Концептуализация, конкретизация и операционализация
Если категории, понятия и термины, о которых мы уже говорили, образуют то, что можно именовать строительным материалом, из которого создается структура ТМПИ, то концептуализация, конкретизация и операционализация могут называться процессом самого строительства, средством создания теоретической модели.
Концепция и концептуализация.Построение ТМПИ происходит во многом при помощи такой операции, как концептуализация. Концептуализация принимает в методологии несколько значений.
Во-первых, она напоминает индукцию и представляет собой процесс генерализации. Иными словами, обобщение или возведение конкретного понятия в степень абстрактного. К примеру, вам встретилась текучесть кадров. Что она означает: разновидность социальной мобильности, миграции, структурной нестабильности, институциональную динамику, дисфункцию трудового процесса или что-то еще? Для того чтобы правильно понять текучесть
кадров, надо знать, частью какого целого выступает этот элемент. Текучесть кадров действительно более элементарное и конкретное понятие, чем социальная мобильность. Для ее осмысления социолог проводит процедуру концептуализации. Образно выражаясь, он ищет адрес и родителей потерявшемуся ребенку. Спрашивать самого ребенка бесполезно, он не знает свой адрес. Можно заглянуть в адресную книгу, расспросить прохожих и соседей, обратиться к всезнающей полиции и т.п. Перепробовав разные способы, вы наконец находите тот дом, где живет ребенок. Задача концептуализации — поиск теоретического жилища, того дома или страны, откуда родом данное понятие или термин. От конкретного мы движемся к абстрактному, от части к целому, снизу вверх, восстанавливая по деталям общую картину.
Во-вторых, концептуализацией за рубежом именуют такую процедуру, которая общую идею переводит в систему конкретных понятий. Когда заводской социолог (воспользуемся старым наименованием социолога-прикладника) получает от своего клиента или заказчика некую идею, он должен ее обязательно конкретизировать. Предположим, директор завода, нанимая социолога, говорит ему, что у него в коллективе что-то не в порядке, но что конкретно, он сказать не может: то рабочие слишком часто увольняются, то дисциплина хромает, то производительность труда ползет вниз. Надо поизучать — предлагает директор. Иногда он более конкретен: в сварочном цехе
испортился психологический климат, конфликты и «разборки» ему уже надоели. Общие соображения, сформулированные на языке здравого смысла, социолог обязан перевести на научный язык, чтобы тем самым сделать проблему понятной для себя. Он уже представил в своем воображении, из чего складывается психологический климат, что ему придется измерять, кого опрашивать и т.д., теперь остается сесть за стол и набросать в общих чертах теоретическую или концептуальную схему ситуации. Что он совершил? Он концептуализировал идею, т.е. перевел ее во взаимосвязанную систему понятий, которые используются в социологии и применяются ею в аналогичных ситуациях. Позже смутный концептуальный образ проблемной ситуации обретет более конкретные и очевидные штрихи: социолог почитает литературу, ознакомится с работами предшественников по этой теме, возможно, проведет пробные обследования. Он распишет набросок портрета всеми цветами теоретической палитры, даже установит предполагаемые связи между многочисленными понятиями, но это уже будет шаг в будущее. От концептуализации социолог переходит к построению теоретической модели предмета исследования.
В-третьих, под концептуализацией надо понимать метод теоретического мышления. Большинство социологических теорий в строгом смысле не являются научными теориями, но представляют собой более расплывчатые, менее доказанные, не такие строгие образования. Их необходимо называть концепциями. Это как бы эскиз или заготовка научной теории, ведь последняя представляет собой плод сотрудничества многих ученых, результат кропотливой опытной работы целого коллектива людей. Мало изобрести нечто оригинальное — таких попыток бесчисленное множество. Гораздо сложнее
доказать правильность своей концепции, продемонстрировать ее предсказательные возможности и объяснительную мощь. Мало быть известным у себя в деревне, надо быть признанным научным сообществом. В мировой социологии очень много концепций, но очень мало настоящих теорий. В зрелых науках, в том числе в математике и физике, ситуация противоположная: здесь очень мало концепций, но много подлинных теорий. В естествознании не считаются с попытками дилетантов совершить научное открытие, здесь верят профессионалам, а потому любой плод теоретической фантазии многократно проверяют и перепроверяют. Чрезмерное количество концепций, их превышение над теориями, по-видимому, свидетельствует о молодости социологии.
Концептуализация — определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Так, «автомобиль» можно теоретически обобщить в «транспортное средство». Экономист превратит его в «потребительский товар», психолог — в «фигуру отца», социолог — «статусный символ». Таким образом, концептуализация — это подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки.
Концептуализировать означает нагрузить исходное понятие такими теоретическими признаками, каждый из которых принадлежит к другой теории или другой дисциплине, и увязать их в логическую систему, т.е. «вписывание», если так можно выразиться, в чужую теорию называется концептуализацией. В чем ее суть? Свои теоретические догадки и пару-тройку теоретических конструктов мы хорошенько прописали, обосновали, доказали при помощи обращения к общепризнанным научным теориям. Подчеркиваю: не просто сослались на них, а хорошенько прописали свои догадки через призму большой теории.
Чтобы помочь теории спуститься до того уровня, с которого начинается построение инструмента, скажем анкеты, мы должны разбить всю совокупность теоретических утверждений, которая описывает ТМПИ, на две группы: конкретизация и операционализация.
Перевод категорий в понятия мы будем называть конкретизацией (эмпирической интерпретацией, концептуализацией), а перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками — операционали-зацией; она подразумевает процесс сближения частных понятий с инструментальными терминами, при условии, что дальше они не распадаются на более конкретные единицы. В общем случае операционализацией в науке называется сведение целого к частям, из которых оно состоит.
Например, строение атома водорода изучалось эмпирическими методами, но при огромной, определяющей роли теории; она подсказывала, что и где именно надо искать в эксперименте. Даже вооруженным глазом никаких орбит увидеть невозможно. Можно обнаружить след в пузырьковой камере Вильсона, который затем и интерпретировать как электронную орбиту. Нельзя увидеть и сплоченность. Оба явления не наблюдаемы эмпирически. Строение атома водорода, как и строение сплоченности, представляет coooi комбинацию многих элементов, часть которых можно наблюдать непосред ственно на опыте, а часть требует дополнительного разложения на б°л
дробные элементы и затем уже эмпирического изучения каждого элемента в отдельности.
Целое чаще всего представляет очень сложное образование, которое непосредственно наблюдать практически невозможно. Никто никогда не видел вселенной, даже в сверхмощный телескоп. Астрономы способны видеть лишь ее отдельные фрагменты, скажем Млечный путь, а затем уже из них теоретически конструировать явление в целом. Никто никогда не видел капитализм, но с его конкретными проявлениями мы сталкиваемся каждый день.
Однако на практике социологу иногда попадаются несложные переменные, или понятия, например «электоральная установка», которые можно перевести всего в один анкетный вопрос: «За кого Вы собираетесь голосовать?» — и тем самым операционализировать ее.
Когда мы имеем дело с операционализацией, то первый и основной вопрос, который встает перед каждым из нас, выражается так: те ли части мы признаем за критерии целого? Может быть, наблюдаемые нами элементы свидетельствуют о другом явлении? В 90-е гг., когда Россия развернулась полным ходом от социализма к капитализму, мы столкнулись с такими дикими проявлениями нового строя, что задумались: а капитализм ли это вообще? Рост преступности, криминальный бизнес, мошенничество, коррупция, падение материального уровня жизни, рост смертности и т.д. служили эмпирически наблюдаемыми признаками чего-то, что объединяло их в одно целое. Но чего именно? На цивилизованный капитализм, который существовал в этот момент на Западе и к которому стремились наши демократы, такие проявления явно не походили. Тогда что это такое?
Ученые предлагали разные наименования: дикий капитализм, нецивилизованный рынок, советский капитализм, капитализм с российской спецификой, период первоначального накопления, капитализм в отсталой стране и др. Но не выбрали ни одного. Почему так труден выбор подходящего наименования? А потому что за словом скрывается социальная реальность. Прежде чем применить к реальности 90-х гг. понятие «советский капитализм», надо прежде описать его теоретически. Иными словами, установить сущность явления, его структуру, законы функционирования, формы проявления. И если окажется, что под них подходят те самые эмпирические признаки, которые мы с вами наблюдаем в быту, ученые вправе соединить то и другое — теоретическое понятие и его эмпирические признаки — в одно целое. Но просто так изобретать названия в науке нельзя.