Интервью как метод сбора информации: виды, типы, характеристика.

Классификация интервью

Виды интервью можно рассматривать по разным основания в зависимости от типа последующего материала. Ниже преведениа одна из классификаций (северо-американская модель):

1. Интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности)

2. предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия)

3. типа собеседника (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы событий)

4. Соц. положения собеседника (из высших слоев, равные журналисту, из низших слоев)

5. От способа общения (лицом к лицу, по телефону)

Российкие авторы выделяют следующие виды интервью:

1. протокольное интервью; цель – получение оф. Разъяснений по вопросам внутренней и внешней политикинтервью

2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются оф. Заявленияминтервью

3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.

4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

Виды интервью по степени стандартизации

1. Строго стандартизованное.

Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановкинтервью В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече.

2. Полустандартизованное.

Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов.

3. Не стандартизованное или свободное.

Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план. Этот вид интервью предоставляет инициативу журналисту, дает мах. Возможности для получения незапланированной инф-ии, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем.

Виды интервью по характеру получаемой информации

1. Интервью для получения чисто фактических сведений.

Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет инф-ию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает.

2. Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме.

Здесь важна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает как член группы.

3 Интервью для получения представления о личности опрашиваемого.

Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительностинтервью Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:

- общая подготовка

- конкретная подготовка

- психологическая подготовка

.Конкретная подготовка к интервью

- определение цели интервью и характера необходимых сведений

- изучение предмета интервью и собеседника

- предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов

- договоренность о встречи, месте, времени интервью

Изучение предмета интервью и собеседника

.- его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемам беседы

- факты его биографии

- его личные качества. Привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы

Вопросы в интервью

Главное значение вопросов – это реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

1. по форме вопроса

Открытые и закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

Прямые и косвенные, личные и безличные

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно.

2. по воздействию на собеседника:

Наводящие или подсказывающие вопросы.

3. по функции: Основные, зондирующие, дополнительные.

Наши рекомендации