Метод интервью. Виды интервью по способу формулировки и постановки вопросов. Основные достоинства и недостатки метода интервью.
Интервью с точной и с неточной формулировкой вопроса. Первый тип характеризуется тем, что интервьюер задает вопросы так, как они записаны, и в том порядке, в каком они записаны. Это отнюдь не тождественно процедуре формализованного интервью, поскольку закрытия в вопросах могут отсутствовать, а ответы респондентов могут быть сложными и пространными. В интервью с неточной формулировкой вопросы формулируются по усмотрению интервьюера, который приспосабливает их к каждому респонденту в зависимости от хода беседы. Вместо вопросников в интервью этого типа часто используется перечень информации, которую надо получить от каждого респондента.
Вопросы, подготовленные заранее, и вопросы, заданные по ходу интервью.Здесь противопоставляются вопросы, заранее продуманные исследователем, и те вопросы, которые задаются непосредственно в интервью в виде оперативной реакции на высказывания респондента. В большинстве интервью имеют место как те, так и другие вопросы, но их удельные веса могут существенно различаться. Могут проводиться интервью, которые вообще не содержат заранее продуманных вопросов. В этом случае интервью должно структурироваться через понимание исследователем своей исследовательской проблемы. Не зная заранее, какой именно релевантной информацией располагает респондент, интервьюер задает вопросы, ориентируясь непосредственно по обстановке.
Вопросы по ходу интервью являются своего рода компенсатором недостаточной проработанности заранее подготовленного вопросника. Оперативное реагирование на высказывания респондента имеет определенные положительные стороны, поскольку благодаря ему, исследователь старается не упустить какую-то важную информацию, о которой сам респондент мог упомянуть ненароком или косвенно.
Общий и частный вопросы. Данные термины отражают различия в логических объемах вопросов: на одном полюсе вопрос предельно большого, а на другом – предельно малого логического объема. При получении информации по одной и той же теме интервьюер имеет возможность выбора: задать один общий или большое количество частных вопросов. Общий вопрос, задаваемый респонденту, может по логическому объему и по формулировке совпадать с программным вопросом исследования.
Полуструктурированный вопрос.«полузакрытый вопрос». Последний обозначает такой тип анкетного вопроса, в котором наряду с несколькими закрытиями предусматривается и открытый вариант ответа, обозначаемый выражениями типа «иное мнение» или «иной ответ».
Наводящий и нейтральный вопросы. Первый тип вопроса отличается формулировкой, в той или иной степени предопределяющей ответ респондента, т. е. оказывающей на него своего рода психологическое давление. Второй тип вопроса в идеале не должен иметь такого влияния.
Подготовка интервью: выбор респондентов, составление вопросника, определение места, времени и способа записи.
Выбор респондентов.При обследовании методом глубокого интервью однородной и не образующей социальной структуры совокупности индивидов могут использоваться различные принципы отбора респондентов, в основном аналогичные методам формирования выборки при проведении количественных опросов.
1. Простой случайный отбор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений или представлений респондентов. При этом ставится задача определения не частоты встречаемости различных систем представлений, а типологическое описание самих этих систем и их внутренней логики. Метод простого случайного отбора применяется также в тех случаях, когда предварительные знания об объекте исследования настолько малы, что нет возможности применить более целенаправленные методы.
2. Метод формирования равных по численности квот. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны основные параметры и значимые для исследования характеристики.
3. Метод «снежного кома». Как известно, данный метод применяется в тех случаях, когда необходимо составить выборку из представителей рассредоточенного меньшинства, не обладающего формально фиксируемыми признаками, либо не значащегося ни в каких списках или картотеках.
4. Метод фильтрующего опроса. При использовании этого метода проводится количественный опрос, в рамках которого выявляются респонденты, соответствующие определенным рекрутинговым критериям. Далее из числа этих респондентов отбираются кандидатуры для проведения глубокого интервью.
Типы респондентов:Ключевые информаторы,Специальные респонденты,Типичные представители,Высокое или низкое положение в иерархии,Противостоящие или конфликтующие ролевые позиции,Активный и пассивный типы респондентов,Незаурядные люди как особый тип респондентов,Члены группы и посторонние,Кто хочет предоставить информацию,Кто доступен.
Составление опросника. Опросник должен содержать:
1. Стандартную первую страницу с вопросами о номере интервью, коде интервьюера, величине населенного пункта и регионе, а так же времени начала, окончания и продолжительности интервью.
2. Стандартный набор вопросов о демографических данных респондента.
3. Основной блок вопросов согласно теме исследования.
Обязательные атрибуты опросника:
1. Страницы опросника должны быть пронумерованы.
Номер страницы располагается в правом верхнем углу.
2. На каждой странице опросника указывается название или уникальный код проекта. Уникальный код проекта располагается в левом верхнем углу страницы.
3. Каждая страница содержит название компании
Название располагается в нижней правой части страницы.
4. Первая страница опросника содержит название или уникальный код проекта
и если проект состоит более чем из одного опросника - уникальное название опросника.
5. На первой странице, под названием указывается месяц и год проведения проекта
Опросники бывают:
1. Фиксированного формата. (Формат опросника указан заказчиком, имеет четкую, одинаковую структуру во всех странах проведения исследования). Эти опросники не требуют форматирования, а должны быть переведены с сохранением оригинальной структуры. Переведенный опросник утверждается заказчиком.
2. Произвольно - фиксированного формата. (Заказчик предоставляет перечень вопросов которые должны быть включены в опросник). Вопросы могут быть предоставлены в произвольном формате, в электронном или в бумажном виде. Ётот тип опросника требует перевода и форматирования.
3. Произвольного Формата. С заказчиком оговаривается тема исследования, задачи и предполагаемые результаты. Продумываются вопросы, согласуются с заказчиком, вносятся в опросник и форматируются.
4. Омнибусный формат. Омнибус - исследование объединяющее в себе блоки вопросов на разные темы. Цели и задачи каждого блока оговариваются с заказчиком отдельно. Поэтому омнибусный формат может комбинировать в себе все вышеперечисленные форматы опросника.
Место, время, способ записи.Типичная продолжительность интервью составляет от 40 минут до 2 часов.Таким образом, место интервью по возможности должно быть выбрано так, чтобы минимизировать факторы, препятствующие установлению контакта с интервьюируемым. В частности, этого можно достичь, если увести респондента из той обстановки, которая постоянно напоминает ему о его обязанностях и делах. Интервьюируемые чувствуют себя более раскованно, если сидят в удобных креслах и между ними и интервьюером нет преград в виде столов или конторок. Существуют три способа записи: магнитная звукозапись, запись от руки в процессе интервью и запись по памяти.
25. Методические приемы проведения интервью. Типичные ошибки интервьюера и методика его подготовки.
Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы: подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку; начало; основная часть; авершение; обработка результатов.
Методические принципы интервьюирования можно разделить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применительно к различным типам исследовательских задач.
Основные методические приемы, используемые при проведении интервью: биографические, телеологические, проективные, метод критических инцидентов, моделирование конкретных ситуаций, моделирующих ситуацию на работе и т.д. Хотя число видов ошибок, допускаемых интервьюерами, очень велико, основная их часть может быть сгруппирована в три типа:
- ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент «замыкается в себе»;
- ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результате которых респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.п.;
- ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений. Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования. Следует оговорить, что в некоторых случаях действия интервьюеров, влекущие за собой названные последствия, бывают сознательными, т. е. введенными в действие с той или иной методической целью. Ошибками, следовательно, следует считать только такие действия, которые, удовлетворяя одному из названных выше критериев, являются незапланированными и не имеют ясно осознаваемой интервьюером методической цели. Практическое обучение навыкам ведения интервью может быть индивидуальным или групповым. Оба метода могут сочетаться, однакоих описание следует дать отдельно. При индивидуальном обучении источником сведений об ошибках могут быть либо опытный интервьюер, либо респондент. Пробные интервью, проводимые начинающим интервьюером, желательно записывать на диктофон, после чего они могут стать предметом прослушивания и критического разбора с участием начинающего интервьюера, преподавателя и, возможно, респондента. Второй путь заключается в совместном прослушивании записи интервью, в котором участвуют все три участника процесса обучения. В ходе прослушивания квалифицированный интервьюер, наряду со своими комментариями, задает респонденту вопросы, касающиеся его реакций на действия обучающегося интервьюера. Наряду с индивидуальными существуют групповые формы обучения, причем некоторые авторы считают их более эффективными. После кратких теоретических разъяснений обучение производится путем проведения учебных интервью между членами группы, критических разборов и дискуссий, наблюдений и практики. К числу методов группового обучения относится метод разыгрывания по ролям. При использовании этого метода один из членов группы играет роль респондента. Другой член группы играет роль интервьюера, остальные наблюдают. Когда разыгранное интервью заканчивается, организуется общая дискуссия и обсуждаются методы, которые использовал интервьюер, его ошибки и методические находки, а также проблемы, вызванные поведением респондента.