Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура.

Социология как наука неразрывно связана с теоретическими и эмпи­рическими (прикладными) исследованиями. Их основной задачей является «добыча» новых знаний об обществе, социальных явлениях, процессах, груп­пах и личностях. Эти знания могут способствовать решению многих про­блем человеческого бытия, указывать направления совершенствования управления, рекомендовать превентивные меры по предупреждению обще­ственных катаклизмов, прогнозировать будущее.

В обеспечении высокого уровня социологических исследований со­циолог должен, прежде всего, видеть различие между социальным обследо­ванием и социологическим исследованием. Социальное обследование на­правлено на простой сбор систематической социальной информации (оп­росы, статистические обследования, зондаж общественного мнения, в меди­цине – медосмотры и т.д.) Подобный метод широко используется в СМИ, в выступлениях политиков, докладах представителей различных сфер общест­венной жизни. Социологическое исследование направлено главным образом на то, чтобы получить новые данные об объектах и предметах исследова­ния, расширить сферу социологического знания, подтвердить, опровергнуть или обогатить знания об изучаемом объекте.

Социологическое исследование – это система логически последова­тельных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последую­щего использования в практике.

Социологическое исследование состоит из трех уровней (задач): мето­дологического, методического и процедурного.

Методологический уровень представляет собой позицию, подход со­циолога, его теоретическую точку зрения в интерпретации социальных про­блем, предмета и результатов исследования.

Методический уровень включает в себя выбор методов сбора и обра­ботки первичной информации.

Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

Чтобы не допустить деформацию объективной картины социологиче­ского исследования, социолог должен постоянно совершенствовать методику и методологию его проведения. Совершенствование методики и методологии в изучении социальных процессов позволит приобрести профессиональный опыт, уменьшить зависимость исследования от субъективного влияния со­циолога. Субъективный подход – одна из главных причин деформации объек­тивной картины социологического исследования. Он может проявиться вследствие:

– ложной теоретической или идеологической оценки ситуации;

– низкого профессионального уровня исследователей;

– эмоционального состояния работников социологического исследова­ния и др.

Качество результатов исследования зависит также от организацион­ного построения всего процесса. Исследовательский процесс состоит из ча­стных процессов и особых действий, находящихся в определенной последо­вательности друг к другу.

Очень важно, чтобы структура исследования выполнялась методично, ровно и охватывала все в целом. Социологу важно получить данные о всех явлениях и фактах социального процесса. Они его интересуют настолько, насколько являются типичными для всего социального явления, т.е. в какой степени отдельные факты и явления могут характеризовать изучаемый объ­ект как единое целое.

В реальной практике сложилось несколько видов, типов социологиче­ских исследований. Необходимость определения типов исследования дикту­ется главным образом тем, что уже в самом начале его проведения перед со­циологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного в изучении социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Правильно выбранный тип исследования позволяет более эффек­тивно использовать уже накопленный другими исследователями опыт его организации и проведения.

Социологические исследования подразделяются по многим основа­ниям.

По характеру добываемого социологического знания различают тео­ретические и эмпирические (прикладные, конкретные исследования). Теоре­тическое исследование – это глубокое обобщение накопленного фактиче­ского материала в различных областях общественной жизни. В центре эмпи­рических исследований находится сбор фактического материала, на основе анализа документов, наблюдения, опросов и т.д.

В зависимости от того, подтвердятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Ра­зовые исследования позволяют получить данные о состоянии, статике соци­ального объекта в данный момент. Повторное исследование используется для выявления динамики изменений. Разновидностью повторного исследо­вания является панельное, когда один и тот же социальный субъект изуча­ется по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наглядным примером панельного социологического исследования являются периодические переписи населения.

По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глу­бине анализа социальных явлений социологические исследования подразде­ляются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование направ­лено на более простое изучение объектов, явлений и процессов и позволяет решать ограниченные задачи. Разведыва­тельное исследование чаще всего представляет собой «обкатку» инструмен­тария исследования (анкет, опросных листов, карточек наблюдения и др.). В ходе его уточняются цели и задачи, гипотезы, вопросы и их формулировка. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социо­логическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Оно, как правило, предваряет более глубокое исследование.

Описательное исследование – более сложный тип социологического исследования. С его помощью получают эмпирические данные, дающие от­носительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, яв­лении или процессе. Обычно оно проводится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность объектов, явлений, людей, применение различных методов сбора эмпирических данных, анализ которых в данный момент невозможен или нецелесообразен. Результаты описатель­ного исследования являются материалом для последующих исследований.

Аналитическое исследование – наиболее сложное социологическое ис­следование. Оно позволяет не только описывать элементы изучаемого объ­екта, явления или процесса, но и выявить их причины, тенденции, опреде­лить факторы совершенствования.

Выделяются также и такие типы исследования, как сплошное, выбороч­ное, локальное, региональное, отраслевое, точечное и другие.

Любое социологическое исследование – это сложный процесс познава­тельной деятельности, в ходе которого последовательно осуществляется пе­реход от одних качественных этапов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. В связи с этим всякое исследование проходит определенные этапы. Выделяют четыре основных этапа.

Первый этап подготовки и организации исследования. На этом этапе разра­батываются вопросы методологии, методики и техники социологического исследования, составляется его программа.

Второй этап – непосредственное эмпирическое исследование, в ходе кото­рого с помощью различных методов осуществляется сбор социологической информации.

Третий этап – аналитический, на котором происходит анализ социологи­ческой информации, её обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономерностей, выделение корреляци­онных и причинно-следственных связей.

Четвертый этап – практический. На нем происходит разработка прак­тических рекомендаций и социальных технологий, модели практического преобразования изучаемого социального объекта, явления или процесса.

Выделенные этапы социологического исследования охватывают все главные виды теоретической, эмпирической и организационной работы. Они тесно связаны между собой и на практике часто проводятся одновременно.

Наши рекомендации