Методология, методика и техника прикладных социологических исследований
Методология, методика и техника прикладных социологических исследований
Программа прикладного исследования.
План
- Общая структура прикладного соц. иссл.
- Содержание и функции программы
- Последовательность разработки программы
Общая структура прикладного социологического исследования
Социологическое исследование — это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов. Общая структура п.с.и приведена на схеме 1.
Содержание и функции программы
Программа — это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Имеются следующие разделы:
- Теоретический - основной раздел. В свою очередб можно разделить на следующие позиции:
- Целеориентация исследования. В основе иссл. лежит проблема, как область затруднений; предметный аспект проблемы — это определенная социальная задача; гносеологический аспект — осознание к-л общ. потребности и способов ее решения. Объект иссл. — область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. Предмет исследования — значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования. Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования — интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов. Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования.
- Определение и интерпретация теоретических понятий включает:
- соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление)
- достижение однозначности в понимании (составление тезауруса)
- достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых)
- Эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам. В ходе э.и.п. происходит конкретизация теор. понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ — ПОКАЗАТЕЛЬ — ИНДИКАТОР — (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ — ИНСТРУМЕНТ).
- Построение модели — это системное описание существенных сторон предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений. Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования. На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.
- Процедурно-методический раздел программы
включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки. Метод — это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования. Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица). Методика — система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.
Методы получения информации:
- опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)
- наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)
- анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)
- эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)
Выборочный метод — метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
- определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
- определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоступенчатая)
- определение объема выборки
- расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
- определение технологии отбора объектов
Репрезентативность (представительность) — свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
n = 2
n = (0, 25 t2 N)/(A2N+0,25t2),
где n — объем выборочной совокупности
N- объем генеральной
t2 — число, определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности
A — предельная ошибка выборки
- Организационный раздел программы. Рабочий план исследования — схема действий с распределением времени и ресурсов.
Рабочий план включает следующие основные этапы: - формирование рабочей группы
- разработку программы исследования
- разработку инструментария
- расчет выборки
- проведение пилотажных исследований
- размножение инструментов
- инструктаж участников полевого исследования
- организацию полевого исследования
- контроль качества заполненных документов
- подготовку инструментов к обработке
- обработку
- анализ результатов
- подготовку отчета
- оформление архива исследования
Практика
· Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы обучения абитуриентами
· Программа исследования №2
· Социометрия
· Радиореклама
I. Методологическая часть.
План
1.1. Обоснование проблемы исследования.
Многообразие форм и типов обучения приводит к сильной дифференциации навыков и знаний выпускников различных учебных заведений одного уровня образования и профиля. Также существенные различия во внутренних требованиях к подготовке, сдаче предметов в разных учебных заведениях. Все это обуславливает большие различия в уровне подготовке специалистов — выпускников данных учебных заведений. Желательно знать процентное соотношение абитуриентов поступающих на данную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при учебе и получить диплом. И при значительном количестве таких лиц выработать рекомендации по отбору студентов, уменьшающие количество абитуриентов данной категории. Рекомендации также направлены и организациям, контролирующим учебные заведения с платной формой обучения.
1.2. Цель исследования.
Разработать практические рекомендации приемным комиссиям для формирования критериев отбора студентов при поступлении в учебное заведение. Эти рекомендации должны обеспечить максимальный уровень заинтересованности отобранных абитуриентов к получению знаний. Также выявить направления, по которым следует совершенствовать работу учебным заведениям с бесплатной формой обучения.
1.3. Объект и предмет исследования.
Объект исследования — абитуриенты учебных заведений. Предмет исследования — причины, побуждающие абитуриентов выбрать ту или иную форму обучения (платную или бесплатную).
1.4. Логический анализ основных понятий.
Образование — совокупность знаний , полученных в учебном заведении (высшее образование, среднее техническое, среднее специальное, среднее, неполное среднее).
Абитуриент — человек, желающий продолжить обучение, который имеет свободу выбора специальности, учебного заведения и формы обучения.
II. Методическая часть.
2.1. Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая совокупность — абитуриенты. Так как исследуемая совокупность состоит из большого числа единиц, то сделаем выборку, которая будет состоять из 60 абитуриентов, поступающих в различные учебные заведения на платную форму обучения.
2.2. Методы сбора первичной социологической информации.
Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса.
III. Инструментарий.
- Анкета (на каждого абитуриента).
- Инструкция к заполнению анкеты.
Инструкция к заполнению анкеты.
Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. В вопросе №3 Вы можете вписать свой вариант ответа. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к консультанту, давшему Вам анкету. В том случае, если Вы уже являетесь студентом и Вам предложили заполнить эту анкету, то ответьте на вопросы так, как Вы думали до поступлении в ВУЗ, либо отдайте анкету знакомому абитуриенту.
Спасибо.
Вид анкеты.
- Какое вы получили образование:
- Неполное среднее.
- Среднее.
- Среднее специальное.
- Высшее.
- Как, по вашему мнению, полученные знания после окончания учебного заведения будут определять ваш доход и престиж:
- Будут иметь решающее значение.
- Будут оказывать весомое влияние.
- Будут оказывать слабое влияние.
- Не будут оказывать никакого влияния.
- Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется:
- Престижем учебного заведения.
- Заработной платой преподавателя.
- Научной деятельностью преподавателя.
- Стажем работы преподавателя.
- Другое_________________
- Вы считаете, что при платной форме обучения техническая оснащенность выше, чем при бесплатном образовании:
- Да.
- Нет.
- Вы считаете, что платное обучение более престижно:
- Да.
- Нет.
- Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную:
- Да.
- Нет.
- Насколько вам важно поступление в этом году в учебное заведение:
- Жизненно важно.
- Не очень важно.
- Не важно.
- Как вы считаете, где легче учиться:
- На бесплатной форме обучения.
- На платной форме обучения.
- Как вы считаете, где выше качество получаемого образования:
- На бесплатной форме обучения.
- На платной форме обучения.
Методология, методика и техника прикладных социологических исследований