Метод, техника, методика, процедура социологического исследования.
Вводную
Содержательную (основную) часть
Заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
-По числу респондентов
Индивидуальное анкетирование (один респондент)
Групповое анкетирование (несколько респондентов)
Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
- По полноте охвата
Сплошное (опрос всех представителей выборки)
Выборочное (опрос части выборки)
- По типу контактов с респондентом
Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
Заочное (анкетёр отсутствует)
Рассылка анкет по почте
Публикация анкет в прессе
Публикация анкет в интернете
Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
-Онлайн анкетирование
По месту проведения выделяют:
Анкетирование дома.
Анкетирование на работе.
Анкетирование в целевых аудиториях.
41. Виды анкетирования:
Индивидуальное
Вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства, время воз врата предварительно обговариваются.
Преимущества:
Относительная экономичность метода, достаточно высокое качество заполнения анкет.
Недостатки:
Возможен отказ от заполнения анкет, неполный их возврат, сом нения в анонимности.
Групповое
Преимущества:
Анкеты раздаются в определенном месте, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Анкеты заполняются под наблюдением анкетера, что дает возможность респондентам при затруднениях обратиться за помощью. Экономичность - возможность при минимальных материальных затратах получить массовые данные о предмете исследования.
Анонимность высокой степени. Гарантия индивидуального, самостоятельного заполнения анкеты.
Недостатки:
Опасность искажения мнения под влиянием группы. Психологические факторы, влияющие на поведение в группе. Небольшой объем полученной ин формации. Возможны организационные сложности.
Почтовое (прессовое)
Анкета высылается респонденту по почте вместе с небольшим сувениром. В письме - обращении указывается срок возврата анкеты. Для повышения возврата анкет высылают напоминания.
Преимущества:
Простота организации, возможность проведения опроса на большой
территории. Независимость ответов от влияния интервьюера.
Недостатки:
Возможно получение ответов не от тех, кому выслана анкета. Низкий возврат сказывается на точности и правильности.
При проведении анкетного опроса проходится три этапа :
подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем);
оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
результирующий этап – обработка полученной информации. Исходя из стр-ры метода, определяется его хар-ка, которая вкл в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).
Пилотаж анкеты.
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
После внутренней «обкатки» анкету надо проверить на респондентах, то есть провести пилотное исследование или пилотаж. Для этого необходимо провести опрос около 10 респондентов. Во время пилотажа важно обращать внимание на все вопросы, реакции респондентов (уточнения, непонимания, замечания, возражения), а также предложения по изменению формулировок, дополнения и т.д. Соответственно по результатам пилотажа необходимо скорректировать анкету. Если при разработке анкеты не достаточно времени уделили дизайну, то есть не сделали ее удобной для заполнения, то это можно сделать по результатам пилотажа. Даже, если анкета не попадет в рук респондентов, она должна быть удобна в работе для интервьюеров.
Пилотаж анкеты.
*опробуют анкету 15-50 человек*они должны быть похожи на выборку
*тестирования в формате личного интервью может выполняться либо методом завершающего собеседования, либо методом протокола
*при составлении отчёта следует придерживаться схемы:
-проблемы с проведением анкетирования
-проблемы, связанные с пониманием вопросов
-проблемы, связанные с нарушением требований, предъявленных к составлению вопросов
-проблемы, связанные с вариантами вопросов
-проблемы, связанные с организацией анкеты и следованием вопросов
43. Социологическая анкета: методика составления. Композиция и оформление анкеты.
Анкетирование - один из наиболее распространенных социологических методов сбора первичной эмпирической информации. Анкетирование осуществляется с помощью анкеты. Может быть групповым (15-20 чел) и индивидуальным.
Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, необходимых для выявления качественно-количественных характеристик объекта и предмета исследования.
Задача социолога, собирающегося провести исследование, - качественно составить анкету.
Составление анкеты требует соблюдения определенных принципов ее конструирования, знаний особенностей разных типов вопросов, порядок их расположения и правил формулирования. От этих моментов зависит качество социальной информации.
При разработке анкеты необходимо помнить, что она имеет определенное строение, т.е. композицию.
Наиболее распространенной композицией анкеты является такая, которая отражает три важных момента в самом опросе, а именно: вступление, основная часть, заключение.
1.Вводная часть – обеспечивается информацией, располагаемой на титульном листе анкеты. Ее основное назначение состоит в том, чтобы стимулировать интерес опрашиваемого к исследованию. Обращение к респонденту должно содержать краткое объяснение целей и задач исследования, указание на важность и ценность ожидаемой от респондента информации. Кроме того, во вводной части должно быть сказано, что социологи гарантируют анонимность опроса и будет использовать результаты только в обобщенном виде.
В обращении следует также описать технику заполнения анкеты
Основные требования и рекомендации:
- внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов. Выберите наиболее соответствующие вашему мнению и обведите кружком цифры, которыми они обозначены. Если ни один из предлагаемых ответов не отражает ваше мнение, допишите свой ответ;
- если вопрос не имеет готовых вариантов ответа, впишите собственный ответ;
- в отдельных случаях при оформлении ответов пользуйтесь особыми указаниями в тексте вопросов или на полях анкеты. В качестве особых указаний могут быть следующие: «Выберите только один вариант ответа», «Проранжируйте варианты ответа». Проранжировать означает присвоить ранг или иначе говоря присвоить место выбранному варианту ответа по степени предпочтения с точки зрения привлекательности и значимости для респондента.
Например: Скажите, о чем вы больше всего говорите с друзьями, когда собираетесь вместе? (Проранжируйте ваш ответ, поставив соответствующую цифру справа, «1» означает «больше всего»).
- о политике;
- о музыке;
- об учебных делах;
- о том, как зарабатывать деньги.
Во вступительной части обязательно должны присутствовать данные организации или учреждения, проводящих опрос.
Обращение необходимо завершить выражением благодарности респонденту за его желание принять участие в опросе.
Вводная часть не должна быть очень большой и в то же время должна объяснить респонденту, для каких целей требуется его участие в опросе. Нередко от того, как составлено обращение. Зависит отношение респондента к исследованию в целом.
2.Основная часть:
А) вопросы, раскрывающие содержание исследования;
Б) социально – демографическая характеристика или «паспортичка»;
В) заключение
В основной части обычно принято первыми задавать наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения вопросы. Они называются контактными. Такие вопросы вызывают у респондента чувства уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание отвечать дальше. Итак, цель контактных вопросов – заинтересовать респондента, обеспечить процесс включения в проблему. По мере активизации внимания и усиления интереса респондента может возрастать сложность и острота вопросов.
Переход от простых к более сложным вопросам в социологии называют правилом воронки.
В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследователя, трудные для респондента вопросы. Содержание этих вопросов отражает цели и задачи исследователя. Поэтому для решения каждой задачи лучше разработать определенный блок вопросов. Вопросы каждого блока, объединенные по тематическому и проблемному принципам. Могут располагаться компактно и следовать один за другим, а могут перемежаться с вопросами из других блоков. В ходе опроса следует учитывать, что примерно через 45 минут напряженного внимания респондент начинает утомляться, поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвятить наиболее простым вопросам, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти и внимания. Главная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа.
Расположение вопросов по мере нарастания их сложности, а затем убывания ее имеет некоторый недостаток. Он состоит в том, что респондент воспринимает каждый последующий вопрос не как отдельный, самостоятельный, а в контексте с предыдущим. То есть, предшествующий вопрос нередко заставляет респондента только определенным образом отвечать на последующий вопрос. Такое взаимовлияние вопросов называется в социологии «эффектом излучения» или «эффектом эха».
«Эффект излучения» возникает и укрепляется, если ответ начинает соответствовать не только содержанию данного конкретного вопроса, но и предшествующего. Так, если у респондента спросить, когда он был в театре, а следом, что является его любимым занятием в свободное время, то «театр» - это первое, что станет предметом размышления респондента. В конечном итоге может получиться искаженная картина предпочтений в досуговой среде респондентов.
В заключительном разделе основной части анкеты фиксируются сведения о личности опрашиваемого. Этот раздел социологи называют «паспартичкой», в нем содержатся социально – демографические характеристика респондента. В «паспортичку» включаются вопросы о профессии, образовании, возрасте, доходе, поле, социальном происхождении, семейном положении, месте рождения и проживания, национальности и т.д. В зависимости от целей и задач проводимого исследования количество социально – демографических параметров может быть различно.
Важное правило «паспортички» - то, что ее структуру нельзя переносить из одной анкеты в другую. Все социально – демографические признаки респондента должны строго вытекать из целей и задач исследования.
Например, изучая условия жизни студентов, в паспортичку необходимо включать вопросы о семейном положении, доходах, жилищных условиях и др., но необязателен вопрос о национальной принадлежности. При исследовании же проблем национального самосознания указание респондентом своей национальности становится чрезвычайно важным.
Особым моментом при составлении анкеты является вопрос о том, где располагать объективку – в начале или конце опросного листа. По этому поводу нет однозначной точки зрения. Но большинство социологов считают необходимым помещать «паспортичку» в конце вопросника. В противном случае это может вызвать настороженность респондента и породить сомнения в анонимности опроса.
Заключение.
Заключительная часть анкеты – обязательный и полезный атрибут. Здесь должна присутствовать благодарность респонденту за участие в исследовании, которая может быть выражена следующими фразами: «Благодарим за помощь», «Спасибо за участие в исследовании» и др.
Нередко в заключительной части анкеты социологи интересуются мнением респондентов о том, насколько полезен и актуален был опрос или какие проблемы следовало бы еще изучить. Кроме того, некоторые следователи просят указать на недостатки анкеты или дописать то, что респондент не смог высказать в ответах на вопросы анкеты. А также предлагают принять участие в последующих опросах.
Иногда в заключительной части анкеты приводятся фамилии разработчиков вопросника и ответственных за проведение опроса с указание телефонов. По которым респондент может обратиться за дополнительным разъяснением.
Контент-анализ
Как мы уже отмечали, традиционный анализ не позволяет в полной мере избавиться от субъективности исследователя, поэтому в социологии нашли широкое применение количественные методы анализа документов (контент-анализ). Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемее признаки, черты, свойства документа, которые с необходимостью отражали бы определенные стороны содержания. Качественное содержание делается измеримым. Наиболее широко контент-анализ применяется при работе со СМИ. Здесь определились «стандартные» смысловые единицы: понятие, выраженное единичным словом или сочетанием слов; тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах; имена людей, географические и иные названия, упоминание какого-либо события. Выбрав смысловую единицу, исследователь должен определить единицу счета. Ей может быть:
Время – пространство.
За единицы счета принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок. Для кино, радио, телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события.
2. Появление признаков в контексте.
Например, учитывается появление признака в статье или в абзаце, причем засчитывается только один раз.
Частота появления.
Частота появления темы в том или ином документе может служить показателем ее значимости с точки зрения автора документа. Подсчет оценочных характеристик текста (например, всех «за» и «против» в отношении какого-либо события) позволяет подойти к исследованию установок автора сообщения и к выявлению намерений и мотивов автора.
Существуют специальные процедуры подсчета, приспособленные для контент-анализа. Например, формула коэффициента Яниса (С), предназначенная для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными оценками, суждениями, аргументами. Если благоприятных единиц больше, то используется формула:
C = f 2 - f ∙ n
r ∙ t , где f – число благоприятных единиц, n – число неблагоприятных единиц, r – объем содержания текста, который имеет прямое отношение к изучаемой проблеме, t – общий объем текста.
Если благоприятных единиц меньше, коэффициент С исчисляется по формуле:
С = f 2 – f ∙ n
r ∙ t
Поведение С+ таково: индекс С+ растет в положительном направлении, когда увеличивается число единиц позитивного содержания. С+ растет в абсолютном значении, если увеличивается число нейтральных единиц (t – r), и уменьшается с уменьшением общего материала. Коэффициент С+ = 0, если все единицы, относящиеся к содержанию темы, нейтральны, либо если число единиц t равно числу n. Свойства С- аналогичны свойствам С+.
Метод, техника, методика, процедура социологического исследования.
Соц. исследование рассматривается как один из основных способов развития социологического знания, состоящий в сознательной концентрации усилий исследователей ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах.
Виды соц. исслед.:1. В зависимости от уровня получения знания об обществе или отдельных его подсистемах, компонентах:
-теоретические (направлены на разработку теорий, выявления социальных тенденций развития общества и его подсистем, анализ наибольших противоречий, возник. в них;
-эмпирические (сбор и обработка соц. фактов по средствам прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов)
2. по фундаментальному предназначению:
-фундаментальное (направлено на совершенствование теории и методологии, на обогащение самой социальной науки, на расширение знаний об обществе);
-прикладное(исследование ориентировано на практическое решение задач, соц. проблем, связанных с рег-м определением соц. процессов, прогнозированием и управлением в конкретной области жизни общества)
3.в зависимости от задач:
-разведывательные (получение оперативной социологической информации - сжатый по объему инструментарий, небольшая группа респондентов);
-описательное получение сведений целостного характера об изучаемом явлении -общая картина состояния объекта);
-аналитическое (устанавливается связь м/у характеристиками изучаемых явлений (процедур), определяется факторы влияющие на него изнутри и извне.
Процедура1. подготовка (разработка программы исследования - изложение его теорико- методологических предпосылок соот. с основ. целями предприн. работы и гипотез исследования с указан. правил, процедуры, т.ж. лог-ой последовательности операций по их проверке.
Включает 2 раздела:
Методологический(1.формул. проблемы (объект соц. Исследования - то, что явно или неявно содержит в себе противостояние и порождает проблемную ситуацию. Предмет- это наиболее значимые с практической и теоретической точки зрения свойства, кот. подлежат непосредственному изучению.)
2.определение цели и постановки задач (цель - то, что должно быть достигнуть в конце всей работы . задачи- формулируют вопросы, на кот. должен быть дан ответ для реализации цели исследования)
3.уточнение и интерпретация. основ. понятий(интерпретация - это выбор ключевых социальных понятий и определения их содержания, толкования)
4.развертывание рабочих гипотез (научное предположение о структуре соц. объектов, о характере и сущности связей м/у соц. явлениями);
Процедурный(1-разработка стратегического плана исследования (поисковой план - нет ясного предположения о проблеме, описательный- упорядочивает известных фактов, экспериментальный- когда имеются знания об объекте
2. выбор исследовательской стратегии
3. обоснование и формирование выборки
4.разработка методологического инструментария исследования).
Методы:
-Анализ документа (документ- средство закрепления различным способом на спец. материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности (формализованный и неформ. методы анализа документа, количественный);
-наблюдение- метод сбора первичной инф. об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучению объекта и значимых с точки зрения целей исследования (включенное(участвующее в контакте с наблюдаемым); невключенное(неуч.)
- со стороны; -соц. опрос- метод получения первичной инф., основ. на непосредственных или опосредованных связей м/у исследуемым и респондентом;
-анкетирование(анкета- тиражированный док-т , сод. совокупность вопросов, сформулированных и связанных м/у собой по определенным правилам);-интервью- целенаправленная беседа с глазу на глаз с опрашиваемым;
-анализ данных- совокупность действий, осущ. исследованием в процессе изучения полученных данных в целях формирования определенных представлений. о характере явления, описываемого этими данными.
40. Таким образом, анкетный опрос и социологическое интервью обеспечивают получение основного массива социологической информации. При всей ее важности нельзя не заметить и определенной доли субъективности этой информации, потому что так или иначе в ней зафиксировано мнение людей, которое по самой своей природе не может не быть субъективным. Задача исследователя – снизить эту долю, на базе субъективных мнений зафиксировать проявление объективных явлений и тенденций общественной жизни.