Вопрос 2. Программа соц. исследования
Программа исследования - научный документ. Он представляет собой изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по их проверке. Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования. Программа включает следующие элементы: а)Методологический раздел программы: 1) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.2) Определение цели и постановка задач исследования. 3) Уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий. 4) Предварительный системный анализ объекта исследования. 5) Развёртывание рабочих гипотез. б) Процедурный раздел программы: 1) Стратегический план исследования. 2) Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 3) Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Объектом исследования может быть или социальное явление, или социальный процесс, или социальные отношения, содержащие в себе социальное противоречие. Иными словами, объектом может быть вес то, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Помимо объекта познания выделяется также его предмет, то есть наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые наиболее выпукло выражают данное социальное противоречие. Так, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территорий, а предметом - сам процесс миграции.
Цель исследования ориентирует его на анализ проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. Задачи формулируют основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы. В теоретически ориентированном исследовании, прежде всего, решаются научные (основные) задачи. В практически ориентированном исследовании практические задачи являются основными, а научные - неосновными.
Важнейшей задачей начального этапа социологического исследования является развернутое описание социального объекта как целостной системы, предварительной фиксации элементов и связей его. Социальный объект рассматривается с двух сторон, как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором - внутренними.
Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Гипотезы в социологическом исследовании - научные предположения о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями. Основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываний, которые совершенствуют и обогащают имеющиеся знания.
В современной социологической теории разработаны основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки гипотез. Во-первых, соответствие исходным методологическим принципам социологии, научным положениям и выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. Во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу. В-третьих, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез. В- четвертых, уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение.
Основные этапы любого соц.исследования:
1) Подготовительный этап(самый важный, основы получения полной и надёжной информации).
2) Сбор первичной социологической информации(необобщённой)
3) Обработка на компьютере
4) Анализ полученной информации и интерпретация.
Программа исследования состоит из двух частей:
Методологическая часть исследования
Методическая часть исследования (разработка одного основного метода сбора первичной информации(анкетирование)).
Методологическая часть включает в себя этапы: 1) Формулировка проблемы исследования, объекта и предмета исследования. 2) Формулировка одной цели и задач исследования. 3) Интерпретация (выражение абстрактного через менее абстрактное).4 ) Анализ объекта исследования. 5) формулировка гипотез исследования.
Билет 7.
Вопрос 1. Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Выделяют два типа социометрических индексов: 1)персональные социометрические индексы; 2)групповые. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Социометрический критерий - критерий, на основании которого респонденты осуществляют выборы членов своей группы при изучении группы с помощью социометрических методов.
Обычно исследователь задает этот критерий респондентам в виде социометрического вопроса, в котором предлагается выбрать для той или иной совместной деятельности одного или нескольких членов группы.
Этапы социометрического опроса. Остановимся на этапах проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.
Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).
Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев.
Вторая фаза.Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому (респонденту) заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п.Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.
Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.
Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.
Вопрос 2. Ошибки
При любом исследовании (сплошном и выборочном) могут встретиться ошибки двух видов: регистрации и репрезентативности. Ошибки регистрации могут иметь случайный и систематический характер. Случайныеошибки складываются из множества различных неконтролируемых причин, носят непреднамеренный характер и обычно по совокупности уравновешивают друг друга (например, изменения показателей прибора при температурных колебаниях в помещении).
Систематические ошибки тенденциозны, так как нарушают правила отбора объектов в выборку (например, отклонения в измерениях при изменении настройки измерительного прибора).
Пример. Для оценки социального положения населения в городе предусмотрено обследовать 25% семей. Если при этом выбор каждой четвертой квартиры основан на ее номере, то существует опасность отобрать все квартиры только одного типа (например, однокомнатные), что обеспечит систематическую ошибку и исказит результаты; выбор же номера квартиры по жребию более предпочтителен, так как ошибка будет случайной.
Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению, их невозможно избежать и они возникают в результате того, что выборочная совокупность не полностью воспроизводит генеральную. Значения показателей, получаемых по выборке, отличаются от показателей этих же величин в генеральной совокупности (или получаемых при сплошном наблюдении).
билет 8.
Требования к интервьюеру.
Интервьюер - это человек, который занимается профессиональным ведением опросов и всевозможных тренингов, берет интервью. Опросы проводятся в самых различных местах: на улицах города, в больших торговых центрах или маленьких продуктовых магазинах, непосредственно на дому у потенциального покупателя. Иногда требования к интервьюируемым задаются компанией заранее, в таком случае сотрудник должен самостоятельно найти подходящих по параметрам потенциальных клиентов.
При характеристике интервью необходимо обратить внимание, что качество получаемой информации во многом зависит от подбора и обучения интервьюеров. Практика помогла выработать определенные требования к ним. Назовем наиболее важные из этих требований. Первое - учет влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с респондентами-мужчинами, то женщины-интервьюеры - с представителями обоего пола. Не способствует контакту большая разница в возрасте интервьюера и респондента.
Во-вторых, имеет значение внешний вид интервьюера. Одежда должна соответствовать обстановке опроса, не служить отвлекающим, настораживающим моментом (фактором). Темп интервью зависит от его длительности, места и обстановки проведения опроса, содержания затрагиваемых вопросов, тем, проблем.
Очень важны индивидуальные качества интервьюера. Это должен быть социально активный человек, имеющий определенный уровень знаний и культуры, честный, добросовестный, дисциплинированный, общительный, физически выносливый. Ему должны быть присущи такие качества, как терпение, умение говорить понятно, внятно, неторопливо, стремясь донести до респондента адекватный смысл вопроса. Он должен уметь слушать, уметь молчать. С его стороны не допустимы жесткость, требовательность, властность, отталкивающие респондента. Интервьюер должен избегать внушения, влияния на опрашиваемого интонацией, жестами, своими манерами и т.д.
Практика показала, что опрос должны проводить интервьюеры, имеющие не одну и ту же точку зрения (тем более крайние взгляды), а разное отношение к исследуемой проблеме.
Одно из требований опроса - стремление избегать не только влияния интервьюера на респондента, но и респондента на интервьюера. Необходимо стремиться преодолевать стереотипное отношение к респонденту на основании внешних черт, социального положения и т.д.
Важно овладевать навыками регистрации ответов респондентов. Это могут быть записи с применением стенографии, сокращенные записи (с немедленной их расшифровкой после опроса), механические звукозаписи; запись по памяти, запись с использованием двух интервьюеров. Каждый вид записи имеет свои плюсы и минусы. Их применение зависит от навыков интервьюера, обстановки, наличия аппаратуры и т. д.
Уметь формулировать вопросы так, чтобы большую часть времени говорил претендент. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему...?», «Как...?», «Что...?» предполагают развернутые ответы. Вопросы типа «Были ли вы...?», «У вас есть...? и т.п. неизбежно заставят давать краткие ответы.
Уметь контролировать ход собеседования, т.е. способствовать тому, чтобы кандидат говорил именно то, о чем менеджер хотел бы узнать.Наиболее очевидным средством контроля является форма задаваемых вопросов. Вопрос, формулированный следующим образом: «Сконцентрируем на минутку внимание на...», «Мне хотелось бы услышать о...» или « Расскажите, как...», позволяет лучше контролировать ситуацию.
Уметь слушать, «держать открытым свой ум», концентрируя все органы чувств на восприятии поступающей информации. В большей степени результат собеседования зависит от сведений о кандидатах, собранных главным образом с помощью органов зрения и слуха. На основе этого менеджер сможет сделать верный выбор.
Уметь выносить суждения. На протяжении всего собеседования оставаться объективным: не выносить предвзятых суждений, не поддаваться соблазну принять решение в самом начале собеседования, подыскивая затем доказательства правильности своего мнения о претенденте.