Интервью как метод сбора социологической информации. Виды и специфика. «Инструкция интервьюеру». Особенность нарративного интервью.

Интервью– метод сбора информации, который осуществляется в форме беседы между социологом (интервьюером) и респондентом (интервьюиром). Для того, чтобы интервью прошло успешно социолог должен разработать программу интервью и план интервью. Программа интервью включает в себя следующие пункты (этапы):

1) Уточняется проблема (тема) исследования

2) Разрабатываются цели и задачи интервью

3) Уточняется и характеризуется объект и предмет исследования при интервью

4) Уточняются исполнители интервью.

5) Уточняются виды документов, необходимых для фиксации ответов респондентов

6) Уточняются сроки проведения интервью, формы отчётности по интервью и сроки предоставления итогового отчёта по интервью

В плане интервью уточняется время и дата проведения интервью: подбирается необходимая техника и оборудование, разрабатывается инструментарий интервью (бланки интервью), составляется смета расходов на интервью.

К личности социолога предъявляются следующие требования: компетентный в том вопросе, который он исследует, должен быть пунктуальным человеком и коммуникабельным специалистом.

При проведении интервью у лиц пожилого возраста интервьюером должен быть молодой человек. У мужчин удачно берёт интервью женщина. А у женщин – мужчина.

1) Стандартизированное интервью – оно осуществляется по заранее разработанной программе интервью и инструментарию интервью, где конкретизированы объекты и предметы интервью и социолог не должен отклоняться от стандарта проведения интервью

2) Нестандартизированное интервью – длительная беседа (2-3 часа) с каким-то руководящим работником или специалистом, который имеет прямое отношение к исследуемой проблеме и может дать полную информацию в процессе интервью. Здесь заранее определяется объект интервью, но стандарт в отношении предмета интервью и инструментария интервью не выдерживается.

3) Полустандартизированное интервью сочетает в себе характеристики стандартного интервью и нестандартного интервью

4) Индивидуальное интервью – беседа тет-а-тет

5) Групповое интервью. Здесь социолог беседует с группой респондентов, выслушивая ответы индивидуально от каждого человека

6) Фокусированное интервью. Изучается 1-2 характеристики проблемы, но более подробно и досконально

7) Панельное интервью осуществляется через равные промежутки времени в отношении одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам инструментария с целью изучения тех изменений, которые произошли в жизни людей.

Нарративное Интервью

- представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.

13. Метод социометрии: определение, применение и история возникновения. Методы социодрамы и психодрамы.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Одной из инноваций

Морено является так называемаясоциограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

Существенным недостатком социометрии является то, что она может исследовать только уже сложившиеся коллективы. Для создания новых коллективов нужно использовать другие методы.

Социодра́ма — техника групповой психотерапии; метод, разработанный Я. Л. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Целями социодрамы как психотерапевтической техники являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов.

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическаяпсиходрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современнаяпсиходрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Отличия социодрамы от психодрамы:

1. В социодраме нет главного действующего лица, протагониста, с проблемной ситуацией которого работала бы группа. В идеале в социодраматическом действии участвует вся группа, моделирующая проблемную ситуацию.

2. В отличие от психодрамы, пытающейся выявить причины возникновения проблемной ситуации, социодрама стремится к расширению социального контекста. Ведущими вопросами для психодрамы являются «Где ты этому научился?», «Когда это с тобой уже происходило?». В социодраме ведущим вопросом является «Кто ещё вовлечен в данную ситуацию?».

Наши рекомендации