Качественные и количественные методы

Качественные методы – мы изучаем персону, мотивацию, мнения и т.д.

Количественные - изучают тенденцию и направленность

Социометрический опрос

Социометрический опрос – скорее психологическая процедура, тем не менее, мы его используем для исследования структуры межличностных отношений и структуру как таковую в малых социальных группах. Он направлен только на количественное измерение. Ответ «почему?» - дан этим методом быть не может.

----------------------------основатель Морено –измерение дружеских чувств. Есть телечастицы, мы их изучаем. Если мы можем окружить себя людьми со сходными телечастицами – то он будет счастлив.

Этот метод дает изучать межличностные отношения в малых группах, путем фиксации среди членов группы своих предпочтений, связей в ситуации выбора. Результаты же относительны и неустойчивы.

Социометрический опрос – это вид испытания для выявления интенсивности степени к-л психологических реакций человека на окружающих его людей в различных ситуациях. Отличительная особенность социометрического опроса: в отличие от классических методов социологических опросов, здесь имеет место целенаправленная исходная ориентация на ыявление взаимных чувств, симпатий-антипатий в группе людей и в характере полученных данных.

Этот метод используется как средство управления групповой деятельностью оптимизации межличностных отношений, формирования коллективов (особенно для работы в нестандартных условиях). Может использоваться как самостоятельный так и вспомогательный метод.

Социометрический метод – является опросным, т.к. он имеет общие черты опроса:

· -наличие опросника

· -заполнение опрашиваемого

· -контакт с социологом

Социометрический опрос – совокупность приемов и методов, направленных на получение и интерпретацию данных о структуре межличностных отношений в социальной группе

· ====>социометрический тест–техника для выявления симпатий/антипатий в межличн отношениях членов группы. Дает количественную оценку выбора индивидов в отношении друг к другу, впроцессе взаимодействия в к-л одном виде деятельности.

1. Изучает степень сплоченности и разобщенности группы N(U)И

2. Изучает соотносительность авторитетов по принципу симпатий/антипатий

3. Обнаруживает внутригрупповые неформальные подсистемы

4. Кроме описания позиций членов группы, дает возможность выявить напряженные, конфликтные, индифферентные и т.п. участки в группе

Ø ====все это может изучаться на 2-х уровнях:

§ -1)-поведенческом – исследователь непосредственно наблюдает поведение человека в конкретных ситуациях, фиксируя данные наблюдения и анализируя их

§ -2)-на вербально-прожективном уровне – с помощью специальных анкет, выявляем желательный тип отношений в группе. Для более качественного проведения, необходимо соблюдать ряд требований к группе:

· –границы группы должны быть четко определены

· –группа должна быть малая

· –группа должна иметь определенный опыт совместной жизнедеятельности (не менее года)

· –все члены группы должны быть опрошены по одному инструментарию в одно время

· –все члены группы должны отвечать на вопросы теста самостоятельно

· -должны делать неограниченное количество выборов (выбор - выражение желания (не)сотрудничать с каким-либо другим членом группы или игнорирование)

· -вопросы тестов должны быть одинаково значимы для членов всей группы (выбирать значимые критерии)

· ====>социометрическая карточка– вид инструментария, с помощью которого получают первичную информацию при использовании социометрической техники

Этапы измерения:

Ø -определеяем варианты выбора (т.е. величину социометрического ограничения)

Ø -выбираем наиболее эффективные критерии для опроса членов группы

Ø -должны организовать и провести опрос

Ø -должны проинтерпретировать данные

Виды выбора:

1)-неограниченный выбор– каждый индивид в группе выбирает любое количество других индивидов --->это когда интересно найти, например, в группе изолированных; степень интеграции и сплоченности (чем больше положительных выборов, тем сплоченнее) и т.д.

2)-полный ограниченный выбор– каждый определяет свое отношение к каждому члену группы (используется крайне редко, хорошо считаются абсолютные рейтинги)

3)-строго ограниченный выбор- член группы делает строго определенное число выборов ---- = лимит социометрических выборов = социометрическое ограничение ------------величина выборов, установленных исследователем

Вероятность случайного выбора = d/N-1

N – кол-во членов в группе

d- социометрическое ограничение

N-1 – исключая себя

Критерий социометрического выбора- вид социальной жизнедеятельности, по которому предлагается сделать выбор

Эти критерии формируются в виде определенного вопроса социометрической анкеты.

Классификация критериев

По содержанию:

Ø -формальные(официальные=производственные) – выбор, по основному виду деятельности

Ø -неформальные(неофициальные) – выбор партнера для проведения досуга – личностные характеристики

По форме:

Ø -коммуникативные – на кого вы ориентированы (коммуникация) – «с кем бы вы хотели…»

Ø -гностический- используется для выявления степени осознанности каждым индивидом степени осознанности нахождения в группе: «Угадайте, а кто бы с вами захотел сотрудничать…»

По ориентации:

Ø -односторонние позитивные- с кем вы желаете работать

Ø -односторонние негативные– с кем не желаете

Ø -двусторонние – совмещение

Ø -сильные– все что связано с производственными, значимыми отношениями

Ø -слабые –неформальные отношения

ОПРОС не является анонимным – если же неанонимный, то мы не поймем кто какую структуру составляет. Поэтому если 1/3 или 1/4 отказались участвовать, то проводить не имеет смысла. Также совершенно нереферентны, если опрос проводит внутренний социолог – нужен человек со стороны. Руководству все сообщается в обобщенном виде.

Методы интерпретации социометрических тестов:

Ø ­-графический метод

o – социограммы – графическое изображение структуры межличностных отношений в группе, которая представлены в виде графических символов, где отражены позитивные и негативные выборы, сделанные членами группы

§ ßà - двусторонний позитивный выбор / ß|à - односторонний позитивный/ --- > -негативный выбор (пунктирная линия) / A< ---àB - абсолютно несовместимый выбор (А оцени позитивно B, а B – отвергает А) / A B - ситуция безразличия

· ----------- единых значений символов нет – читать легенду

· - лидер тот, кто получил максимальное количество позитивных выборов в различных позитивных критериях /\ - отвергнутый – наоборот | -ихолированный – не получил ни одного положительного и ни одного отрицательного выбора: 1-сам остался безразличным к остальным; 2-когда человек сам делает выбор, но со стороны окружающих остается безразличным

· -можем рисовать полигон распределений(взаимоотношение членов группы) – каждая точка – член группы

· -мишень – в центре – лидер, остальных располагаем на окружностях, те кто

· -звезда -лидер посередине, а далее -…

Ø -количественный метод

o -индексы

o -факторный анализ

o -статистический анализ

o -др виды анализа

ЛЕКЦИЯ №5

Структура анкеты

Структура

1)-введение (кто, задачи, инструктаж, благодарность )

2)-паспортичка

3)-вступление

4)-основная часть

5)-контактный вопрос

Верстка анкеты (компоновка анкеты в определенную структуру)

· -логическая

Ø Метод воронки:

§ Прямая воронка(от общего вопроса к конкретным)

§ Обратная воронка

Ø Метод пятимерного плана Гэлопа (метод постадийного развертывания пяти блоков вопросов):

§ .вопросы-фильтры

§ .открытые вопросы(определяют наиболее общие взгляды)

§ .специфические (набор конкретных предложений)

§ .причинные

§ .на интенсивность выраженного мнения

· -----------------------30+-5 вопросов; 45 минут

· -типографическая (дизайн)

(!) Запрещается (!)

Ø Разрывать текст вопроса переносом на другую страницу

Ø Разрывать вопросы ответами

Ø Вопросы содержащие, или подталкивающие к ответам

При «Хронометраже»:

-можно предложить шкалу Хронометража – привести от 0..1..2..3.. … ..23..24 ч. И респондент обводит временные части.

ЛЕКЦИЯ №6

Нельзя опрашивать респондентов:

· -знакомых и родственников

· -нельзя идти опрашивать человека, которого посоветовал респондент

· -нельзя, чтобы все опрошенные одним анкетером-интервьюером, были в одном пространстве

· -неэкспертов, в экспертных опросах

· -слишком заинтересованных в вознаграждении

· -тех, кто идет недобровольно

· -тех, кто постоянно участвует в опросах

· -социологов

· -иногда – психологов

Как готовить анкетеров (должен быть):

· -обучен

· -должен пройти инструктаж

· -должен уметь готовить отчетность (можем здесь много инфы почерпнуть: анализ маршрутных листов, таблица недосягаемости и отказов (отказ сразу или в процессе, мотивация отказа или без объяснения причин), заметки и наблюдения, мнения, по поводу обстановки опроса, реакции респондентов, их комментариев)

· -контроль работы анкетеров

Требования к инструментарию (техники построения вопроса):- все предполагают ряд требований

-вопрос не должен внушать респонденту

-формулировка не должна запутывать опрашиваемого

-ограниченность использования профессиональной терминологии

-вслед за ключевыми вопросами нужны вопросы контрольные

Принципы построения инструментария:

· ---принцип последовательности задаваемых вопросов

· ---принцип самодостаточности(вопросы должны быть самодостаточны --- должны быть логически связаны, инструментарий как единое целое)

· ---принцип разнообразия(как можно больше различных видов вопросов, чтобы не бросался в глаза преимущественный перевес отдельных видов вопросов)

Требования к инструментарию:

· -четкая фиксация задач и целей опросника

· -доступность формулировок, предлагаемых респонденту

· -обеспечение принципов социально-психологического общения социологов и респондентов (использовать все технические и организационные приемы)

· -должна быть стандартизация условий проведения респондентов

· -вопрос стимуляции ответа

· -вопросы-утверждения – тезис – и пусть дается респондентом мнение («миграционное законодательство ужесточено – «согласен с правительством, нет, зо»)

· -учитывать, что может быть «протест-ответ»

o –если проведении много вариантов «ЗО» - может быть как форма протестного ответа. В любом случае пересмотреть анкету

· -акцентировать внимание на рейтинг-опроса:

o –когда нужно каждой ценности прописать балл

o –проранжировать ценности

· -источники инфы:

o –кругозор

o –литература

o –эксперты

o –пилотаж

o –опыт предыдущих исследований

=-=-=-=-=-=

· -вопросы должны быть собраны в тематические блоки или даже комплексы

· -учитывать последовательность вопросов, чтобы избежать негативные эффекты (см.ниже)

· -учитывать последовательность самих блоков

· -между различными комплексами вопросов использовать «переходники-фильтры»

· -опрос желательно начать с нейтральных вопросов, не отбивая охоту заполнять инструментарий

· -обязательное наличие контрольных вопросов

· -при пилотаже посмотреть, где возникли затруднения у респондента

o –проведение статистического анализа пилотажа

· -при конструировании инструментария пользоваться методов воронки (прямая-обратная), продумывая негативные эффекты

· -использовать фильтры

· -вопросы тяжелые, интимные, чувственные, эмоциональные - в заключительной части анкеты

· -вопросы должны интерпретироваться однозначно. Ответы – достаточны, информативны (при альтернативах), ибо ничего, в противном случае, нельзя уточнить

· -представляя анкеты респонденту – в анкете название организации, четко выделена тема и т.д. + координаты службы, если надо – заказчика

· -всегда должна быть инструкция

· -благодарность (в инструкции) и после работы… + прощание

Критерии качества инструментария:

· -надежность

· -объективность

· -валидность – мера, в которой инструментарий измеряет то, что должен измерять

o –логическая валидность – содержательная, видимая валидность

o –внешняя валидность - корреляция между разными исследованиями по одной проблеме

o –внутренняя валидность – должны согласовываться с общим знанием об этом объекте (тут - факторный анализ, смотрим, насколько все вписывается в содержательную модель исследования)

Стратегии построения вопросов:

Непрямые стратегии – метод построения вопросов, где задаются вопросы о других людях, где опрашиваемый ставит себя на место других

· -проективные вопросы

· -метод ошибки – попросить выбрать из пары суждений те, которые верны (иногда используют те, где все варианты неверны). В основе – выбор респондента дает инфу о его ценностных ориентациях

· -информационный тест – виды и объемы информации, усваиваемые человеком, есть функция установок человека. Соответственно, если нам интересно что-то узнать – дать тест, смотрим, что выбрал респондент

· -выравнивание альтернатив - «вы и члены вашей семьи относят себя к категории приверженцев открытых или сдержанных чувств семьи при встрече?» - если просто один вариант (без альтернативы – «да/нет» - чрезмерная аккумуляция ответов на одной части шкалы)

· -«когда вы в первый раз «курили» вместо «вы когда-нибудь»

· -использование эффекта попутчика (эффект бегущего рядом, / эффект бегущего следом) – «многие люди считают так, а как считаете вы?» (отчасти наводящий-внушающий)

· -проблема эвфемизмов

Эффекты искажения

· -эффект излучения (гало-эффект) – ситуация, когда каждый вопрос инструментария образует для последующего вопроса «смысловую рамку», представляя собой фон для дальнейшего разговора ===>он излучает дальнейший ход мысли (тогда ни один вопрос респондентом изолированно не воспринимается). А т.к. отвечающий не хочет противоречить сам себе, то предыдущие ответы на вопросы оказывают влияние на последующие ответы.

o -------решение – чтобы не занимался респондент самоконтролем, вопросы с таким взаимовлиянием, нужно располагать максимально далеко друг от друга

· -эффект размещения - тематические блоки и комплексы оказывают друг на друга влияние, создавая «смысловую рамку» для следующего блока.

o --------решение – одна часть инструментария содержит смысловые блоки в определенной последовательности (воронка, Гэллоп..); другая часть – вопросы в иной последовательности (меняем местами блоки и последовательности блоков разными методами)

Прямые стратегии

Негативно может влиять на результаты:

· -сам респондент

· -сам интервьюер

· -ситуация

o -присутствие посторонних лиц

o –время и место опроса

o –несоблюдение принципа анонимности

o –плохая организация самой процедуры опроса

АНКЕТЫ-ОМНИБУСЫ (Omnibus) –это репрезентативный опрос, в котором участвуют несколько заказчиков. Они делят между собой общую сумму затрат на проведение опроса.

Условие – заказчики должны быть в курсе

(-) – бывают совершенно нестыкуемые темы

Наши рекомендации