературных источников по теме задания. Выполненное индивидуальное задание излагается в отчете более подробно, чем остальные разделы с приложением необходимых графических и статистических материалов. В отчете описание хода выполнения общих задания осуществляется в I разделе, а индивидуальное задание описывается во II разделе, как научно-исследовательская работа. Индивидуальное задание носит проблемно-поисковый характер и соответствует проблематике направления подготовки студента.

Отметим, что в качестве индивидуальных заданий могут быть выбраны задачи по изучению потребительского спроса, электорального поведения, политических ориентаций, социальной напряженности и т.п.

В качестве индивидуальных направлений работы студентам предлагаются на выбор следующие задания:

- выявить феномен и особенности межличностных отношений в трудовой организации;

- провести социологический анализ влияния общественных перемен на уровень жизни молодежи (или другой социальной или политической проблемы);

- исследовать проблемы социально-психологического климата в трудовом коллективе;

- исследовать проблемы формирования управленческих команд;

- осуществить анализ концепции внутрифирменного управления персоналом;

- изучить проблемы текучести кадров в реальной организации;

- разработать программу формирования имиджа организации;

- выявить особенности и феномены организационно-управленческого сознания современных руководителей (предпринимателей);

- разработать концепцию социально-психологической адаптации студентов или слушателей в вузе, новых работников в трудовом коллективе;

- рассмотреть социально-политическую обусловленность ценностных ориентаций тульской молодежи;

- проанализировать влияние личностных и половозрастных особенностей кандидата на его политический имидж;

- выявить и проанализировать социально-психологические особенности специалиста в области политического, организационно-управленческого или иного консультирования;

- охарактеризовать влияние СМИ на формирование политических взглядов отдельных категорий населения (например, молодежи);

- рассмотреть механизмы формирования и функционирования имиджа (имиджа руководителя организации, политического лидера);

- проанализировать типологию отдельных категорий избирателей;

- разработать основы PR-стратегии для избирательной кампании;

- разработать меры по улучшению имиджа органов власти (в частности, на основе применения современных социально-психологических технологий);

- проанализировать особенности деятельности избирательной комиссии в регионе;

- проанализировать технику политических переговоров;

- изучить процедуру соблюдения протокола и этикета в организации (учреждении);

- выявить особенности организации рабочего места работника;

- изучить основы организации работы с обращениями граждан;

- рассмотреть технологию работы с базами данных и компьютерными система­ми;

- осуществить анализ использования СМИ, рекламных материалов, каталогов, бро­шюр в деятельности органов власти, политических партий и лидеров;

- рассмотреть основные правила оформления документации: техника учета и хранения, контроль правильности оформления;

- изучить опыт организации и проведения избирательных кампаний, мероприятий по связям с общественностью;

- изучить систему мотивации и дисциплинарной ответственно­сти работников органов власти;

- проанализировать опыт разрешения социально-политических проблем в регионе;

- исследовать систему распределения обязанностей и определения степени ответст­венности работников органов власти;

- изучить систему материального и морального стимулирования сотрудников политических партий и объединений, органов власти;

- проанализировать результаты политологических и социологических исследований;

- осуществить анализ публикаций в СМИ по политическим проблемам (например, проведение избирательной кампании и выборов, деятельности политических партий в регионе и т.п.);

- проанализировать взаимодействия различных отделов органов власти;

- изучить отраслевые и внутренние инструкции и распоряжения, связан­ные с различными аспектами деятельности управленца, политика и политолога;

- выявить текущие и перспективные потребности органов власти, политических партий и общественных организаций в рекламных материа­лах;

- выявить влияние общественно-политических сил в регионе, роли СМИ в создании их имиджа.

Могут быть предложены другие темы индивидуальных заданий, которые необходимо согласовать с руководителями практики от организации и вуза.

В результате проведенной работы студенты делают выводы о сущности, задачах и технологии (методологии и методиках) про­фессиональной деятельности социолога или политолога в рамках выбранного направления подготовки, осуществляют сбор эмпирического материала для выполнения курсовых работ.

Наши рекомендации